ТРУДНОСТИ РОСТА

Источник материала:  
11.02.2010 — Новости Мира

Две Германии с разными политическими и экономическими системами при желании объединиться слились в одно государство в течение года. Россия и Беларусь, принимая во внимание волеизъявление двух народов, создали различные объединительные структуры, газету «Союз» и т.д. При этом страны объединяются уже более 10 лет. Пожалуйста, расскажите правду об интеграции России и Беларуси. Состоится ли это объединение?
П. А. Гриценок, пенсионер, г. Мозырь

Медленно, но основательно
В новогоднем поздравлении моему московскому собрату по перу (кстати, сотруднику союзного издания) я в шутку, но вроде как бы «не без зависти» высказала сожаление, мол, вам, россиянам хорошо, «у вас есть длинные рождественские каникулы и много нефти». Наша переписка развивалась на фоне очередного нефтегазового конфликта, по традиции вспыхнувшего под брызги шампанского и раскаты новогоднего фейерверка. Мой российский приятель не без иронии лаконично отреагировал: «Нефти у нас нет. Она вся у олигархов».
На фоне жарких событий минувшего года белорусско-российские отношения трудно назвать безоблачными. Политики и чиновники изрядно пощекотали друг другу нервы и даже обменялись далеко не лестными «любезностями» в ходе словесных баталий. Вместе с тем, даже для неискушенного обывателя не составляло труда догадаться, кто стоит за кулисами разразившейся межгосударственной склоки и какие цели преследует этот таинственный «некто». Стоит ли удивляться, что амбиции некоторых политических и экономических кланов посеяли ядовитый сорняк разочарования в умах рядовых граждан по обе стороны границы, в отличие от державных мужей, отнюдь не склонных к противопоставлениям.
Газовые и торговые войны уже имели место и в 2002, и в 2005 годах. Вопрос всегда заключался не только в «цене», но и какой ценой. В конечном итоге власть предержащим приходилось искать и находить компромисс. Существуют порывы сиюминутные. Но и долгосрочные перспективные задачи списывать со счетов недальновидно. Белорусско-российская интеграция в их числе. И, вопреки мнению «разочаровавшихся», не так уж все безнадежно на этом фронте.
С момента подписания Договора о создании Союзного государства минуло десять лет. За истекший период была проделана серьезная кропотливая работа — созданы интеграционные институты, подписаны основополагающие соглашения. Несмотря на некоторое снижение объемов торговли по сравнению с аналогичными показателями 2009 года (вызванное отнюдь не искусственно спровоцированными войнами, а мировым экономическим кризисом) Россия — по-прежнему важный партнер Беларуси (47,2% всего объема товарооборота). Расширяется сотрудничество в военной сфере. Показательным этапом укрепления взаимодействия в этой области стало оперативно-стратегическое учение «Запад-2009» Вооруженных Сил Беларуси совместно с российскими коллегами. Главная цель учений — проверка функционирования системы совместной обороны именно Союзного государства, ее способности решать задачи обеспечения национальной и региональной безопасности. Не потеряли своей актуальности планы по завершению Программы обустройства внешней границы Беларуси и России. Она предусматривает строительство 19 объектов общей стоимостью 971 миллион российских рублей. Предполагается, что к 2011 году будет полностью завершено обустройство прибалтийского участка. Это позволит создать пограничную инфраструктуру, соответствующую международным стандартам. Россия остается главным партнером Беларуси на международной арене. «Никаких тут разворотов, поворотов быть не может. Россия всегда была, есть и будет нашим братским, родным государством. Может, кому-то это режет слух, но это так», — подчеркнул Президент Беларуси Александр Лукашенко в ответ на упреки в адрес нашей страны, вызванные вступлением республики в программу ЕС «Восточное партнерство».

