Belmarket.by: В лучшие годы окупаемость минского «Динамо» не превышала 25 процентов
В лучшие годы окупаемость минского «Динамо» не превышала 25 процентов, сообщает Belmarket.by.
«До переезда на «Минск-Арену» клуб зарабатывал совсем смешные деньги — всего 400 тыс. долларов в 2009 году. В 2012-м, на который пришелся пиковый интерес к матчам «Динамо», этот показатель увеличился до 3,8 млн долларов. Летом 2014 года Владимир Бережков сообщил, что годовые доходы от коммерческой деятельности планировались на уровне 3,2 млн долларов, в том числе 1,6 млн — продажа билетов на матчи, 0,5 млн — ретейл, 0,35 млн — реклама, 0,2 млн — франчайзинг. Остальное (0,55 млн долларов) — долевое строительство.
Отметим, что даже в лучшие годы окупаемость клуба не превышала 25 %, хотя к 2015 году планировалось достичь 50-процентного показателя. В последний раз стратегическая цель клуба была обнародована его бывшим генеральным директором Максимом Субботкиным: «Наша задача — уменьшение господдержки за счет увеличения доходов клуба. Если мы начнем зарабатывать на 500 тыс. долларов больше, то на полмиллиона уменьшится помощь со стороны государства».
Чтобы узнать, как «Динамо» справляется с задачей выхода на 50-процентную окупаемость, мы направили в клуб официальный запрос с просьбой сообщить сумму коммерческих доходов ХК «Динамо-Минск» за последний отчетный период, их структуру и долю в бюджете. Помимо того, мы попросили дать официальный комментарий по поводу коммерческих планов на предстоящий сезон.
В ответ на запрос заместитель генерального директора по безопасности Анатолий Курилец сообщил, «что запрашиваемые сведения представляют коммерческую тайну ЗАО «Хоккейный клуб «Динамо-Минск».
Традиционно около половины коммерческих доходов клуба приносит продажа билетов на домашние матчи. Сравним последние два сезона. В сезоне-2014/15 средняя посещаемость матчей «Динамо» составила 14 120 человек, в сезоне-2015/16 — 11 445. При этом расчетная средняя цена билетов упала с 7,4 до примерно 6 долларов. Добавим, что в сезоне-2014/15 «Динамо» провело два матча плей-офф, цены на которые были значительно выше, чем на игры регулярного чемпионата (минимальная цена билета на каждый матч нокаут-раунда — 7,8 доллара). Последний же сезон закончился для минчан лишь регулярным чемпионатом. Таким образом, выручка от продажи билетов сократилась на 35-40 %.
Доходы от ретейла также снизились. В октябре минувшего года проблему признал даже исполняющий обязанности гендиректора «Динамо» Павел Бурба: «Дополнительные точки реализации не дают ожидаемого прироста продаж. Вот про эти последствия никто не думал. Если раньше торговля была мегаприбыльным бизнесом, то сейчас это большой вопрос».
Наверняка снизились и доходы от рекламы. Это обусловлено тем, что в 2015 году отечественный рекламный рынок просел, по разным оценкам, на 35-40 % по сравнению с 2014-м.
Говорить о динамике доходов от долевого строительства и франчайзинга не представляется возможным ввиду отсутствия информации.
Таким образом, как минимум три статьи, в 2014 году приносившие «Динамо» три четверти всех коммерческих доходов, серьезно сжались. Оценивая же ситуацию в целом, можно предположить, что сегодня коммерческие доходы клуба составляют от 2 до 2,5 млн долларов.