Долг оплачен
Долг оплачен
Финальный свисток полуфинального матча молодежного чемпионата Европы Испания — Беларусь не поднял на ноги с тренерской скамейки наш дуэт наставников в лице Георгия Кондратьева и Игоря Ковалевича.
Одетый в стильный, строгий костюм главком и его по-спортивному «прикинутый» ассистент как бы замерли, превратились в истуканов, переживая драматические перипетии случившегося поражения, пришедшего на белорусскую улицу. До победы, выхода в финал и завоевания путевки на Олимпиаду в Лондон отечественной «молодежки» не хватило нескольких минут… Поэтому их счастливому испанскому коллеге Луису Мильи, который по ходу второго тайма не находил себе места, то снимая, то опять натягивая мастерку, пришлось самому подойти к нашей скамейке для традиционного рукопожатия. Кондратьев нашел в себе силы соблюсти приличия, но было видно, насколько он зол, разочарован, раздражен. Разумеется, не на Милью. Скорее всего, гневные эмоции, спрятанные внутри белорусского гуру и лишь слегка выплеснутые наружу, относились к судьбе, увы, изменившей в своих симпатиях синеокому вектору. Очень обидно, хотя, разумеется, говорить о каком-то лютом попрании справедливости не приходится. Спасение «красной фурии» в основное время баталии и ее выигрыш в дополнительные два тайма сенсацией назвать нельзя. Как нельзя было бы назвать случайным либо незаслуженным наш успех, сумей парни удержать свое выстраданное преимущество. Но небеса оставили нас в поддержке, напротив, предложив незамедлительно оплатить долги, накопленные перед соответствующей канцелярией. Теперь счет за чудесный выход в полуфинал белорусами закрыт. Однако по горячим следам фиаско в среду осознание гашения кредита отнюдь не принесло облегчения…
Самое неприятное заключалось в том, что даже после многоразового просмотра первой голевой атаки испанцев осталась невыясненной природа коллективного промаха белорусской обороны, в которой участвовали все одиннадцать игроков. Весь матч подопечные Кондратьева сохраняли концентрацию, строго блюли дисциплину на поле, выполняя тренерские задания. И тут… Вроде бы соперник, разворачивая наступления с левого фланга в центр, а затем и на правую бровку, не предложил ничего нового, ничего неожиданного, хотя и ускорил мяч пасами в одно касание. Тем не менее какие-то обстоятельства подвигли белорусов оголить роковой край, оставив на нем в одиночестве Жеффрена. Дальше прострел, игра на опережении Адриана Лопеса — гол. Почему так произошло? Зачем Поляков сместился в центр? Куда отлучился Рекиш? Вопросы, вопросы… Олимпийской цены.
Сейчас проще всего назвать Милью провидцем, большим мастером эффективных замен, что, кстати, многие сделали на белорусском информационном пространстве. Принципиально повод для этого есть: Жеффрен — результативный пас на 89-й минуте и третий гол, Капель сделал второй победный гол «красной фурии» опять-таки в концовке, но уже первого дополнительного тайма. Но это как раз тот случай, когда надо вспоминать знаменитое изречение Марка Твена: «Существуют три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика». Если быть объективным, если называть вещи своими именами, то необходимо признать: дергавшийся в технической зоне Милья ничего в нужный для него момент не усилил. Напротив, одной из замен он снял напряжение с белорусской обороны. С того самого рокового фланга Полякова.
Хотя первая реакция испанского наставника на провал «красной фурии» в первом тайме — гол имени Воронкова и беспомощность в преодолении «глухой» белорусской обороны (всего один опасный момент) — была мощной. Перескочивший с левого фланга на правую бровку Муньяин сразу принялся так напрягать Нехайчика и Полякова, что нашим парням никто бы не позавидовал. Тогда получается, что на падающем флажке порвалось там, где было тонко? Но ведь Милья неожиданно заменил резкого и нахального в своих игровых проявлениях Муньяина. А Жеффрен из игры выпал. А еще один резервист Капель, в чью задачу входило расшатывание белорусской цитадели слева, лишь бестолково суетился, греша низким КПД. Более того, вся острота испанских атак с уходом Муньяина растаяла в вечернем воздухе Виборга, как будто ее не было и быть не могло. Ни о каком испанском штурме речь не шла, и белорусы стойко, без паники отбивались, хотя и чувствовалось, как силы с каждой минутой оставляют наших парней. Но позиционный ляп на 89-й минуте включил в игру Жеффрена, заодно выключив белорусские энергетические батареи. Шансов дотерпеть до пенальти в дополнительное время у «молодежки» Кондратьева уже не было. Это объективно.
