Награда как призыв к действию
Присуждение Нобелевской премии мира американскому президенту Бараку Обаме вызвало небывалый общественный резонанс во всех уголках планеты. Такой поворот событий стал откровенным шоком и для Вашингтона: звонок из Нобелевского комитета в 3 часа ночи застал врасплох пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса. Эксперты по обе стороны Атлантики задавались одним и тем же вопросом: почему именно он?
Многие предыдущие лауреаты потратили не одно десятилетие, отстаивая идеалы мира, свободы и гуманизма. Среди них далай-лама, мать Тереза, Нельсон Мандела, а также Джимми Картер (президент США в 1977—1981 гг.), который получил премию лишь в 2002 году.
Каким образом среди них оказался человек, политическая карьера которого — менее 5 лет?
Основной причиной данного выбора были названы «огромные усилия, предпринимаемые Обамой по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами». В заявлении Нобелевского комитета говорилось также о действиях президента США в области ядерного разоружения и урегулирования конфликта на Ближнем Востоке.
Парадоксально, что многие антиамериканисты приветствовали этот шаг. Лидер кубинской революции Фидель Кастро назвал присуждение Бараку Обаме Нобелевской премии мира «позитивной мерой», а помощник президента Ирана Али Акбар Джаванфекр заявил, что премия должна стать «мощным стимулом» как для Америки, так и для всего мира.
Более сдержанно выразились по данному вопросу европейские и американские эксперты. Большинство из них сошлось во мнении, что молодому президенту явно не хватает собственных достижений, заслуживающих столь высокой награды. Очевидно то, что в «миротворческой деятельности» Обамы пока больше красивых слов, чем реального дела.
В России также считают, что результаты усилий, прилагаемых президентом США и его администрацией, не вполне очевидны.
В целом ведущие политики, ученые, эксперты и общественные деятели полагают, что эта премия является авансом, а доверие, оказанное Бараку Обаме, еще придется оправдать.
Опросы общественного мнения показывают, что далеко не все поддерживают присуждение Обаме Нобелевской премии мира. Так, более 60 % зрителей телеканала «Euronews» выразили свое несогласие с решением Нобелевского комитета.
По результатам опроса, проведенного на официальном сайте Нобелевской премии (Nobelprize.org), 54 % опрошенных не смогли ответить, какие именно усилия приложил Барак Обама по созданию «мира без ядерного оружия».
Сам лауреат довольно скромно прокомментировал получение данной премии: «Позвольте мне ясно сказать: я не рассматриваю это как признание моих собственных заслуг, — заявил президент США. – Скорее, это подтверждение американского лидерства в отстаивании тех чаяний, которые имеются у народов всех стран». Обама пояснил, что «не чувствует себя достойным находиться в одной компании со множеством преобразователей, отмеченных данной наградой».
Существует опасность того, что Барак Обама может стать заложником тех политических обстоятельств, в которых он оказался. Америка ведет две крупные войны далеко от своих берегов. Неизвестно, каким образом президент США сможет увязать свой новый почетный статус с планами отправки дополнительных войск в Афганистан. Его пресс-секретарь Роберт Гиббс в очередной раз подчеркнул: «Существуют необходимые акции, которые должны и будут предприниматься нашей страной для защиты национальной территории, предотвращения атак на себя и своих союзников». Из этих слов следует, что Соединенные Штаты не собираются прерывать проводимые ими военные операции.
Более того, по всей стране нарастает антивоенное движение. Интересно, что в день объявления о присуждении премии возле Белого дома проходила очередная антивоенная демонстрация.
Тем не менее если взглянуть на проблему под другим углом, то нынешнее решение Нобелевской комиссии не выглядит как «сенсация вселенского масштаба».
Прежде всего, как показывает опыт предыдущих лет, данное событие вряд ли будет иметь далеко идущие политические последствия.
Помимо того, присуждение Нобелевской премии мира всегда вызывало неоднозначную реакцию мировой общественности, особенно со стороны отдельных государств. Так, в 2008 году население Сербии совсем не обрадовалось вручению этой награды Марти Ахтисаари – человеку, который дал зеленый свет независимости Косово, а за 9 лет до этого был одним из инициаторов бомбардировки Белграда.
Михаил Горбачев был удостоен премии в самый разгар антиправительственных вы-ступлений и этнических конфликтов в СССР (1990 год).
Некоторые лауреаты Нобелевской премии мира также получали ее авансом, задолго до практической реализации своих идей. Бывший польский президент и борец за демо-кратию Лех Валенса стал обладателем премии в 1983 году, то есть за 6 лет до падения коммунистического режима в своей стране. Американский государственный деятель Генри Киссинджер получил Нобелевскую премию мира «в знак признания заслуг в связи с перемирием во Вьетнаме» еще за 2 года до окончания войны.
Но для реализации поставленных целей нынешнему президенту США следует рассматривать премию не просто как аванс, а как прямое руководство к действию – призыв к претворению в жизнь своих многочисленных лозунгов, речей и деклараций. У Барака Обамы есть одно неоспоримое преимущество: в отличие от других лауреатов, многие из которых не обладали необходимыми рычагами влияния, у него есть реальная власть и политическая сила. Как президент огромной страны, он способен приложить максимум усилий, чтобы его главный предвыборный слоган «Да, мы можем!» стал истинным стимулом для всей мировой общественности в поиске путей установления мира, справедливости и прекращения войн.