Рассказывает брат Сергея Алейникова
Время не потрогаешь, не задержишь в пальцах драгоценные, как золото, минуты. Оно вырвется, полетит вперед, отзовется воспоминаниями и первой сединой на висках. Всех тех, кто в далеком 1982–м в составе минского «Динамо» стал чемпионом Советского Союза, уже сейчас можно назвать футбольными мудрецами. И не только в возрасте дело, но и в понимании их исключительности для Беларуси. Ведь сделали парни Эдуарда Малофеева то, на что у других футболистов не хватило ни сил, ни времени, ни удачи.
Были среди той братии и те, кто попытался обогнать время. Сергей Алейников — самородок, незаменимый опорник команды молодцов, который после отличных лет в «Динамо» переехал в «Ювентус», потом в «Лечче», стал обладателем Кубка УЕФА, вице–чемпионом Европы 1988 года со сборной СССР, был признан лучшим футболистом Беларуси пятидесятилетия. В понедельник уже давно обосновавшемуся в Италии Сергею Евгеньевичу исполнится 50. Что и говорить, цифра емкая, вместившая в себя целую эпоху. Накануне юбилея воспоминаниями о нем делится его младший брат Анатолий, вспомнивший футбольные баталии во дворе и самый неожиданный подарок, полученный от него на день рождения.
Для Анатолия, младшего из четверки братьев Алейниковых, когда–то перспективного дублера минского «Динамо», спортивная карьера не сложилась — травма. Он хоть и успел поиграть в минском «Спутнике», в «Молодечно» и даже в Финляндии и Болгарии, но бутсы в угол поставил давно. Теперь тренирует ребят в школе ФК «Минск».
— Наше детство проходило в самом центре города, — рассказывает историю своей семьи Анатолий Евгеньевич. — Жили недалеко от штаба Белорусского военного округа, на улице Куйбышева. Во дворе зависали целыми днями. Компьютеров и мобильников не было. Чем заниматься? Возвращаясь домой со школы и тренировок, сразу мчались на улицу, опять гоняли мяч. По выходным у нас всегда были футбольные баталии. Будучи маленьким, а я на 8 лет моложе Сергея, часто наблюдал, как он с Александром, средним братом, играют за дворовую команду. Для меня это были незабываемые минуты. Вместе с Сергеем мы иногда ходили в сквер к памятнику Марату Казею. Он учил меня бить по мячу, как правильно его останавливать. При возможности помогал, но, к сожалению, это было не так часто, как хотелось бы. Из–за тренировок и сборов нам не удавалось проводить вместе лето. Все разъезжались по своим делам. Главным праздником был Новый год. Собирались на него всей семьей. Дни рождения отмечались скромнее. Хотя я никогда не забуду подарок Сергея на мой день рождения. Он подарил мне настоящие кроссовки Аdidas, о которых я в детстве мечтать только мог.
— Родители тоже были благосклонны к спорту?
— Отец, проработавший 30 лет в строительном спецтресте № 15, до определенного времени футбол не воспринимал. Ему было интереснее посмотреть трансляцию очередного съезда КПСС, чем матч. Правда, уже позже, когда Сергей стал играть за «Динамо», он полюбил футбол. До конца жизни не пропускал трансляции. Мать, трудившаяся горничной в гостинице Белорусского военного округа, тоже от спорта была далека. Ей важнее было прокормить нас, каждый день был в заботах о детях.
— Тогда откуда у вас любовь к футболу?
— Все началось с Александра, который сейчас инспектирует футбольных арбитров. За ним потянулся Сергей, а там и я подключился. Я постоянно ходил за ним, впитывал любую информацию, посещал каждый матч «Динамо». Не бывал разве что на выездных поединках. Был бы рад и после матчей общаться, но мы его не отвлекали. Сергей предпочитал отдыхать в тишине.
— Каким вам запомнился брат из той поры на стыке 70 — 80 годов?
— Начитанным, он очень много читал. Библиотека у нас была неплохая. Книги ведь как доставали? Обменивали на макулатуру, а потом читали по очереди. Заботливым сыном: Сергей был главным маминым помощником по дому, помогал ей в любой ситуации. Теперь тоже старается каждый год приезжать, проведать маму, встретиться с нами. В школе учился средне, но химию любил. Не филонил. Старался посещать занятия, хотя частые разъезды и сборы отвлекали от учебы. Братом он был строгим. Я ведь был младшим ребенком, любимым. Многое разрешалось, бывало, что и делал то, чего не следовало. За это мог и «леща» от брата получить. Он был моим сдерживающим фактором.
— В 1982–м команда стала чемпионом Союза. Популярность футболистов в республике была неописуема. От поклонниц телефон не раскалывался?
— Нет. Конечно, я думаю, что они у Сергея были, но звонков таких точно не раздавалось. Человеком он был скромным, без выпендрежей. Таким и остался. Режим не нарушал. Всегда держал себя в форме.
— Если говорить о памятных матчах, сразу вспоминаете игры за сборную?
— Особенно матч против венгров на чемпионате мира 1986 года в Мексике, когда он отличился забитым голом с приличного расстояния. Меня тогда разрывало от радости! А еще люблю вспоминать матч сборной СССР на чемпионате Европы 1988 года с командой Англии. Сергей не только открыл счет в матче, но и сделал это эффектно: обыграв соперника, пробил в правый от вратаря угол.
— Сейчас Сергей тренирует команду «Крас» из небольшого итальянского городка Монрупино. Не обидно, что на родине его не замечают?
— Обидно, что его подзабыли. А такого человека помнить нужно. Да и доверить Сергею какую–нибудь белорусскую команду можно было бы. Думаю, он справится.
— Что пожелаете брату на юбилей?
— Конечно же, крепкого здоровья. Чтобы на тренерском поприще прогрессировал. Хочется увидеть его на тренерском мостике какой–нибудь хорошей, профессиональной команды.
К слову
Юрий ПУДЫШЕВ, чемпион Советского Союза 1982 года:
— Я вот какую историю о Сережке рассказать хочу. Чтобы молодым не только прочитать интересно было, но и наукой стало. Молодым, даже самым скромным ребятам всегда немного погулять хочется. С шампанским и девушками. Это еще было задолго до того, как Алейников женился. Сергея только недавно перевели в основу из дубля. Занимался вместе с нами и как–то попросил меня и Витю Шишкина взять его отдохнуть в нашу компанию. Ну а почему не взять, если парень хороший? Пришли мы в гости к девушкам, их двое — нас трое: отдыхаем, «шампусик», музыка и все такое. И тут мы заметили, что Сережа засыпать стал. Ну что делать? Перенесли его в соседнюю комнату, посадили в детскую коляску, ножки свесил, покачали — заснул парень. А утром у нас тренировка. И Малофеев уже как всегда все знает. Как назло во время разминки Алейников получает травму — потянул заднюю поверхность бедра. Его Эдуард Васильевич так подзывает к себе пальчиком и говорит: «Слушай, Сергей, если ты хочешь стать хорошим футболистом, то никогда не лезь в их «топку». Понял, никогда!» Больше с нами Алейников не гулял. Поэтому в «Ювентус» поехал, лучшим футболистом Беларуси стал. Так что, Сережа, от лица всех динамовских ребят поздравляю тебя с юбилеем. Приезжай, мы все тебя очень ждем, помним, ценим. Да, и не забудь вагончик винца итальянского подогнать. Нужно ведь выпить за твое здоровье!
Автор публикации: Тарас ЩИРЫЙ