Как объективно признать, что не только Милья начудил с заменами. Предтечей неприятностей стало решение Кондратьева выпустить на поле Рекиша. Дмитрий — игрок, безусловно, талантливый и перспективный, вешать на него всех собак не имеет смысла (ошибся не только он!), но в нынешнем июне после польских мытарств на скамейке запасных «Полонии» он оказался очень далек от оптимального состояния. Кондратьев говорил об этом изначально еще до старта ЕВРО, а матч группового турнира с Данией, в котором Рекиш также вышел на замену, но сыграл крайне неубедительно опять-таки в обороне, утвердил эту оценку. И не зря «СП» после поражения от хозяев ЕВРО задала Кондратьеву вопрос:
— Будет ли еще шанс выйти на поле у Рекиша?
— Боюсь, что, может быть, только на замену в конце матча, — ответил Георгий Петрович.
Но тут ведь тоже палка о двух концах, ибо, выпуская Дмитрия в среду, наставник вряд ли направлял его на левый фланг. Задумка Кондратьева была другой: Рекиш вместо Скавыша обязан был мешать испанцам организовывать атаки, барражируя в центральном круге. Но в этот план, похоже, вмешались привходящие форсмажорные обстоятельства, связанные с Нехайчиком. Во-первых, Павел, только закрывший больничный лист, очень устал. Во-вторых, в одном из жестких стыков он получил болезненный удар. Поэтому, в-третьих, Кондратьеву ничего не оставалось, как передернуть Нехайчика и Рекиша, доверив оборону левого фланга свежему игроку…
Да, наставник белорусской сборной, видимо, неэффективно распорядился третьей заменой, не просчитав все варианты, связанные с состоянием Жавнерчика. Но это вряд ли умаляет другие несомненные заслуги Кондратьева. В вопросе тактики он разделил мнение «СП» (перечитайте статью, опубликованную в номере газеты за среду: «Еще не все погасли краски дня!»), чтобы не постесняться предложить подопечным чрезвычайно закрытый оборонительный вариант, являвшийся единственно возможным в нашей ситуации противостояния с испанцами. Поэтому крайне забавно было знакомиться с оперативными реляциями иных специалистов, принявшихся говорить о подавляющем преимуществе «красной фурии», о непонимании, почему мы так низко «сели» в защите и почему не напрягали активностью крайних беков соперника. Да все потому, что это было бы самоубийством! А так испанцы просто катали мяч, не понимая, как подступиться к белорусской обороне. Даже в свой лучший отрезок в основное время, с 46-й по 71-ю минуту, количество по-настоящему опасных атак подопечных Мильи отнюдь не зашкаливало. Благо футбол «красной фурии», как и предполагала «СП», позволил белорусам проявлять свои лучшие качества — умение сражаться, умение биться на высоком нерве проявлений морально-волевых качеств. Поймите, вывод, что мяч многим командам не нужен, не шутка. Таковы нынешние реалии. А свой шанс со стандарта белорусы использовали еще в первом тайме: аут Перепечко, свечка Сивакова, замечательное решение и исполнение Воронкова. Дальше надо было продолжать терпеть, и мы почти дотерпели.
Поэтому Кондратьева попрекать не стоит. Тренер, наоборот, сработал профессионально, грамотно и умно — Георгий Петрович замечательный тактик, знающий, что можно и чего нельзя требовать от имеющихся в его распоряжении исполнителей. При этом он мотивировал подопечных, подвел их к полуфиналу в замечательном бойцовском настроении, заставив проникнуться идеями «терпения в обороне» и простой мыслью «ничего иного не дано». Даже по Воронкову после гола-красавца Андрея никто в Кондратьева не сможет бросить камня, хотя и раньше это было надуманно. В конце концов, если наставник «молодежки» был якобы не прав, используя Воронкова в качестве единственного выдвинутого форварда в схеме 4+2+3+1, то что уж говорить о незабвенном Бернде Штанге, не нашедшем никого лучше, чем Андрей, на эту же позицию в недавних поединках с Францией и Люксембургом! И не суть, что против испанцев Андрей сыграл в другом амплуа — под нападающим. Просто у каждого тренера есть набор исполнителей со своими достоинствами и недостатками. А никого из способных усилить игру белорусов в Дании Кондратьев дома не оставил. Он себе и всем нам не враг.
Но на этом наши приключения в северном королевстве не завершены, как по-прежнему актуальна тема борьбы за путевку на Олимпиаду. На чехов, которые сами горазды отдать мяч сопернику, играя всей командой за его линией, тактику матча с Испанией не перенесешь. В этом отношении подопечные Якуба Довалила для нас неудобнее. Надо что-то придумывать, не отказываясь, разумеется, от генеральной оборонительной линии. Будем верить, что Кондратьев и на сей раз попадет в «яблочко». Хотя главное сейчас — восстановить игроков физически и эмоционально, с чем могут возникнуть проблемы. Но их надо преодолеть! В конце концов, слова «чем хуже — тем лучше» сказаны явно про белорусов. А все долги нами уже отданы. Можно и нужно срывать банк!
Руслан ВАСИЛЬЕВ