Клаус преткновения
19.10.2009
—
Новости Мира
Учитывая независимый стиль В. Клауса как политика, давление на него крупных стран ЕС может оказаться контрпродуктивным. На конфронтацию с ним не идут и члены чешского правительства. Так, чешский премьер-министр Ян Фишер согласился на требование В. Клауса начать переговоры с ЕС.
"Правительство собирается обсуждать дополнительные условия, выдвинутые главой государства. Мы готовы пойти в Европейский Совет и представить их за столом переговоров", - заявил Я. Фишер газете The Times. Тем не менее он призвал В. Клауса гарантировать подписание договора в случае, если лидеры ЕС согласятся на выдвинутые условия и если чешский конституционный суд не выдвинет новых возражений.
Рейтинг популярности В. Клауса среди чехов довольно высокий, и хоть такая настойчивость может слегка уменьшить его популярность, но вряд ли подорвет ее основательно. Эксперты отмечают, что чехи, десятилетиями жившие "по указке Москвы", теперь противятся управлению из Брюсселя.
В любом случае В. Клаус не подпишет договор до слушания чешского конституционного суда, назначенного на 27 октября. Суд уже отклонил одну жалобу против договора и наверняка сделает это снова, считают специалисты.
Вариант импичмента со стороны депутатов парламента маловероятен. Более того, согласно чешской Конституции президент может быть подвергнут импичменту в случаях осуществления деятельности, направленной против независимости Чехии, территориальной целостности страны и демократического порядка. Но это как раз те ценности, которые В. Клаус, критикуя Лиссабонский договор, собирается защищать.
В конце концов, если В. Клаус "дотянет" до весны 2010 г., то винить в срыве Лиссабонского договора будут уже британцев. Дело в том, что на выборах в Великобритании, которые, скорее всего, состоятся весной 2010 г., победу, вероятно, одержит Консервативная партия, а ее лидер Дэвид Кэмерон станет премьер-министром. Отношение тори к Лиссабонскому договору весьма скептическое. Д. Кэмерон пообещал провести референдум по Лиссабонскому договору, если ко времени победы Консервативной партии договор все еще не будет ратифицирован во всех странах ЕС. В связи с этим евроскептики питают надежду, что чешский президент будет тянуть время до победы британских консерваторов.
Лидеры ЕС на саммите в Брюсселе 29-30 октября все еще рассчитывают отпраздновать окончание ратификационного процесса и провести назначения на должность президента ЕС и министра иностранных дел. Однако, похоже, теперь им придется ограничиться лишь обсуждением кандидатур.
Справка "БР"
Лиссабонский договор был подписан в Лиссабоне в декабре 2007 г. в целях усовершенствования Маастрихтского и Римского договоров. Он призван внести существенные изменения во властный статус основных органов ЕС.
Так, увеличатся парламентские полномочия в законодательной сфере, а также в сферах бюджетного и политического контроля. Парламент получит право вето на назначение президента Еврокомиссии, что, с одной стороны, поспособствует назначению на должность сильной кандидатуры и предоставит президенту больше демократической легитимности, но с другой - может привести к закулисной торговле вокруг других назначений.
Структура опор, созданная Маастрихтским договором, будет упразднена, что укрепит положение Еврокомиссии и увеличит эффективность принятия решений в сфере безопасности и правосудия. Станет возможным проведение согласованной европейской энергетической политики, так как энергетика будет сферой общей компетенции.
Важными нововведениями станут новые должности - верховного представителя ЕС в сфере иностранных дел и политики безопасности и президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года вместо шестимесячной ротации президентства между государствами - членами ЕС.
Кроме того, Хартия Европейского Союза по правам человека станет юридически обязательной на территории ЕС, за исключением воспротивившихся Польши и Великобритании, а также при удовлетворении требования В. Клауса и Чехии.
Лиссабонский договор был подписан в Лиссабоне в декабре 2007 г. в целях усовершенствования Маастрихтского и Римского договоров. Он призван внести существенные изменения во властный статус основных органов ЕС.
Так, увеличатся парламентские полномочия в законодательной сфере, а также в сферах бюджетного и политического контроля. Парламент получит право вето на назначение президента Еврокомиссии, что, с одной стороны, поспособствует назначению на должность сильной кандидатуры и предоставит президенту больше демократической легитимности, но с другой - может привести к закулисной торговле вокруг других назначений.
Структура опор, созданная Маастрихтским договором, будет упразднена, что укрепит положение Еврокомиссии и увеличит эффективность принятия решений в сфере безопасности и правосудия. Станет возможным проведение согласованной европейской энергетической политики, так как энергетика будет сферой общей компетенции.
Важными нововведениями станут новые должности - верховного представителя ЕС в сфере иностранных дел и политики безопасности и президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года вместо шестимесячной ротации президентства между государствами - членами ЕС.
Кроме того, Хартия Европейского Союза по правам человека станет юридически обязательной на территории ЕС, за исключением воспротивившихся Польши и Великобритании, а также при удовлетворении требования В. Клауса и Чехии.