Грозовой перевал
Грозовой перевал
Поразительно: по ходу заключительного поединка кондратьевской молодежки на групповой стадии ЕВРО-2011 белорусским болельщикам приходилось больше переживать не за земляков, а за исландцев, параллельно сражавшихся с хозяевами. И айсмены не подвели, породив идею выдвинуть эту дружину в конце 2011-го в номинанты традиционного конкурса «Спортивной панорамы» как лучшую команду года.
МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
ГРУППА «А»
ШВЕЙЦАРИЯ — 3 (2) БЕЛАРУСЬ — 0 (0)
ОРХУС. 25 июня. Стадион «Орхус». 21.45. Облачно, 15 градусов. 1604 зрителя.
СУДЬИ: М.Стрембергсон (Швеция), В.Шимкус (Литва), Х.Акривос (Греция).
ГОЛЫ: 1:0 — Мехмеди (6, с пенальти за снос Эмегары). 2:0 — Мехмеди (43, пас — Джака). 3:0 — Фельтшер (90+3, пас — Абраши).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Джака (27), Мехмеди (83) — Веретило (5), Нехайчик (29), Матвейчик (41), Хващинский (65).
УДАЛЕНИЕ: Матвейчик (68).
На то, что все для белорусов закончится в этот вечер в Орхусе удачно, намекала и радуга, зависшая над стадионом в ожидании стартового свистка. А вот ученики Георгия Кондратьева, очевидно, морально прибитые неудачей в дуэли с хозяевами, обошлись без разговоров в подтрибунном помещении: в предстартовой накачке обычно преуспевали капитан команды и его заместитель. В этот же раз все было тихо, и даже привычный по предыдущим матчам дружный гимн не звучал, улетая с губ футболистов не более громким, чем выдох. Из глаз наших ребят выглядывала необъяснимая печаль, а на пятой минуте из ее тени вышла еще и растерянность: Веретило сфолил на Эмегаре в своей штрафной, и в третьем кряду матче с участием белорусов пробивался пенальти, причем второй раз — в ворота Гутора.
Впрочем, свалить всю вину за пропущенный гол на правого защитника было бы несправедливо. Началась беда на левом фланге почти у штрафной Соммера. Матвейчик выбросил мяч из аута, да так, что Драгуну пришлось проявлять всю свою ловкость и изворотливость для того, чтоб его обработать. Скоростному Шачири даже секундного замешательства хватило бы, чтобы коршуном налететь на жертву, когтисто вцепиться в мяч да разогнать сквозняк-атаку по щелям в белорусском оборонительном шалашике. Сквозь дыру, образовавшуюся в центре поля, могли беспрепятственно проследовать и Али-Баба со своими разбойниками, и Моисей с братьями, и, для усиления эффекта, волк с семерыми козлятами. Шачири же отпасовал на Эмегару, который, не попади в футбол, и в беговых дисциплинах не затерялся бы. Темнокожий краек ворвался в штрафную, где столкнулся с пожарными мерами Веретило. Гутор в этот раз оказался бессилен.
Белорусы старались не растечься лужицей по газону, наоборот, пытались ответить. Дерзкий удар с лету удался Нехайчику, попади Паша в створ — оказался бы его гол в числе топовых по эффектности на ЕВРО. Но мяч улетел выше. А затем Поляков едва не поставил точку в поединке, нерасчетливо отдав пас вратарю: передача оказалась удобнее для швейцарца Фрея, тот навесил в штрафную, Гутор ошибся на выходе, и Эмегара должен был решать эпизод: к счастью, ударил мимо пустой «рамки». Вскоре Скавыш опасно навешивал на Перепечко, которого обставили швейцарские защитники. Еще пару неприятных мгновений доставил Соммеру Драгун, метивший в ближний угол ворот — голкипер с угрозой справился. Казалось, белорусы постепенно приходят в себя — вот уже и Джако вынужден был фолить при развертывании нашей контратаки, за что получил предупреждение. Пыл славян остудил Кох, прострел которого справа вызвал едва ли не панику в защитных порядках. Затем уже Нехайчик притормозил Шачири руками и схлопотал «горчичник», а вскоре швейцарский энерджайзер добавил по мячу после заблокированного выстрела Клозе — промахнулся. Какую-то надежду едва не подарил оппонентам Соммер. Сначала голкипер неуклюже сыграл на выходе, впрочем, Скавыш распорядился возможностью не лучшим образом. А затем Соммер лишь со второй попытки «укротил» мяч после амбициозного выстрела Веретило. После этого, впрочем, белорусы вновь оказались припертыми к стенке, и вот уже Гутор прыгал в правый от себя угол из-за Джако, а Матвейчик придал импульс Шачири, сделавшему эффектный кульбит после «контакта» с ногами гомельчанина. Сей фол шведский рефери оценил предупреждением, заложив базу под будущее меньшинство команды Кондратьева.
