Шведы крепкие орешки, но и мы не промах
В четвертьфинале чемпионата мира сборная Беларуси сыграет против Швеции. Шанс повлиять на свою судьбу и выбрать более приемлемого соперника в первом матче плей-офф у хозяев чемпионата был. Но для этого нужно было побеждать сборную России. По словам игроков, вытиравших пот со лба в микс-зоне после матча, сделать это было реально. Джефф Платт говорил, например, о тренерской задаче «показать лучшую игру и играть на победу». Не получилось. Впрочем, и пессимизма застывшие на табло цифры – 2:1 — в преддверии четвертьфинала вызывать не должны сразу по нескольким причинам. Главное, сделать из них правильные выводы. У команды для этого есть практически два дня. Мы же пока подводим итоги тому, что удалось заметить с трибун.
Вывод 1.
У сборной Беларуси есть стратегический план
Что бы там ни говорили о «миллионах телезрителей» и «аншлаге на трибунах», ради которых на каждый матч команда должна выходить, как на последний, в игре с россиянами ложиться костьми за каждый метр льда белорусы собирались навряд ли. Более-менее активные действия на льду команда начала предпринимать лишь в третьем периоде. На этот же временной отрезок пришелся и единственный забитый фактическими хозяевами льда гол. Однако с учетом того, что в заявку белорусской команды на матч не попали Михаил Грабовский и Алексей Калюжный, в достижение (и даже наличие) единственно победной цели верилось с трудом. «У Михаила и Алексея травмы после вчерашнего матча, и поэтому мы решили не рисковать ими в игре, исход которой не имеет такого уж принципиального значения». Фраза Глена Хэнлона на пресс-конференции все вопросы по поводу отношения к анонсировавшемуся, как сражение за более привлекательное место в нокаут-раунде и, возможно, медали, матчу, вроде бы, сняла. Однако она отнюдь не означает того, что выполнив задачу-минимум на домашнем чемпионате, белорусские хоккеисты потеряли настрой и мотивацию. Дело тут, надо полагать, в, наверняка, непростом для тренера «шахматном» решении пожертвовать малым ради будущих побед. И решении вполне оправданном.
Вывод 2.
Шведы — не худший вариант
— По-моему, это не самая лучшая идея: заниматься сравнением и выбором соперника. Конечно, мы рассматривали все возможности, но лишь с точки зрения путей развития турнирной ситуации.
Это тоже слова Глена Хэнлона. И говорят они совсем не о смирении с судьбой. Скорее, как раз об обратном. Стратегию выступления команды в предстоящем плей-офф тренер белорусской команды просчитывает очень тщательно и по возможности хладнокровно. И, окажись ситуация более располагающей к откровениям, запросто мог бы спросить: а кто, вообще, решил, что французы являются для белорусов более удобным соперником?
Заключительный матч группового турнира на «Чижовка-Арене», в котором хоккеисты сборных Франции и Чехии набросали на двоих 9 шайб и закончили выяснение отношений лишь в овертайме, в однозначности такой оценки заставляет, как минимум, усомниться. Более того, оказавшиеся на второй строчке в группе шведы суммарно забросили меньше отчаянных французов, а в личной встрече победили их минимально, и лишь воспользовавшись 17-секундым провалом в игре лидировавшего соперника. Да, формально скандинавы — чемпионы мира и занимают в своей группе вторую строчку с нулем в графе «поражения». Но все эти факты имели смысл раньше. А свое умение решать ситуацию здесь, сейчас и самым неожиданным образом французы в Минске уже показали.
Вывод 3.
Играть придется с оглядкой
Обилие борьбы и заброшенных шайб в чешско-французском противостоянии не в последнюю очередь объясняется еще и тем, что сражение это было, фактически, за выживание. Проигравший в четвертьфинале попадал на Россию, и, учитывая мощь этой сборной на нынешнем турнире, такой вариант выглядел сомнительно. Этим же, надо полагать, объясняется и решение Хэнлона поберечь лидеров. «Зарубаться» всерьез с россиянами, рискуя получить травму и выложиться без остатка на льду ради сомнительной выгоды в виде французской рулетки на старте плей-офф, действительно, выглядит не самым лучшим планом для рассчитывающей на продолжение минского «марафона» команды.
Впрочем, без травм обойтись все же не удалось. У Грабовского, например, пусть не критичное, но, действительно, повреждение. Еще сильнее беспокоит ситуация на последней линии обороны. По словам Хэнлона, состояние Андрея Мезина, получившего травму в самом начале чемпионата, ставит под вопрос участие голкипера в нынешнем турнире. Правда, игроки говорят о том, что Андрей тренируется вместе с командой. Еще больше вопросов в отношении Коваля. Матч против сборной России Виталий начал первым номером (наверняка, также энергосберегающая, с прицелом на четвертьфинал задумка), однако в конце второго периода после столкновения с Евгением Малкиным был вынужден уступить место в воротах Кевину Лаланду. При этом сразу отправился в раздевалку, держась за колено. «Мы поговорим с Мезиным, посмотрим, что с Ковалем и примем решение, — бодрился после матча Хэнлон. — Если что — могу сам в ворота стать». Одним оптимизмом, правда, шведов не победишь…
Вывод 4.
У нашей команды есть серьезный козырь
К счастью, Кевин Лаланд на высоте. Встреча со сборной России принесла отыгравшему ее меньшую часть канадобелорусу уже второй приз самому ценному игроку матча. И, кстати, вполне заслуженно. Владимир Денисов, днем ранее презентовавший вратарю свой аналогичный трофей, роль Лаланда объяснил просто:
— Если бы не игра Кевина в третьем периоде — счет был бы неприличным.
Сам Лаланд, правда, скромничает. В ответ на вопросы о статусе первого, и едва ли не единственного, вратаря в команде начинает рассказывать об игре партнеров. Свою роль на площадке определяет в лучшем случае в категорию второго плана. Да и про коллекцию наград говорит кратко: «Мне они не важны». К слову, на вопрос шведского журналиста, знает ли он, кто такой Андерш Нильссон, Кевин бросил краткое «нет». И это правильно. Основной голкипер сборной Швеции и «энхаэловского» «Нью-Йорк Айлендерс» в списке самых надежных вратарей нынешнего чемпионата мира занимает накануне плей-офф лишь пятую строчку. Лаланд этот список уверенно возглавляет.
Вывод 5.
Солт-Лейк-Сити нужно на время забыть
— Знаете ли вы о том, что белорусы победили шведов в 1/4 финала на Олимпиаде 2002 года?
Заданный на пресс-конференции после окончания матча Беларусь — Россия этот вопрос изрядно развеселил Глена Хэнлона. По словам наставника, об этом его с момента принятия белорусской команды спрашивали, наверное, раз 50. Правда те шведы от нынешних отличаются приблизительно так же, как и нынешняя белорусская команда от самой себя образца 2002 года. Герой шведской сенсации Владимир Копать за поединками нынешнего чемпионата мира следит с трибун. Томми Сало — по телевизору. В составе белорусов полно молодежи. Да и приехавшие в Минск в ранге действующих чемпионов мира скандинавы поставили в тупик встречавших их в аэропорту журналистов обилием незнакомых лиц. Вводить в заблуждение относительно уровня соперника, считает Хэнлон, это обстоятельство не должно: «Шведы, как ни крути, чемпионы мира, и играют в очень быстрый хоккей». Но факт остается фактом. В четвертьфинале на льду «Минск-Арены» начнется совсем другая история, писать которую обеим командам также придется с чистого листа.