Допинг-скандал с Остапчук: тренер подставил или подставился?

Источник материала:  
11.09.2012 17:19 — Новости Спорта

11 сентября было объявлено о завершении расследования дела о применении допинга белорусской легкоатлеткой Надеждой Остапчук. Согласно официальной версии, запрещенный препарат Остапчук, что называется, втихаря подсыпал ее личный тренер Александр Ефимов…

Допинг-скандал с Остапчук: тренер подставил или подставился?

6 августа на Олимпиаде в Лондоне 31-летняя Надежда Остапчук заняла первое место в финале соревнований по толканию ядра. Свой лучший результат — 21 метр 36 сантиметров — она показала в третьей попытке. В итоговом протоколе спортсменка на 66 сантиметров опередила обладательницу серебряной награды Валери Адамс из Новой Зеландии.

13 августа Международный олимпийский комитет (МОК) сообщил о дисквалификации Остапчук за положительную допинг-пробу. Как сообщал МОК, в обеих допинг-пробах белоруски (первая была взята накануне соревнований, вторая — сразу по их завершении) был обнаружен запрещенный препарат метенолон.

На основании положительных проб по рекомендации Дисциплинарного комитета МОК Исполнительный комитет МОК постановил исключить Надежду Остапчук из олимпийских соревнований по толканию ядра, из состава участников Олимпиады-2012, обязал спортсменку вернуть медаль, диплом, олимпийскую идентификационную карту и аккредитацию. 

Тогда Остапчук в интервьюNaviny.by клялась, что запрещенный препарат не принимала и говорила, что намерена бороться за свою честно завоеванную золотую олимпийскую медаль. Сопоставив определенные факты, наша интернет-газета в середине августа озвучила свою версию случившегося, предположив, что Остапчук банально подставили. Поверить в то, что спортсменка или ее команда намеренно пошли на употребление допотопного допинга, коим является метенолон, было очень трудно.

Тем не менее, исходя из официальной версии расследования, проведенного Национальным антидопинговым агентством, метенолоном Остапчук потчевал ее тренер Александр Ефимов. Об этом 11 сентября заявил директор национального антидопингового агентства (НАДА) Александр Ванхадло на пресс-конференции, посвященной завершению расследования. По его словам, Ефимов добавил запрещенный препарат в еду спортсменке 30 июля после прохождения ею допинг-контроля по международной линии. Свои действия тренер мотивировал неуверенностью в хорошем результате на Олимпиаде (хотя Остапчук ехала на Игры в качестве лидера мирового сезона).

«Наиболее сложно в проводимом нами расследовании было выяснить, каким же образом запрещенный препарат попал в организм Остапчук, — рассказал Александр Ванхадло. — За шесть месяцев 2012 года Надежда сдавала допинг-контроль 15 раз, и все пробы были отрицательными. Сама Надежда категорически отрицала употребление допинга, приводила множество доказательств того, что она этого не делала. В результате расследования, которое завершилось в минувшую пятницу, был установлен факт несанкционированного назначения запрещенного препарата спортсменке ее персоналом без ее ведома. Проще говоря, было определено, что 30 июля после сдачи международного допинг-теста тренер легкоатлетки Александр Ефимов добавил в пищу Остапчук запрещенное вещество. В этом Ефимов признался в ходе расследования».

Национальное антидопинговое агентство и Белорусская федерация легкой атлетики на основании итогов расследования приняли решение о дисквалификации Ефимова на четыре года, Остапчук — на один год.

«Правда, тут существует определенная тонкость. Один год дисквалификации для Остапчук — в связи с исключительностью случая, ведь в этой ситуации нет вины спортсмена, она была не в курсе планов тренера. Данное решение оформлено и отправлено в Международную федерацию легкой атлетики, так как именно эта организация примет окончательное решение. Если в международной федерации согласятся с нашими доводами об исключительности инцидента, то наше решение останется в силе», — отметил Ванхадло.

Нужно сказать, что официальные итоги расследования вызвали в журналисткой среде некоторые сомнения сразу после их оглашения. Например, прямо на пресс-конференции Ванхадло озадачили вопросом о том, не является ли признание Ефимова этаким громоотводом.

«Признание Ефимова получено добровольным путем. Никто не заставлял его писать. Просто мы огласили ему те факты, которыми располагали», — был ответ директора НАДА.

Тому, как столь опытный наставник мог использовать «древний» допинг, который однозначно «спалят», у Ванхадло также нашлось объяснение: «Пользовались тем, что было. У Ефимова по определенным причинам, которые я не хочу оглашать, данный препарат мог находиться легально».

Спустя какое-то время после пресс-конференции «Еврорадио» удалось дозвониться до Ефимова. Приведем отрывок из диалога с тренером.

Ефимов: Не читайте в интеренете и не смотрите газет! Но я пока от комментариев откажусь.

«Еврорадио»: Александр Николаевич, написали, что вы сами признались…

Ефимов: Ага… (саркастично)

«Еврорадио»: Признались, потому что не были уверены в успешном результате на Олимпиаде.

Ефимов: Я поменяю фамилию Ефимов на Идиот…

Подобные слова наставника заставляют еще с большей долей недоверия рассматривать официальную версию расследования, которая, возможно, сформулирована именно так для того, чтобы Остапчук в сложившейся ситуации получила минимальную дисквалификацию. Тем более что, по заверению Александра Ванхадло, в случае годового «бана» Остапчук намерена продолжать спортивную карьеру.

«Спасать Остапчук таким образом? Ну, не знаю. Это чревато последствиями. Специалисты за рубежом — далеко не глупые люди», — рассуждает в интервью Naviny.by бывший министр спорта Александр Григоров.

В то же время он отмечает, что «дисквалификации подопечных Ефимова из-за допинга приобрели системный характер».

«Был случай с Яниной Карольчик, теперь вот с Остапчук. Если тренер так поступал, то по отношению к спортсменкам это подло. Зачем он это делал? Вероятно, корыстные цели. Ведь, как известно, финансовое вознаграждение и различные государственные награды или звания получает не только атлет, но и наставник. Однако я не могу понять вот чего. В свое время было закуплено очень дорогостоящее, новейшее оборудование для национального антидопингового центра в Боровлянах. Секрета в этом нет никакого. С помощью этого оборудования можно было бы провести все исследования в отношении Остапчук и избежать скандала», — говорит Григоров.

По его словам, в официальных итогах расследования есть и еще одна нестыковка. Так, бывший министр спорта не может представить, что допинг подсыпал непосредственно сам тренер: «Тренер — не врач, он не может сам колоть. А как быть с дозой? Ведь если переборщить, могут быть очень серьезные последствия. Неужели Ефимов под видом, скажем, перца подсыпал допинг в еду Остапчук? Думаю, если Остапчук и давали запрещенные препараты без ее ведома, то Ефимов не мог этого делать без врача».

Сама спортсменка не верит в то, что допинговую свинью ей мог подложить человек, которому она всемерно доверяла.

«Как можно в это верить? Человек мне мать заменил после ее смерти. Все эти формулировки смешные. Не верю, что он это мог сделать. Это какой-то абсурд полный», — заявила Надежда Остапчук в комментарии для Goals.by

«Надо разбираться, — сказала спортсменка. — Прошло какое-то расследование без меня, нашли или назначили виновного, решили за меня, что я спорт оставила. Для меня сегодня открылось много удивительных вещей».

Официальное расследование завершено. Только вот вопросов оно оставило больше, чем дало ответов…



Александр ВАНКОВИЧ

←Могилев принимает финалистов "Кожаного мяча-2012" в средней возрастной группе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика