Человек, сделавший мяч ручным

Источник материала:  

О том, что белорусский гандбол начался с Сергея Аввакумова, знает, наверное, каждый, кто интересовался родословной вида спорта. Правда, самого Сергея Георгиевича в отличие от его учеников во главе со Спартаком Мироновичем на трибунах узнает далеко не каждый. Тем более что в большой гандбол патриарха вернули лишь относительно недавно. На пенсию же 17 лет возглавлявший федерацию ручного мяча Аввакумов и вовсе уходил из гальванического цеха одного из столичных заводов. «Раньше срока — по вредности», — говорит он, рассказывая, что и этот карьерный рост оказался возможен лишь благодаря тому, что на заводе работал один из бывших его учеников. До этого же неоднократный участник союзных соревнований по велоспорту, конькам, лыжам, фехтованию и еще бог знает каким видам спорта работал заводским физруком. Впрочем, и сегодня роль у него больше «свадебная». Совет ветеранов гандбола, который возглавляет его основатель, вряд ли будут часто подключать к решению действительно судьбоносных вопросов. Возраст... По открытой Аввакумовым дороге уже вовсю маршируют молодые. Стучат кулаком в двери Лиги чемпионов. Мечтают о покорении чемпионатов мира и Европы. Судачат о возрождении угасшего отечественного чемпионата. С высоты своего 80–летия, которое случится аккурат в грядущий Праздник труда, Сергей Георгиевич на этот марш смотрит с какой–то отеческой улыбкой. Не навязывается. Не лезет с советами. Но — и это чувствуется — знает и понимает куда больше, чем можно ожидать от добродушного 80–летнего пенсионера.


— Я в Беларусь приехал в 23 года. Еще в институте учился — перевелся из Киева в 1956 году. За плечами — физкультурный техникум. Он–то и определил мой жизненный путь. Параллельно с учебой стал преподавать в ИФК. Мне тогда на выбор предложили несколько спортивных специализаций. Выбрал гандбол, о котором в Беларуси даже не слышали.


— Зачем вам это было надо? Можно ведь было без больших трудозатрат тренировать каких–нибудь велосипедистов...


— Нынешние молодые специалисты наверняка так и поступили бы. Время другое, ценности. Сегодня все деньги определяют. Только ими все интересуются. А тогда иначе было, люди другие. У нас ведь даже условий не было. Два зала 24х12. Тесные. Да и в те можно было попасть только после полуночи — с вахтершей договаривались. Мячей гандбольных нет. Использовали ватерпольный, наполнив его для веса водой. Я сразу набрал 6 человек из нашего студенческого общежития. Но, заметьте, никто из них впоследствии не откололся. Команда только увеличивалась, а из ее первого состава выросло трое заслуженных тренеров.


Презентация белорусского гандбола состоялась 9 мая 1956 года на минском стадионе «Динамо». После окончания футбольного матча «Динамо» — «Черноморец» на поле вышла собранная Аввакумовым команда. Первый блин оказался комом. Уже через несколько минут зрители потянулись к выходу. Впрочем, фиаско Сергея Георгиевича ничуть не расстроило.


— Гандбол тогда был незрелищный. В командах по 11 человек. Большое поле. Неограниченное ведение. Бегает такой табун — пыль на выбитом «динамовском» газоне столбом. А что к чему — не поймешь... К тому же команду собирали из различных видов спорта. Взяли пару легкоатлетов, чтобы бегали по краям, несколько ребят из воинской части в Степянке, в ворота вообще акробата поставили. Зато через год в чемпионате СССР (11 на 11) мы заняли 12–е место из 15. Позже появилась женская команда, начались соревнования, семинары... В 1957 году уже провели первый чемпионат Беларуси, а в первенстве Минска играло 27 команд в трех группах.


В 1967 году команда «Политехник» проводит первую в истории белорусского гандбола международную встречу с командой ДАИ из Дании. В последующие годы минчане, ведомые Сергеем Аввакумовым, не раз заявили о себе в чемпионате СССР, пока в 1974 году решением руководства федерации не были переданы в ведение спортклуба армии. Название команды было изменено на СКА, а у ее руля стал один из учеников Аввакумова — Спартак Миронович, впоследствии ставший живой легендой всего белорусского гандбола.


— Уникальность Мироновича — это в первую очередь трудолюбие. Вдобавок к этому он оказался в нужное время в нужном месте. Тогда в Беларуси была гандбольная волна. Первую детскую школу открыли «под меня» в 1962 году, а потом они начали появляться одна за другой. Народ буквально валил на гандбол. Наши команды постоянно побеждали в различных союзных соревнованиях. Женский «Буревестник» занял восьмое место в первенстве СССР. Но в мужском гандболе безоговорочным центром был СКА. Миронович, безусловно, очень знающий тренер. Но повторить тот взлет сегодня было бы гораздо сложнее.


— Но ведь, с другой стороны, СКА на равных сражается с лидерами чемпионата «Динамо» и БГК, выиграл Балтийскую лигу, завтра во Дворце спорта проведет ответный полуфинальный матч Кубка вызова против норвежского «Рунара»... Выходит, Миронович по–прежнему среди лучших, что бы кто ни говорил о старомодности его методик? Или просто соперники слабые?


— Начнем с того, что белорусских тренеров–то не так и много. Динамовец Сергей Бебешко — из Украины, в Бресте — там и вовсе все постоянно меняется. Литовцы... Да и Владимир Савко — не местный. С кем сравнивать?


— А Шевцов?


— Юра — очень грамотный специалист. Но я буквально две недели назад ему говорил: «Вот ты сам играл «угол». Каршакевич играл «угол». Костя Шароваров — «угол». А когда наши сборные начнут играть углами? Куда это годится, если Ваня Бровко с его игровой мощью получает 2 — 3 передачи за матч?» Он согласился. Но проблема–то не в Шевцове. Все идет из клубов. Там так играют. Через центр играют и СКА, и БГК, и «Динамо». Сборная — это лишь следствие. Там ведь не должны переучивать. А новых тренеров с новым видением игры практически не готовят. Я, во всяком случае, вижу, что в БГУФКе таких специалистов практически не учат. Сейчас немного вспомнили о кадрах, спохватились, а до этого лет 10 вообще не думали о том, что тренеры сами по себе не появляются. А те специалисты, что были, думали не о смене, а о том, как остаться на волне. Вот и получили то, что имеем. Азов, Жук — всем уже за 60.


Завтра на паркете столичного Дворца спорта минский СКА проведет ответный матч полуфинала европейского Кубка вызова. Вслед за ним болельщиков ждет сражение СКА и «Динамо» за золотые награды чемпионата страны. Нынешний сезон многие называют возрождением армейского гандбола, однако, по словам Аввакумова, СКА, как и весь белорусский гандбол, сегодня оказался на перекрестке. И от выбора направления будет зависеть очень многое.


— Думаю, очень много о СКА можно будет сказать после матча с «Рунаром». Хотя даже в случае победы вопрос о перспективах армейцев останется. Они молодцы? Да. Но ведь что такое Кубок вызова? Третий по значимости еврокубок для тех, кто не попал в два сильнейших. Поэтому сама по себе победа в нем — не повод для фанфар. Конечно, его можно использовать как ступень на пути вверх, но одних хвалебных слов для этого мало. Будущим летом все наши лидирующие клубы ждут перемены. Меняются тренеры, игроки... А значит, не по нынешнему, а по началу будущего сезона можно будет говорить, что ждет наш гандбол. Но знаете, как бы ни сложилось, я рад, что удалось сделать с того момента, когда в 1956 году я собрал первую команду. Сегодня, когда для каждого шага нужно выбивать деньги, нужно договариваться с клубами, чтобы получить оптимальную сборную, управлять спортом стало сложнее, чем в те годы, когда я стоял у руля федерации. Но меня очень радует, что, несмотря на объективные трудности, белорусский гандбол по–прежнему на ходу. Для меня этот спорт останется смыслом жизни, я посвятил ему больше 60 лет, до сих пор всей душой переживаю все его взлеты и падения и искренне верю, что лучшие времена белорусского гандбола еще впереди.

 

Советская Белоруссия №79 (24216). Суббота, 27 апреля 2013 года.

Автор публикации: Дмитрий КОМАШКО

←Мирный и Текау сыграют в финале теннисного турнира в Бухаресте

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика