Три сестры на одном ковре
Родина дарована человеку судьбой. Ее не променяешь на тульский пряник, ее не купишь за стопку банкнот. Но как бы ни было на душе пакостно или радостно, человек живет там, где ему уютно, где может чувствовать себя защищенным. Тем более когда в двери твоего дома, оглушая все на пути, ворвалась война. Да, она не спрашивает разрешения, эгоистично вгрызается в твою память, оставляя слезы, черные воспоминания. Что–то подобное произошло в Осетии с гостеприимной семьей Чермена Сидакова во второй половине 90–х. Он жил во Владикавказе, работал, но началась вторая чеченская война и отцовское чувство сохранения семьи заставило его уехать. Транзитом через Москву Сидаковы оказались в Беларуси.
У переехавшей в Бобруйск семьи все получилось. Чермен нашел работу, уладился вопрос с гражданством, а главное — он, отец, воспитал сына и трех дочерей, которыми теперь может гордиться не только вся родня, но и ставший вторым и милым домом Бобруйск. Дети стали борцами, положив в семейный музей более 220 медалей! Да и где это видано, чтобы в одной семье было столько титулованных спортсменов? Но если интерес сына понятен, то почему в борьбу пошли и девочки?
— У нас в Северной Осетии борьба — национальный спорт, — охотно рассказывает Чермен Сидаков, работающий в бобруйском грузовом автопарке, в прошлом тоже активно боровшийся на ковре. — Борьбой занимались мои отец, дедушка. Когда в семье рождается мальчик, то он уже немного борец. Наши футболисты и то на борцов похожи. Даже когда осетины отправляются отдыхать на природу, они должны немного побороться. Это традиция. Так что я знал все изначально. И успехи моих девочек неслучайны. Я был уверен в их способностях.
Старшая дочь Залина — общительная, жизнерадостная, не по возрасту серьезная, выступает за сборную Беларуси. Она бронзовый призер недавнего молодежного чемпионата Европы. Ее средняя сестра Мадина уже тренируется с национальной командой. А младшая — Фатима, скромная девушка с красивыми каштановыми глазами, еще хоть и сидит за партой, но всем на удивление выиграла первенство континента среди своих ровесниц.
Встретившись с сестрами в Бобруйске, мы прогуливаемся по тропинкам, усыпанным опавшим золотом осени, разговариваем о спорте, отдыхе и просто жизни, которая фонтанирует из девчонок хорошим, радостным настроением.
— Борьбой нас увлек папа, — на правах старшей начинает семейную сагу Залина. — Он буквально вселил в нас любовь к этому спорту. Мы заинтересовались, следили за тренировками старшего брата, который сейчас выступает на соревнованиях среди слабослышащих, смотрели трансляции крупных соревнований. Я видела в деле осетинских борцов, понимала, что есть в нашей крови предрасположенность к борьбе. И даже в самые сложные минуты, когда мы плакали, хотели бросить это дело, отец успокаивал, настраивал, говорил, что мы можем, но нужно постараться перетерпеть. Так и вышло.
— Отец для нас — главный критик, — подключается к разговору Мадина. — Всегда все объяснит, расскажет. Бывает, эмоционально говорит, но никогда не кричит. Всегда с нами занимается, показывает какие–то упражнения. Кстати, по выходным долго в кровати не отлеживаемся. Он разбудит, подбодрит: «А, все лежим. Давайте на пробежку!»
— Ну а как же ваши девичьи мечты о карьере актрис и эстрадных певиц?
— Нет, — с улыбкой возражает старшая сестра. — Я всегда хотела стать олимпийской чемпионкой. Стремлюсь к этой цели. Поэтому, наверное, так усердно с самого детства и тренируюсь.
— И я всегда мечтала стать борчихой, — отзывается Фатима. — Актрисой быть точно не хотела. Любовь к спорту поборола все.
— Фатима у нас молодец, — с гордостью за младшую сестру говорит Залина. — За ней в секцию потянулись другие ребята. Она хоть и маленькая, весовая категория всего 40 кг, но на тренировках борется с мальчиками. Бьется до конца, не уступает. Но мальчишки за ее упорство на нее не дуются.
— А в районе вас, таких серьезных, не побаиваются?
— Так мы ведь в жизни не такие, как на ковре: спокойные, никогда не конфликтуем. Странно, но многие почему–то даже этому удивляются.
— У вас дома такая огромная коллекция наград, что глаза разбегаются. А назвать самые важные победы можете?
— «Бронза» на молодежном чемпионате Европы в Сербии, — четко отвечает Залина. — У меня была проблема — травма. Могла и не участвовать, но решила ехать сама. За выход в финал проиграла француженке, но в схватке за третье место победу польке не отдала. Правда, я была немного расстроена, хотелось попасть в финал, да и о золотой медали постоянно думала. Я не так радовалась, как мой тренер: «Чего грустишь? Ты так много пропустила, а теперь «бронзу» взяла!» Но потом осознала, что действительно — это успех. Кстати, о Фатиме. Она просто скромная, не говорит. Впервые в этом году поехала на чемпионат Европы среди кадетов и победила! Все были счастливы, очень радовались. А она сама даже сразу не осознала, что совершила. Рассказывала, что как увидела соперницу, так чуть не испугалась: «Мама, она такая большая, что я с ней делать буду?!» Но поборола ее в самом начале схватки.
— Я впервые в этом году участвовала во взрослом чемпионате Беларуси в весовой категории до 72 кг, заняла третье место, — улыбается Мадина. — За сборную на турнирах не участвую, но часто привлекают на сборы.
— Кстати, Залина, а когда это мы вашу троицу увидим в национальной команде?
— Еще несколько лет надо подождать. Просто у Мадины еще вес нестабильный, в разных категориях пробует себя. А Фатима хоть сейчас бы могла выступать, но для нее нет соперников. Ей нужно еще годик окрепнуть, чтобы добраться до 48 килограммов, самой маленькой весовой категории.
— Ты уже участница двух чемпионатов мира. Медалей пока не завоевала. Трудно дается переход из молодежного спорта во взрослый?
— Сложно. Женщины–борчихи сильные, мощные соперницы, у них стальной характер. А у молодых, переходящих во взрослую борьбу, еще присутствует боязнь. Им очень трудно соперничать со старшими, для которых это как работа, борются очень жестко. Я много плакала, переживала. Не понимала, как это, я побеждаю, побеждаю, а тут начинаю так много проигрывать? Но спасибо нашему тренеру Артуру Евгеньевичу Зайцеву. Всегда приободрит, поможет с советом. Настроит нужным образом.
— Мадина, тебе удавалось на соревнованиях бороться против сестры?
— Мы постоянно боремся на тренировках. Но однажды соперничали друг с другом в финале турнира «Медвежонок», который проходил в Минске. Знаете, а мы не могли бороться, неудобно чувствовали себя. Просто стояли, ничего не делали, пока не подозвал судья со словами: «Если вы сейчас не начнете бороться, я вас сниму с соревнований! Не получите ни первого, ни второго места!» А мы как–то по–сестрински отнеслись. Мы как делали? Отдавали по раунду друг другу, а в последнем уже до победы.
— Спорт спортом, а отдыхать как любите?
— Да Артур Евгеньевич нам такой отдых организовывает, что просто загляденье: то на природу, то на море съездим. Мы его очень любим. Большое спасибо заместителю председателя федерации борьбы Игорю Клементьевичу Лазовскому. У нас возникли проблемы с жильем, он в трудную минуту пришел на помощь, помог с квартирой.
— Девушки вы хотя и простые, общительные, но не танцами занимаетесь. Парни не побаиваются?
— Расскажу один случай, — засмеялась Залина. — Были как–то на сборах. Приехали и футболисты. Мы с подругой гуляли, видим, что идут за нами, не отстают: «Девушки, а можно с вами познакомиться?» А настроения не было, я и отвечаю: «Мы борьбой занимаемся». Все, испарились, через мгновенье их не стало. Трусливыми оказались.
— На своей страничке в интернете ты обрушилась на парней, любящих покутить. А разве спортсмены себе не позволяют?
— Пить пиво на улице, курить — это не для нас. Спорт — это воспитание человека. Конечно, и спортсмены позволяют себе, и кто–то даже очень хорошо позволяет, но вряд ли из таких что–то толковое получится.
— Как и у всех девушек, у вас, наверное, есть свои мечты.
— Мы бы очень хотели попасть на Олимпиаду. Это вершина. Стоит для этого поработать. Но главное, быть хорошим человеком. В спорте случается и так, что побеждает не сильнейший, а тот, кому немножко повезло. Но везение дается хорошим людям, значит, его надо заслужить.
Идентичных людей не бывает. Сестры Сидаковы разные, но при этом объединены любовью к городу, семье, далекой родине, людям, которые их окружают. «Мы очень рады, что оказались в Бобруйске. Это больше, чем просто дом для нас», — на прощание сказали они.
Автор публикации: Тарас ЩИРЫЙ