В общем-то, несмотря на все беды, наши ребята, казалось, справлялись. Тем обиднее было уходить на перерыв с пассивом в два мяча. Филипенко, оказавшись с мячом у правой бровки, задумал диагональный пас в центр на Багу. Хавбек стал пятиться от мяча, чем воспользовался Джако, от которого снаряд отскочил к дежурившему на линии штрафной Мехмеди. Гутор, экстренно возвращавшийся в «рамку», не успел долететь до дальней штанги, в которую точно пробил швейцарский форвард — рикошет был в его пользу.
После антракта Георгий Кондратьев решился на смену тактики, выпустив второго форварда Хващинского. Впрочем, перестроения оказались незамеченными, так как инициативой крепко владели швейцарцы, оставляя оппоненту шансы лишь на редкие контрвыпады. Они, впрочем, также не слишком удавались. Например, казавшийся перспективным рейд по левому флангу Скавыша завершился лишь ударом нападающего по касательной в перекладину от боковой линии штрафной — согласитесь, такое продолжение атаки редко оказывается результативным. Постепенно мяч стал переходить под контроль белорусов, но никакого результата это не принесло. Ведь ответы альпийцев оказывались на несколько порядков опаснее. А очередная стычка Матвейчика и Шачири обернулась второй желтой карточкой нашему защитнику. Нужно было видеть несчастнейшее лицо Сергея, сидевшего на трибуне после удаления. Думается, за то, что в итоге белорусы вышли-таки в полуфинал, Матвейчик должен назвать своего сына если уж не Эйяфьятлайокудлем, то хотя бы каким-нибудь Гуннаром или Олафуром. Кондратьев же вынужден был «латать» оборону, заменив отметившегося одним неопасным заблокированным ударом Хващинского его одноклубником Гайдучиком. Виталий занял место в центре обороны, вытеснив оттуда на фланг Полякова.
В оставшиеся минуты процент владения мячом швейцарцами достигал такой отметки, что и в «Барселоне», пожалуй, позавидовали бы. Белорусам же оставалось уповать на то, чтобы в параллельном поединке все завершилось удачно. За этим, похоже, в первую очередь следил и Георгий Кондратьев, регулярно уходивший со скамейки куда-то в подтрибунное помещение — очевидно, за сведениями. Для белорусских болельщиков телевидение как бы и наладило прямую трансляцию судьбоносного для нашей молодежки матча Исландия — Дания, вот только из-за грозы сигнал был сорван, и за перипетиями того поединка следить удавалось лишь с помощью Интернета. Сначала мы болели, чтобы исландцы не забили третий, потом — чтобы датчане второй. Все решила разница мячей, ведь по регламенту вступил в силу именно этот показатель в сравнении трех команд. В итоге белорусы со своими 3-2 оказались впереди исландских 3-3 и датских 3-4. На этом фоне как-то незаметно приключился третий гол швейцарцев, когда резервист Фельтшер поймал Гутора на рывке из ворот, закатив мяч в ближний угол… Но уже через пару минут напортачивший Филипенко и малозаметный Скавыш, проштрафившийся Матвейчик и растерявший все силы Сиваков, да и все остальные ребята, радовались выходу в полуфинал! Пережив грозу поражения, настоящую бурю разгрома, белорусы все же перевалили через хребет группового раунда в четверку сильнейших молодежных команд Европы! Думается, через какое-то время мы будем помнить именно этот факт, а не «злоключившиеся» 0:3 или 1:2…
Александр АБДУЛХАКОВ