Барьер со второй попытки

Источник материала:  
19.10.2009 — Новости Мира
Барьер со второй попыткиПоложительный исход голосования ирландцев 2 октября в поддержку Лиссабонского договора был под большим сомнением. Экономическая рецессия, фискальный дефицит, попытка лишить пенсионеров бесплатного медицинского обслуживания, среди прочего, обеспечили коалиционному правительству антирекорд самого непопулярного кабинета министров за всю историю независимой Ирландии.

Как безрадостно заметила еврокомиссар Маргот Валлстрем в начале текущего года, "ирландцы не проголoсуют "за" даже за три пинты пива "Гиннесс". Впрочем, итоги референдума 2 октября показали, что не лишенная промахов правительственная стратегия все же принесла положительный результат.

Проголосовав в поддержку договора 67% против 32%, ирландцы фактически преодолели ими же возведенное в июне 2008 г. препятствие на пути ратификации договора. Премьер-министр страны Брайан Коуэн после провала первого референдума пообещал, что идея Лиссабонского договора не будет похоронена, и сдержал слово.

Кульминацией долгого периода активной закулисной дипломатии стал саммит Европейского Совета в июне 2009 г. Он предоставил Ирландии правовые гарантии сохранения  нейтралитета, контроля над налоговыми ставками, нелегализации абортов, а также право делегирования своего представителя в Еврокомиссию. Это стало главным козырем правительства в повторной кампании, которая имела целью убедить три миллиона ирландцев поддержать договор.

Несмотря на рекомендации экспертов вовлечь гражданское общество в организованное движение в поддержку Лиссабонского договора и акцентировать внимание общества на его положительных аспектах, работа кабинета министров в этом направлении велась вяло. В то время как антилиссабонская кампания вновь набрала обороты, располагала качественным интернет-сайтом и доходчивыми брошюрами типа "10 причин голосовать против", пролиссабонская сторона явно отставала в столь важных каналах коммуникации с обществом.

Так, написанную на доступном для рядового гражданина языке книгу ирландского писателя и драматурга Н. Маккинли "100 причин голосовать "Да" за Лиссабон 2" можно было заказать за 7 EUR вместе с доставкой по Ирландии. Но появилась она на заключительном этапе кампании. Так же, как и ряд общественных инициатив вроде "Европа для Ирландии", организованной группой ирландцев, проживающих в Брюсселе и других городах ЕС.

Естественным условием для достижения положительного результата было размежевание вопросов о популярности правительства и о судьбе европейского договора. Многие ирландцы действительно намеревались использовать голос "нет" в качестве варианта избавления от Фианна Файл.

Еврокомиссия не могла, как это было при организации референдума 2008 г., позволить себе оставаться в стороне и всецело отдать агитацию за Лиссабонский договор на откуп феноменально непопулярному правительству. За две недели до референдума Ирландию посетил президент Еврокомиссии Жозе Баррозу с заготовленной партией "пряников". И "кнута" в виде замечания, что в случае, если Ирландия проголосует против, то она вполне может лишиться своего еврокомиссара.

Сторонники Лиссабонского договора доказывали, что голосование "против" плохо отразилось бы на политической состоятельности Ирландии, а значит, пошатнуло бы уникальную роль страны в качестве портала для американских компаний на европейский рынок.

Акцент на экономических преимуществах от членства в ЕС имел, однако, и обратный эффект.

Противники европейской Конституции как раз утверждали, что Лиссабонский договор призван обеспечивать прежде всего интересы крупного бизнеса. Решения руководств авиакомпании Ryanair и крупнейшего в мире производителя микрочипов Intel выделить сотни тысяч евро в пользу пролиссабонской кампании лишь доказали важность положительного голосования для крупного бизнеса. Такой же эффект имела публичная поддержка Лиссабонского договора со стороны президента Американской торговой палаты в Ирландии.

Эффективной стратегией по привлечению сторонников Лиссабонского договора должно было стать развенчание аргументов его противников посредством достоверной фактической информации о сущности договора. Но и она столкнулась с трудностями. Так, публикация на сайте Еврокомиссии аргументов, опровергающих устрашения антилиссабонской фермерской группы вызвала ряд критических замечаний со стороны противников договора. "Использование сайта Еврокомиссии в подобных целях - это вмешательство в процесс ирландского референдума", - заявил А. Коглан, директор Антилиссабонского центра исследований ЕС.

Наконец, в преддверии референдума правительство предложило противоречивую идею, вызвавшую уличные акции протеста. Речь идет о создании специального правительственного агентства в качестве поручителя за банки, которые не в состоянии расплатиться по долгам.

Теперь по иронии судьбы для самого ирландского правительства положительный результат референдума - отнюдь не самая главная разрешенная проблема. Впереди - продвижение нового закона об упомянутом агентстве "плохих" банков, а также утверждение парламентом экономного бюджета. Это не менее важные события для судьбы балансирующей на грани коалиции, которая, возможно, не увидит претворения в жизнь идеалов Лиссабона, защищенных ею для всей объединенной Европы.
←Комитет избирателей Украины ожидает грязной президентской кампании

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика