К жителям Нефтечалинского района Азербайджана из-за разливов реки Кура осетровые из рыбного питомника попадают прямо во дворы.
Рассказывает Екатерина Трипутень.
Специалисты местного рыбоперерабатывающего завода в этом году выпустили на волю 5 тонн осетровых рыб. Только стихия внесла коррективы в расчеты рыбозаводчиков. Бурная Кура внезапно разлилась, и вдоль реки образовались небольшие водоемы - прямо во дворах местных жителей. Вместо того, чтобы плыть по течению в Каспийское море, рыба попала прямиком в их сети.
Рыбака Мамедова знают все в округе. У него всегда можно купить свежую форель, кутум и сазана. В последние дни у его лодки всегда очередь. Осетра он продает по 30 долларов за килограмм - на 10 долларов ниже рыночной цены.
(Муртуза Мамедов, рыбак: "Уже месяц Кура разливается. Из-за этого вся рыба из соседнего питомника плывет к нам. Только в моем пруду вода просто кишит от осетровых".)
Промысел осетровых запрещен, но рыбак закона не боится. Считает, что рыба сама приплыла в его частную собственность. Официально ловить осетровых на Каспии имеет право лишь одна крупная частная компания. Однако, несмотря на запреты, браконьеров не становится меньше.
(Гасан Абдулов, эксперт: "В большинстве случаев браконьеры ловят осетровых ради икры. А мертвую рыбу просто выбрасывают в море".)
Эти алюминиевые загоны - самые крупные ясли для рыб в Каспийском море. Рыба семейства осетровых очень капризная, поэтому здесь созданы искусственные водоемы с циркуляцией свежей морской воды. Температура в них не ниже 20 градусов. В таких благоприятных условиях осетровые растут быстрее, чем на воле.
(Ильхам Наджибов, начальник секции бассейна осетровых: "Сейчас разновидностей осетровых в Каспии почти не осталось. Необходимо принимать срочные меры. По мнению экологов и ученых, в ближайшие годы этот реликтовый вид, который пережил динозавров, может вовсе исчезнуть".)
Выход из положения эксперты видят в одном: не выпускать осетровых из Нефтечалинского рыборазводного завода. Министерство экологии Азербайджана сейчас разрабатывает пятилетнюю программу по спасению осетровых в Каспийском море. По предварительным прогнозам, проект сохранит около 50 тысяч рыб. Осталось решить проблему финансирования программы. Пока средства поступают от частных заводчиков рыб и крупных штрафов за нелегальную ловлю браконьерами.