"Шестерка" по Ирану не достигла согласия по санкциям
Первый раунд переговоров в Нью-Йорке "шестерки" по проекту возможной резолюции о дополнительных санкциях против Тегерана, как и ожидалось, не принес согласия в эту группу стран, от которых зависит решение иранской проблемы, а единственным видимым результатом дискуссии послов шести стран при ООН стала договоренность дискуссию продолжить. Об этом сообщили журналистам по окончанию трехчасовой встречи в постпредстве Великобритании при ООН дипломаты стран "шестерки", в которую входят РФ, США, КНР, Великобритания, Франция и Германия.
Еще до начала встречи западные страны, настаивающие на введении дополнительных санкций, главным успехом считали тот факт, что во встрече, хоть и с огромной неохотой, согласился принять участие Китай, который ранее в течение многих месяцев отказывался вообще обсуждать тему санкций. Лишь во второй половине марта впервые представитель КНР принял участие в двух раундах телефонных переговоров политдиректоров МИД "шестерки", курирующих иранскую проблему.
Нью-Йоркская же встреча стала первой дискуссией, на которой постоянные представители шести государств при ООН смогли за одним столом обсудить проект резолюции, разработанный американской делегацией. То, что дипломаты обсуждали не общие вопросы и не отдельные элементы, а именно конкретный текст проекта резолюции Совбеза, подтвердил журналистам заместитель постоянного представителя Германии Мартин Ней.
Впрочем, в большей степени всех интересовала позиция России и даже еще больше - Китая, которые до сих пор не согласны с идеей введения дополнительных санкций, хотя полностью и не исключают такую возможность.
Вышедшие первыми из здания британской миссии к журналистам постпреды РФ и КНР сделали заявления, давшие понять, что позиции Москвы и Пекина не изменились, и они по прежнему настаивают на продолжении переговоров с Ираном и решении спора об обогащении урана путем дипломатии, а не санкций.
"Я думаю, никто не хочет вводить санкции, все хотят дипломатического решения. И разного рода конструктивные предложения в адрес Ирана уже были сделаны. Если Иран хочет вести переговоры, он должен начать переговариваться", - сказал Чуркин.
"Мы провели консультации и процесс продолжается. Китай продолжает поддерживать двойной подход к решению иранской ядерной проблемы. Консультации сфокусированы на двойном подходе. Сейчас двойной подход фокусируется на дипломатии", - сказал постпред КНР.
Двойной подход, являющийся основой стратегии "шестерки", означает давление на Тегеран в случае его отказа от сотрудничества и поощрение в случае согласия.
При этом Россия и Китай считают, что время и возможности для переговоров с Ираном еще остаются. Примечательно, что накануне встречи в Нью-Йорке в Пекине побывал главный иранский переговорщик по ядерной проблеме Саид Джалили, хотя подробности итогов его визита не сообщаются.
Вместе с тем "шестерка" оставляет в силе свое прежнее предложение по одному из спорных вопросов - об обмене иранского низкообогащенного урана на произведенное в России и Франции ядерное топливо для тегеранского исследовательского реактора.
В ходе Женевской встречи Иран и "шестерка" 1 октября 2009 года договорились об обмене имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5%) урана на обогащенное до 20% топливо для функционирования научно-исследовательского тегеранского реактора. Позже МАГАТЭ при участии России, Франции и США разработало и представило конкретный проект соглашения по обмену.
Однако затем Иран отказался от такой сделки. В начале февраля 2010 года иранские власти заявили, что приступили к обогащению урана на своей территории, и уже через два дня - 11 февраля - президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сообщил, что на заводе в Натанзе получена первая партия высокообогащенного урана. Решение иранских властей начать самостоятельное обогащение урана вызвало осуждение мирового сообщества, включая страны "шестерки".
Ли Баодун подтвердил, что Китай продолжит участвовать в дальнейших консультациях по иранской проблеме в "шестерке" в Нью-Йорке на уровне постпредов. По его словам, послы могут встретиться вновь в Нью-Йорке уже на следующей неделе. О том, что дальнейшие встречи в Нью-Йорке продолжатся, сказали также постпред РФ при ООН Виталий Чуркин и Кондолиза Райс. Райс также сказала, что обсуждение иранской тематики возможно параллельно и в контактах между столицами.