Эйфория прошла
Когда в 1989 году рухнула Берлинская стена и восточноевропейские немцы дружно бросились в объятия западных, никто и думать не хотел о предстоящих проблемах и трудностях. Мало кто сомневался в правильности выбранного пути и в том, что в итоге торжество неолиберализма неизбежно. Вместе с ним придут эффективная экономика, свобода и процветание.
Иллюзии развеялись. В прошлом году ФРГ отметила юбилей падения Берлинской стены, а уровень благосостояния немцев так и не пришел к единому знаменателю. Нет и однозначного отношения к событиям двадцатилетней давности. Западные немцы ворчат по поводу необходимости платить так называемый «налог солидарности», призванный поддержать восточных собратьев. В то время как уровень заработной платы профессора университета бывшей ГДР на 5 процентов ниже, чем у западногерманских коллег.
В отличие от белорусов и россиян, эйфория немцев 1989 года имеет специфические предпосылки. Пусть и не без помощи извне, но формально стремление к самоопределению бывших республик Советского Союза считается делом добровольным. Условно, конечно… С Германией дело обстояло сложнее. Не углубляясь в мотивы, сделавшие возможным приход к власти Гитлера в 1933 году, не лишним будет вспомнить причины разделения Германии. После окончания Второй мировой войны «провинившаяся» страна была разделена союзниками на 12 территорий. Бывший рейх сначала обкорнали в 1945 в Потсдаме, отдав его бывшие земли Польше и ликвидировав Восточную Пруссию. Второй раз — в 1949, создав ГДР. Национальное самолюбие немцев было уязвлено. Однако что могла в такой ситуации предпринять ФРГ, не имеющая ядерного оружия, да к тому же оккупированная иностранными войсками? Почти полвека, соблюдая внешнюю политкорректность, немцы готовили исторический реванш. Посредством политических, экономических и дипломатических шагов нация стремилась к заветной цели — объединению страны. Настойчивость себя оправдала. Что в итоге?
По данным социологических исследований, лишь 25 процентов восточных немцев чувствуют себя полноправными гражданами объединенной Германии. 60 процентов опрошенных заявили, что ни ранее в ГДР, ни теперь в ФРГ не ощущают себя в достаточной степени хорошо. Выигравшими от объединения считают себя в общей сложности только 38 процентов восточных немцев, из них 18 процентов заявили, что, «безусловно, выиграли», 20 процентов считают, что, «скорее, выиграли, чем проиграли». 40 процентов опрошенных отметили, что довольны своим сегодняшним положением, 4 процента — что «очень довольны». Среди респондентов этой категории — жители больших городов, люди с высшим образованием и предприниматели. И, тем не менее, этот показатель снижается: в 2000-м году об этом заявляли 58 процентов респондентов.
Что касается политики, то 67 процентов восточных немцев заявили о том, что считают демократию «важной». Однако лишь 11 процентов довольны существующей политической практикой, а 42 процента отметили, что «недовольны» или «очень недовольны» тем, как демократия функционирует в стране. 59 процентов опрошенных признали, что не доверяют политикам.
Было выяснено, что каждый третий немецкий сотрудник недоволен своим положением на работе. Из 8 тысяч опрошенных половина не уверена, что при существующих условиях труда хотят остаться на том же рабочем месте до пенсионного возраста.
Еще одна черта, которую опрос выявил среди жителей Восточной Германии, — это широко распространенная неприязнь и враждебность к иммигрантам. 41 процент респондентов заявили, что в стране слишком много приезжих, 35 процентов придерживаются той точки зрения, что мигранты ухудшают криминогенную обстановку, способствуют росту безработицы и кризису на рынке жилья. Социологи считают, что неприязнь к иммигрантам связана с тем, что граждане бывшего ГДР, в отличие от граждан ФРГ, не привыкли жить рядом с иностранцами.


Виктория НЕЖДАНОВА
←Кумира можно поменять? Швейцарский политик, ярый противник ислама, признался, что стал мусульманином

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика