Библиотеку Российской Империи воссоздают вручную в Санкт-Петербурге
В Северной столице решили воссоздать Библиотеку Российской Империи - переиздают фолианты 18-19 веков.
Делают это с душой, не скупясь на кожаный переплет, золотые обрезы и теснение. Мастерицы, что книги сшивают, сами оказались на вес золота. Благодаря им на полках вновь появились картографические атласы формата инкунабул, уникальные документы об истории Кавказа и «Ералаш». Наталия Карамнова записалась в читальный зал.
На полках Библиотеки Российской Империи – репринтные издания 18-19 веков. "Магистр ордена книголюбов" Надежда Паршукова сдувает пылинки с обитателей книгохранилища. Фолианты ручной работы в ее руках уникальны не только по форме, но и по содержанию. Надежда демонстрирует собрание периодического издания, которое называлось «Ералаш» – это альбом карикатур, выходящий в середине 19 века и посвященный разным историческим персонажам той эпохи.
Сегодня карикатуры на Гоголя, Вяземского и других героев послепушкинской эпохи можно рассматривать в свое удовольствие, как читатели «Ералаша» делали это в середине 19 века. Первый иллюстрированный сатирический журнал обрел вторую жизнь благодаря единственному в своем роде петербургскому издательству, которое воссоздает редкие дореволюционные книги, периодику и географические карты.
Главный редактор издательства Надежда Паршукова объясняет, как идет работа над книгой: «К нам попадают экземпляры, с которых мы делаем факсимильную копию. Если в нем не хватает страниц – ищем другой экземпляр этого же тома и восстанавливаем утраченные страницы».
Собрание документов по истории народов Кавказа выросло от 12-ти книг до 26 томов. Внешний облик издания тоже преобразился.
Акты на грузинском, армянском, арабском, персидском языках, датированные 10-м веком, увидели свет в цельном кожаном переплете с золотым теснением, в сопровождении оригинального титульного листа и на дизайнерской бумаге.
«Золотой обрез используется для красоты. Книга вставляется в кожаный переплет. Также мы видим здесь блинтовое теснение – это без краски, оно просто продавливается. Плюс теснение золотом. Сшивается книга вручную», - рассказывает главный редактор издательства Надежда Паршукова.
Страницы русской истории вручную, с помощью одной лишь иголки и капроновой нити, сшивает мастер по послепечатной работе Наталья Ушакова. На две сотни листов у нее уходит пара дней.
Как признается Наталья, машина шьет быстрее, но у нее ограниченное количество стежков и размер формата. Такой большой формат она не возьмет.
В этой типографии из электроники только цифровые печатные машины, все работы выполняются мануфактурным способом. Книжную "одежду" из натуральной кожи изготавливают по старинным образцам. Такому ремеслу сейчас нигде не учат – его в буквальном смысле передают из рук в руки. Мастера говорят, по аналогии с пером, которое «не вырубишь топором», книги ручной работы на века переживут своих собратьев, склеенных и сброшюрованных машинным способом.
Переплетчица Евгения Габрусь считает эту работу творческой, так как люди вкладывают душу. Евгения уверена, что такая книга будет служить дольше, чем многотиражные издания, которые делаются в больших типографиях.
Всемирно известная гордость петербургских издателей – роскошный коронационный альбом 1883 года. Над памятником типографского искусства работали около полугода.
Специалисты восстановили в цвете 26 отдельных литографий, буквицы и виньетки, выполненные по рисункам Сурикова, Репина, Серова и Васнецова. Название с узорной окантовкой потребовало почти ювелирного труда. Библиофилы прикасаются к «сокровищу» дрожащими руками. Церемониальные альбомы распространяли только среди царских особ.
Этот увесистый том – одна из тридцати номерных копий. Первый экземпляр хранится в Государственном музее-заповеднике Петергоф, рядом с русскоязычным оригиналом фолианта. К сведению, один из оригиналов оценили на аукционе Кристис в 70 тысяч фунтов стерлингов и продали с превышением стоимости лота.
www.mirtvr.by