Фронт без линии фронта. В годы войны на железной дороге между гитлеровцами и партизанами шло настоящее состязание в изобретательности

Источник материала:  
07.05.2010 — Новости Мира
Фронт без линии фронта.
В годы войны на железной дороге между гитлеровцами и партизанами шло настоящее состязание в изобретательности

Вторая мировая война и ее итоги по-прежнему остаются предметом острых дискуссий между историками, политиками и обывателями. Десятилетиями официальная советская идеология многое замалчивала о той войне, и сегодня некоторые так называемые “исследователи” в горячем псевдотворческом порыве готовы перевернуть с ног на голову наши представления о минувших событиях, героях и антигероях Великой Отечественной.

Вину искупали кровью

— В этих исследованиях нет ни малейшего намека на объективность, хотя бы потому, что их авторы берут за основу единичные случаи, — говорит старший научный сотрудник отдела истории партизанского движения Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Анна Галинская. — Да, на войне было всякое: и пьянство, и мародерство. Но массовым это явление назвать никак нельзя. Тем более что в большинстве случаев гитлеровцы специально создавали лжепартизанские отряды (как правило, из коллаборационистов и уголовников всех мастей), которые выдавали себя за советских партизан и совершали убийства и грабежи мирного населения. Но если бы все партизаны были грабителями, насильниками и мародерами, стали бы им помогать мирные жители? Могли ли партизанские отряды к концу 1943 года контролировать 60 процентов белорусской территории и держать в страхе оккупантов, если бы просто “отсиживались” в лесах и не получали никакой поддержки со стороны населения?  Анна Васильевна показывает мне выцветший мятый листок тетради. На нем следующие слова: “Расписка. Дана Кузьмичу Михаилу Александровичу в том, что от него принято: зерновых — 48 килограммов, картофеля — 120 килограммов”. Рядом еще одна справка, выданная “гражданке Кондратишке Александре Дмитриевне в том, что в мае 1943 года 12 дня у нее взята корова партизанским отрядом № 1 для питания партизан”. Трудно представить, чтобы подобные расписки выдавали эсэсовцы или полицаи. Разумеется, неблаговидные поступки со стороны отдельных личностей не оставались безнаказанными, и сами партизаны этого не скрывали. Вот, например, выдержка из статьи “Борьба с мародерством” в рукописном журнале рогачевских партизан: “В отряды начали проникать не совсем стойкие люди, бывшие полицейские. Они трясли у людей сундуки, вымогали самогон, громили ульи с пчелами, угрожая оружием”. С такими “защитниками” разговор был короткий, при партизанских отрядах тоже действовали суды и военный трибунал. Подпольная газета “Голос партизана” № 3 от 20 октября 1942 года пишет: “Кричевский районный комитет партии, командование партизанских отрядов ведут беспощадную борьбу с фактами мародерства, грубого отношения с населением. Такие случаи единичны, но они есть... Три дня рассматривал военный партизанский суд дело о мародерах. К судебной ответственности по закону военного времени привлечены несколько человек из группы Яскевича. Мародеры приговорены к высшей мере наказания — расстрелу”.Некоторые отделывались более “мягким” наказанием — лишением свободы, и свою вину они должны были искупить кровью.

Рельсовая война

Тем не менее факт остается фактом: партизанское движение в тылу фашистских войск стало поистине вторым фронтом. Это открыто признавали и сами нацисты. Небезызвестный немецкий военачальник генерал Гудериан вспоминал: “По мере того, как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились все более упорными, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат”.Диверсии, успешно проводимые лесными бойцами, наносили огромный ущерб оккупантам. Гитлеровцы вынуждены были постоянно искать способы, как уберечь военные эшелоны от партизанских мин. По воспоминаниям начальника Белорусского штаба партизанского движения П.Калинина, на железной дороге шло настоящее состязание в изобретательности.Вначале фашисты прицепляли впереди паровоза несколько пустых платформ. Как только партизаны разгадали эту хитрость, они стали закладывать такие мины, которые пропускали легкие платформы, но взрывались под тяжестью паровоза. Немцы стали нагружать платформы камнями. Тогда партизаны устанавливали мины замедленного действия. И снова платформы проходили, а эшелоны летели под откос. На перегоне Гомель—Чернигов фашистские охранники попытались перехитрить партизан. Перед тем как отправить поезд, дорогу проверяли патрули. Обнаружив заложенные партизанами мины, они проходили мимо, делая вид, что ничего не заметили. Но тут же условным сигналом вызывали войска, которые широким кольцом окружали партизан. На первых порах несколько партизанских групп попали в такую ловушку. Однако тактика гитлеровцев была быстро разгадана. Иногда партизанам попросту не хватало взрывчатки, и они отвинчивали рельсы, унося их в непроходимые болотные топи.

Партизанские Кулибины

Почти в каждом партизанском отряде действовала импровизированная оружейная мастерская. Анна Галинская показывает мне самодельный автомат, подаренный партизанами отряда имени Котовского одному из командиров Пинского соединения. Собирали оружие буквально по частям, да каким. Ручку смастерили из рога коровы, кожух — из рамы трофейного велосипеда, спусковой механизм — из куска железной бочки, а дюралюминиевые накладки сделали из остатков сбитого немецкого самолета.Отличался изобретательностью и Герой Советского Союза Александр Азончик, на счету которого 47 взорванных вражеских эшелонов. В музее хранятся самодельные ножницы, с помощью которых он выводил из строя связь противника и телефонный кабель, использовавшийся в качестве шнура для подрыва вражеских эшелонов.Гитлеровцы не знали от партизан покоя ни днем, ни ночью. И сегодня, по меньшей мере, странно слышать о том, что партизаны, мол, чуть ли не повсеместно занимались “приписками несуществующих заслуг”. Вот что пишет в своей книге “Тактика в русской кампании” немецкий военачальник Э.Миддельдорф: “Действия партизан при  проведении нами крупных наступательных операций сильно затрудняли снабжение немецких войск и ведение оперативных маневров. Только в июне 1943 года во время сосредоточения войск для наступления на Курск был совершен 841 налет партизан на железнодорожные магистрали Смоленск—Брянск и Пинск—Брянск. Выведены из строя 298 паровозов, 1222 вагона и 44 железнодорожных моста. Крупного успеха добились партизаны в июле 1943 года, когда на станции Осиповичи ими был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с новейшими танками “Тигр”.Вот ведь что удивительно. В то время как в Германии стыдятся “подвигов” своих эсэсовцев, каются и просят у всего мира прощения, у нас, в стране, больше всех пострадавшей от зверств фашизма, находятся лица, которые всячески пытаются принизить подвиг своего народа, фактически отождествляют партизан с карателями и их прислужниками-полицаями. Умом и сердцем это не понять. Но вполне понятно возмущение наших ветеранов. “Мы все сражались с этим страшным врагом — фашизмом, — говорит председатель совета Минской областной организации ветеранов Александр Слобода. — А сейчас в желтой прессе пишут, что партизаны — преступники. Обливать грязью наш народ мы не позволим”.

←Загадочный посетитель. Расшифровка самописцев Ту-154, упавшего под Смоленском, показала, что в кабину пилотов заходил неизвестный посторонний

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика