«И в Березе, и в Европе состязания по сенокошению проходят одинаково: сто на пять метров – полоса на двоих...»
— Как мальчишки в деревне берутся за косу? В моем детстве каждая деревенская семья держала корову, на которую надо было заготовить сена. А когда косили, то один стог себе забирали, а второй — в колхоз отдавали, — рассказывает Василий Новик. — Но добрая половина деревенских мужчин летом уезжала на заработки. Потому что семьи были большие, детей надо было как-то кормить, одевать, обувать. И мой отец, после того как весной посадит картофель, с середины мая по сентябрь отбывал на заработки в Россию, Украину. Поэтому косить меня научила мама.
Тогда женщины все этим занимались. И когда сельским детям исполнялось десять—двенадцать лет, то они брали косу, и когда мамки шли косить, за ними хотя бы вершки сбивали. Так проходит годик, второй, третий, вот и научишься косить.
— Василий Владимирович, хозяйство у вашей семьи было большое?
— Как у всех. Одну-две коровы держали. Семья у нас была немалая. Пять детей у родителей — трое мальчиков и две девочки.
— Было кому косить!
— Ну да! И мои сестры тоже косили. Я свое детство хорошо помню. Глаза закрою — все оно перед глазами.
— А какие еще работы выполняли тогда?
— Коров пасли, картошку сажали, дрова рубили, рыбу ловили, свеклу, морковку пололи-убирали. Любую работу деревенскую делали. Те же заборы городили, деревья сажали, сараи строили…
— А у вас дети есть?
— Есть. Сын и дочка. Сын тоже умеет косить. Каким я в детстве был, таким и мой сын растет. Я доволен.
— Василий Владимирович, прошло ваше детство, а потом…
— Окончив школу, я пошел в армию. После срочной службы поступил в Брестский государственный университет имени Пушкина. Окончилась пора студенчества — пришел работать в школу в Березу учителем физкультуры. Там трудился тринадцать лет. А с 2010-го — в отделе физической культуры, спорта и туризма Березовского райисполкома.
— А как попали на «Споровские сенокосы»?
— Сначала их три года организовывали Вадим Протасевич, директор республиканского биологического заказника «Споровский», и начальник отдела физической культуры, спорта и туризма Виктор Гончар, который до меня работал в этой должности. Как родились «Споровские сенокосы»? Вадим Николаевич бывал в Европе и увидел подобный праздник в Польше. Предложил и в Беларуси такой устроить. Его поддержали другие заказники республики.
А я хоть в 2010-м и устраивал «Споровские сенокосы», но сам в них не участвовал. В 2011-м мне говорят: мол, начальник отдела физической культуры, спорта и туризма должен соревноваться во всех состязаниях, победа не важна, главное — участие. Ну а навыки косьбы, заложенные в детстве, у меня остались. Подумал: «Участвовать надо — значит надо. Сам прокошу, чтобы люди действительно видели, что начальник отдела физической культуры, спорта и туризма тоже не в стороне». Но для участия в «Споровских сенокосах» нужна команда. Тогда моя жена предложила: «Возьми себе напарника, может, займете какое-нибудь место. Вдруг приз получишь, мне подарок будет». А призы на чемпионате у нас всегда хорошие. Я подумал-подумал. Кого взять в пару? Жена посоветовала Витю, соседа. Сходила к нему и договорилась.
Так с Виктором Здановичем и участвовали в «Споровских сенокосах», заняли первое место в национальном конкурсе. Это было в 2011-м. Поехали в Польшу, в Бебжанский национальный парк. Там были команды со всей Европы — представители около десяти стран. Тогда мы стали серебряными призерами в общем чемпионате, в соревнованиях среди всех команд.
В 2012-м опять с Виктором победили в Беларуси и поехали на европейский чемпионат. Участвовали там около 50 команд. На сей раз у нас было первое место среди всех участников от национальных парков и заказников. А в общем зачете мы стали третьими.
— Интересно, как проходят соревнования по ручному сенокошению?
— И в Березе, и в Европе — одинаково. На старт становятся два участника. Им дается полоса — сто метров длиной и пять шириной. Вначале стартует один из команды, через минуту — второй. Им нужно быстрее и лучше всех прокосить полосу в три метра, по полтора метра каждая. Когда участники косят, за ними идут судьи. Смотрят и измеряют высоту прокоса, чтобы гребней не было — трава не оставалась. И ширину прокоса смотрят — она должна быть обязательно не меньше полутора метра. Если метр сорок пять—сорок восемь сантиметров — уже идет штраф. Ты должен прокосить ровно полтора метра или больше, но никак не меньше. Если получаются гребни — опять штраф.
В результате, когда дуэт косцов дошел до финиша, складывается время двух участников, а также штрафы, которые они заработали. Скажем, пришел участник за четыре минуты, а ему, например, ставят минуту наказания за то, что гребни остаются. И если ширина не соответствует, могут штраф дать. У нас с Виктором в 2012 году в национальном чемпионате получилось около тринадцати минут времени. А в Польше у нас общее время получилось более восьми минут.
— Там вы быстрее косили?
— Да. После того как команды прокосят, дается полчаса—минут сорок на отдых. Потом идет итоговый закос среди всех косцов. Независимо от того, участвуют ли они в общем зачете или соревнуются от парков и заказников, отбирают десять лучших. И два года подряд на Европе мы с Виктором вдвоем попадали в нее. Десятка уже участвует в личном первенстве чемпионата.
