Лесун о смене гражданства на российское: «Главный тренер сборной Беларуси надавил на рычаг – и мальчишку выкинули, как щенка»
Известный пятиборец, олимпийский чемпион Рио-2016 Александр Лесун рассказал о смене гражданства с белорусского на российское.
- Когда-то в Беларуси вам поставили диагноз — сердечная аномалия. Перепугались?
– Да мне заявили, что жить осталось всего три дня!
- Ой.
– Дословно звучало так: «Молодой человек, у вас предынфарктное состояние. Дня через три случится разрыв сердца, и вы умрете».
- Реакция?
– Шок. Начал прислушиваться к своему организму — какое предынфарктное состояние?! Ничего нет! Отлично себя чувствую! Анатолий Ткаченко, мой тренер, повез к лучшему в стране кардиохирургу. Тот осмотрел, успокоил: «Все в порядке!» Говорю: «Напишите заключение, что мне можно заниматься спортом». А он: «Нет, это не моя зона ответственности. Могу лишь справку дать, что пациент в оперативном вмешательстве не нуждается».
- Что дальше?
– Врачи, от которых все зависело, на справку едва взглянули: «Да, это светило белорусской науки, но его мнение нас не волнует. Заниматься спортом вам нельзя». О пятиборье пришлось забыть.
- Надолго?
– На год. Потом Хапланов узнал о моих мытарствах, пригласил в Москву, организовал обследование в двух клиниках. Ответ был один: «Сердце не успело вырасти, стенка была более подвижной, чем надо. Это не опасно. Можно тренироваться, выступать. Никаких ограничений». Хапланов предложил остаться: «Саша, ты нам интересен. Второй вариант — возвращайся с этими бумагами в Минск, пытайся пробиться, переубедить докторов. Но, скорее всего, тебя не допустят. Скажут, да нам плевать на заключение российских врачей».
- А вы?
– «Не-не-не, в Минск не вернусь. Хочу быть с вами».
- Вы упомянули о проблемах с сердцем на Кубке мира-2010...
– Это совершенно разные вещи. Там физиология, перегруз. А тут — элементарная ритмика. Год потренировался в России, и все наладилось, о сердечной аномалии больше никто не вспоминал.
- Так почему же белорусские врачи вас зачехлили?
– Из-за нежелания Валентина Рогова, главного тренера сборной Беларуси, видеть меня в команде. Надавил на рычаг — и мальчишку выкинули, как щенка. Это был самый легкий способ.
- Чем вы Рогову не угодили?
– Меня тренировал Ткаченко, у которого в сборную уже входили три спортсмена. У Рогова — только Дима Мелях. Которого мы регулярно обыгрывали. Но главный тренер сохранял должность при условии, что у него в сборной есть хотя бы один ученик. Рогов не мог допустить, чтобы кто-то выбил Меляха из состава. Я, юниор, оказался лишним. Вот и вся история.
- С Роговым время спустя встречались?
– Нет. Как-то в Минске он пытался подойти, поговорить, но общаться с ним не тянет. А с другой стороны, сегодня ему даже благодарен. Если б не переезд Москву, до олимпийского золота я бы вряд ли дотянул. В России и базы лучше, и тренерские кадры. Тот же Хапланов — профи мирового уровня, — сказал Лесун.