Чемпион мира по кикбоксингу Задиран о словах Лукашенко: «Сейчас многие люди вокруг президента тоже борцы, боксеры в прошлом. Делайте выводы»
Владимир Задинар, первый в СССР чемпион мира среди профессионалов по кикбоксингу, рассказал для Tribuna.com о том, какие были условия для жизни в 90-х годах.
– Как известно, я сам был осужден в 1993 году (Задирана обвинили в вымогательстве – прим. Tribuna.com), но, по сути, дали срок [в пять лет] за то, что занимался кикбоксингом. И никого не интересует, что суд был закрытым, что туда не допустили родственников, в зале были только судья, прокурор, адвокат и я. Просто повесили клеймо, что если кикбоксер, если тебя били по голове, то, значит, бандит. Но вы поймите, что тайбоксеры, кикбоксеры, люди, которые становились чемпионами мира, – они далеко не глупые. Бокс – это быстрые шахматы, но люди почему-то думают, что если боксер – значит, тупой. Это абсолютно не так.
Давать клеймо, что борцы или бойцы пошли к бандитам, чтобы заработать денег, – это вообще глупость. Нельзя никоим образом обобщать. Тот, кто в 90-х хотел работать, тот работал и зарабатывал. Кооперативы, еще что-то. Это было время Клондайка, когда можно было спокойно зарабатывать достаточное количество денег. Но большинство людей в 90-х привыкли подчиняться, как делают это и сейчас. Подчиняться общим штампам. А когда этим людям давали какую-то свободу, они просто не знали, что с ней делать, как и куда идти. Вот это и были 90-е.
Да, может, не хватало многого в определенные периоды, буквально всего, но кто хотел заработать, тот зарабатывал. И челноками были, ездили туда, привозили сюда, продавали. Сейчас это называется бизнесом. И нормально жили.
90-е были в отношении слов и действий более правильные. Но первая половина 90-х. После 1994-го сделали такие законы, при которых даже свои деньги я не могу вернуть. Например, я вам дал какую-то сумму, написали мы расписку, а когда я приду или позвоню и скажу, что пора возвращать деньги, вы пойдете, допустим, в милицию и пожалуетесь, мол, Задиран позвонил и сказал, что нужно срочно отдавать деньги. Задиран так сказал, что вы не спите, семья боится. И что? Меня за это арестуют! Потому что милиция посмотрит на свои законы и решит, что с моей стороны – рэкет. Но самое интересное, что власть имущие, которые и создают эти законы, могут так поступать, а обычный человек – нет.
Более того, я сейчас буду идти по улице и не смогу защитить свою честь, честь своей семьи или женщины. Если какой-то хам что-то сделает, что-то скажет, я не смогу ничем ему ответить, потому что нарушу закон. По закону я должен вызвать милицию, и тогда специально обученные люди будут в этом разбираться. Вот такие законы издали в 1994-м. При мне будут кого-то бить, избивать, а я буду в это время звонить в милицию? И вот мы по этим законам живем.
– Какая у вас реакция на то, что борцов и боксеров действующий президент упомянул наряду с бандитами?
– Конечно, это обидно. Тем более речь про виды спорта, которые первыми появились на Олимпиаде. А что тогда, всех стрелков сейчас сравнивать с киллерами? Или шахматистов – с аферистами, потому что они могут просчитать такие комбинации, которые тебя в конечном счете запутают так, что не выберешься? Штампы люди готовы давать, но никто никогда не задумывается над этим.
– Боксеры и борцы в 90-х действительно вынуждены были присоединяться к преступным группировкам, чтобы прокормить семью?
– Если бы государство боксерам или борцам обеспечило жизнь, которую они заслужили, тогда бы никто не обращался к бандитам. Да, может, такие [присоединившиеся] и были, но не нужно всех под одну гребенку. К бандитам шли далеко не все, уверяю вас. Но если так делали, то это не вина тех людей, а вина государства, которое, повторюсь, не могло дать им возможности в обычной жизни достойно содержать свою семью.
Кстати, сейчас многие люди, которые вокруг президента, среди его приближенных, тоже борцы, боксеры в прошлом. Делайте выводы, – сказал Задиран.
Клондайк, кошмар, закалка. Белорусов пугают 90-ми – спросили у людей белспорта, как им тогда жилось