Вместе с тем, европейский дипломат, участвовавший в переговорах в четверг, предположил, что новая встреча в Нью-Йорке постпредов "шестерки" может состояться еще до конца этой недели, однако можно предположить, что этот раунд - если он вообще состоится - пройдет лишь на уровне экспертов, без участия постпредов.
Как бы то ни было, согласия на уровне постпредов шести стран пока не достигнуто. А без него вопрос о санкциях не может быть вынесен на обсуждение Совета безопасности ООН. Более того, и в самом Совбезе расклад сил весьма неоднозначный и пока не гарантирует США принятие санкций, даже если право вето не применят Россия и Китай.
Для принятия резолюции в СБ ООН необходимо два условия: чтобы "против" не проголосовал ни один из пяти постоянных членов (РФ, КНР, США, Франция, Великобритания), и чтобы документ получил не менее девяти из 15 голосов "за". В случае если Россия и Китай воздержатся, многое будет зависеть от десяти непостоянных членов.
При этом полностью нельзя исключать, что США, Великобриатния и Франция не смогут набрать еще шесть сторонников санкций. Накануне два влиятельных непостоянных члена Совбеза - Бразилия и Турция очень четко дали понять, что не поддерживают идею санкций. Против санкционных мер наверняка выступит Ливан, на решения правительства которого огромное влияние оказывает проиранское движение "Хезболлах".
Поддержки санкций стоит ожидать от Австрии, Боснии и Герцеговины, Японии, Мексики и, возможно, Уганды. А в отношении позиций Нигерии и Габона пока невозможно делать никаких прогнозов. Единственное из чего можно исходить в предположениях - это то, что Нигерия как одна из крупнейших и лидирующих стран Африки, вероятно, захочет продемонстрировать независимую от Запада линию поведения на международной арене - по примеру Бразилии, все более претендующей в последние годы на роль единоличного лидера в Латинской Америке.
Впрочем, для того, чтобы вопрос по Ирану попал в программу Совета безопасности, необходимо, чтобы по нему договорились страны "шестерки". В этой связи Виталий Чуркин предположил после встречи в четверг, что "переговоры будут сложными".
А пока в повестке работы СБ ООН на апрель заседания по Ирану не значится. Даже переговоры в четверг, несмотря на желание президента США Барака Обамы, не были переговорами в рамках ООН - а лишь встречей шести стран, одна из которых - ФРГ - вообще в Совбез не входит.
США уже передавали в Москву и Пекин конкретные предложения по дополнительным санкциям, а позже даже смягчили ряд из них, чтобы добиться согласия России и Китая на более мягкий вариант санкций, однако пока никакого ответа не получили.
На прошлой неделе газета The Wall Street Journal сообщила, что США были вынуждены изменить свои первоначальные предложения по элементам возможной санкционной резолюции и отказаться от наиболее жестких положений, которые могли бы, в частности, ограничить возможности Ирана по экспорту нефти, закупкам нефтепродуктов, и работе на мировых финансовых рынках. По словам источника газеты, британские и немецкие дипломаты убедили американских коллег, что жесткий вариант может встретить серьезное сопротивление России и Китая и привести к тому, что в Совбезе не будет вообще принято никакой резолюции по Ирану.
Президент США заявил на совместной с российским коллегой пресс-конференции в Праге, что очень хотел бы добиться принятия санкций против Ирана до конца весны.
"Санкции против Ирана двигались уже несколько последних недель, а на самом деле они движутся уже несколько месяцев. Мы увидим новые переговоры в ООН в ближайшую неделю в Нью-Йорке, и я полагаю, что мы сможем добиться сильных решительных санкций против Ирана весной этого года", - сказал Обама. При этом американский президент отметил, что вопрос обсуждения договора о стратегических наступательных вооружениях "способствовал американо-российскому диалогу по иранской ядерной программе".
В свою очередь президент РФ Дмитрий Медведев на той же пресс-конференции заявил: "Тегеран не реагирует на целый ряд предложенных ему конструктивных компромиссных договоренностей. И мы не можем на это закрывать глаза. Поэтому я не исключаю, что Совет безопасности будет вынужден вновь рассмотреть этот вопрос".
Впрочем, о согласии с санкциями российский президент не заявил. Признав, что иногда санкции становятся неизбежными, он отметил, что они "очень редко приводят к каким-либо результатам".