В последний раз нам на пятки наступали поляки — были нашими главными конкурентами. В финал же прошли два словака, два белоруса и шесть поляков.
В 2012-м я был первым в десятке. Виктор — пятым. Получается, в 2012 году у меня на Европе были две медали: в личном и командном первенствах. В 2011-м я тоже пришел первым, а Виктор вторым, но судьи тогда нам дали штраф по две минуты. И мы попали только на четвертое и пятое места.
— Косы и необходимый инвентарь на европейские соревнования везете свои?
— Да, все свое. Как через границу провезли? У нас же есть приглашение, где сказано, что мы участвуем в соревнованиях. А косы были в чехлах.
— Василий Владимирович, какие впечатления от европейского первенства?
— На чемпионате Европы по ручному сенокошению очень интересно. Почти все страны привозят свое телевидение. Там люди добрые, простые. Судьи — адекватные. Сразу подходят и рассказывают, что у участников не так было во время прокоса, за что получили штраф.
В Польше на чемпионате Европы дают хорошие призы. Например, фотоаппараты. И грамоту каждому. И медали. И статуэтки. Все приехавшие команды награждают призами. Вошел в десятку лучших — вручают подарки, вошел в тройку — опять призы.
— Сколько дней длится чемпионат в Польше?
— Все съезжаются на три дня. Но сами соревнования идут один день.
— Собираетесь ли в этом году поехать на европейский чемпионат по сенокошению? Победа, наверное, подстегивает?
— Если будет здоровье, поеду. Пусть Боженька решит и участники докажут. В национальном чемпионате по сенокошению низинных болот участвовал больше для своего удовольствия. А когда едешь в Польшу, то, конечно, хочется выиграть. За спиной многое — семья, родные, друзья, и, вообще, едешь честь страны отстаивать.
— Василий Владимирович, какими видами спорта увлекаетесь?
— В школе занимался теннисом, футболом, лыжами. Когда в университете учился, был лучшим лыжником. Хорошо играю в волейбол, футбол, баскетбол. В армии выполнил норматив мастера спорта. Звание не присвоили, потому что надо было его повторить. А мне пришла пора увольняться…
В университете занимался легкой атлетикой. И одновременно пятиборьем — бегом на короткие и длинные дистанции, метанием гранаты, плаванием и стрельбой…
В Березовском районе мы проводим массовые соревнования по спортивному ориентированию. Приезжают желающие из разных уголков Брестчины: из Барановичей, Ляховичей, Пружан, даже Бреста и т. д. Раньше проводили соревнования по спортивному ориентированию на мартовских каникулах, затем летом и в честь Всемирного дня туризма — 27 сентября. Лет десять организуем соревнования по ночному ориентированию.
В состязаниях участвуют все — от мала до велика. Принимаем в туристы и детей. Самому юному — где-то шесть-семь лет, а самому взрослому — за пятьдесят. Также я уже пять лет в школе № 3 Березы провожу открытый чемпионат района по технике пешеходного туризма.
Если говорить о спортивном туризме, то есть у нас в Березе турклуб «Романтик». Ему уже десять лет. Даже те его участники, что окончили школу, все равно числятся в этом турклубе. Это около шестидесяти человек.
Ежегодно мы ходим в пешие, лыжные и велосипедные походы. У нас каждое путешествие — запоминающееся. В 2012-м в честь 9 Мая ходили в «звездный поход» по местам боевой и трудовой славы района. С более взрослыми детьми и выпускниками были летом в Карпатах. Поход длился девять дней. В горах провели шесть дней. Посетили две самые высокие вершины — Говерла и Петрос. Готовились в поход сами: по картам, читали книги, обзванивали знакомых, собирали информацию, составляли маршрут. Всем понравилось. Планируем поход в Крым и в этом году. В горы. Туда я уже два раза детей водил — в 2007-м и 2009 годах. Там легкие горы. Ходим со своими палатками, рюкзаками.
Можно сказать, что мы покорили не только горы Карпат и Крыма, но и нашу белорусскую вершину — Дзержинскую. На велосипедах проезжали возле нее.
— Сын такой же спортивный, как и вы?
— Сын учится в БНТУ, играет хорошо в баскетбол, волейбол, футбол. Как и папа, занимается туризмом. Постоянно участвовал со мной в кубках Республики Беларусь по спортивному ориентированию, на чемпионатах первенства Брестской области, в районе…
— Чем-нибудь необычным занимались?
— В детстве вышивал! Мамка цветочки иголкой выводит, а я — корни, лепесточки. Еще на ткацком станке рушники ткал. Мама занималась узорами, а я остальным полотнищем. За вечер, например, метр полотна сделаешь. И получалось красиво. Еще с отцом веники вязали. Тогда за них трудодни ставили. Отцу постоянно предлагали веники вязать. Вечером что было делать? «Давай веники повяжем!» — говорит. «Давай!» — соглашаюсь. На лошади поедем, наломаем березовых веток. Я с лет семи начал веники вязать. Был в этом деле профессионал! Отец вязал сорок, я за это время — тридцать. А за тридцать веников отцу писали один трудодень….
— Василий Владимирович, спасибо за интересную беседу! Новых вам побед и достижений!
Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»