Разное. Тамара Лисицкая: нет никого страшнее жесткого, властного и сумасбродного мужчины
Тамара Лисицкая принадлежит к типу людей, которым суждено удивлять мир. Ее умение успевать всюду и выполнять работу качественно и быстро изумляет и заставляет замолчать тех, кому вечно мешают обстоятельства и окружающая среда. Мир мог узнать Тамару и как великую спортсменку, если бы в один прекрасный день ее мозгам не понадобилась новая подпитка.
— Тома, среди спортсменов у тебя много друзей?
— У меня друзей по определению немного, хотя знакомых полно. И вот среди этих нескольких близких людей есть, например, Женя Павлина. Получается, что да, имеются такие спортивные друзья. А вообще в телефонной книжке вся спортивная элита и юниоры. Работа у меня такая и многолетняя традиция — общаться с интересными людьми.
— Спортсмены, как правило, нелегко устраиваются после окончания карьеры. Трудно им найти свое место в жизни.
— Да ерунда. Есть еще десятки профессий, предполагающих раннюю пенсию, постоянный стресс и страх профессиональной несостоятельности. Остаться за бортом может каждый второй, даже каждый первый: найдется повод, конкурент, новый тренд, в который ты уже не вписываешься. И даже те, кто при крупном покровителе, не могут быть абсолютно уверены ни в чем. Сколько таких примеров было.
Так вот, у спортсменов есть бонус — спортивная закалка, спортивный характер. И пили они меньше в молодости, и не курили, и волю постоянно подкачивали. Еще, я заметила, они рефлексируют меньше, не развито это вредное чувство, разрушающее нервную систему. Те спортсмены, которых я знаю, умеют сжимать зубы и продавливать стену. Пусть она и не поддается, но они давят, и кто знает...
У спортсменов есть шанс хорошо и честно зарабатывать и такой же прекрасный шанс пиариться на самых крупных площадках мира и во время самых знаменательных спортивных форумов, когда прессы просто завались. Понятно, что туда добираются лучшие плюс проходят еще мясорубку соревнования... Но вот же есть Цилинская, Азаренко, Мирный, Домрачева, Карстен, Корольчик, Салей, Глеб... Так что спортсменом быть хорошо. А что работать много надо... Так я вообще другого варианта добиться чего-то не рассматриваю.
Тот же БАТЭ можно считать брендом. Ты говоришь название команды, и у людей сразу же рождаются ассоциации — положительные. Всем нравится болеть за клуб, где выступают белорусы, относительно немного зарабатывающие по сравнению со своими зарубежными коллегами, но играющие в футбол ничуть не хуже. Во всяком случае, стыдно за эту команду почти никогда не бывает.
— Спортсменов в этой литературе представляет типаж — качок.
— Есть у меня такой герой в романе века “Идиотки”. Ну что поделать, если мне этот герой близок. Я сама столько лет отдала этому прекрасному виду спорта. А как иначе, если ты живешь в Серебрянке 90-х?
Ох, интересное было время. Питание в баночках, три подхода по пятьдесят... Сначала зашла в зал с кем-то за компанию, а потом задержалась — и несколько лет, как на работу. В пиковый момент — каждый день, два часа. Причем ездила через весь город в Уручье... Очень хотелось быть похожей на тетенек из бодибилдерских журналов, чтобы вся такая блестящая, гуталиновая и мышцы бугорками. Правда, хотелось. Качаешь железо и думаешь о картинке. Потом поняла, что не успеваю работать — а я, повторюсь, со школьных лет уже на радио и ТВ, и поступать надо, и учиться... И как-то журфак меня переманил из зала, начала накачивать другую мышцу — мозг. При этом я не говорю, что одна накачка исключает другую. Кто-то наверняка умудряется соответствовать классическому: “в человеке все должно быть прекрасно”...
— С кого рисуешь главных героев своих романов?
— Понятно, что легче всего это делать с самой себя. А вообще мне за женщинами наблюдать нравится. Женщины спасут этот мир. Нет никого страшнее жесткого, властного, сумасбродного мужчины, и нет никого лучше терпеливой, живучей, выносливой женщины. Надеюсь, дамы тоже читают “Прессбол”. Хотя, конечно, это нетипичное увлечение женщины. А зря — интересная газета.
— Все же любопытно, кто из спортивных особ был бы тебе интересен и мог потенциально стать одним из героев повести, романа?
— Недавно познакомилась с полковником Галкиным — директором гандбольного клуба СКА. Настоящий полковник, серьезный, убедительный, целеустремленный. И при этом нюанс характера, который как раз очень интересен в случае с “героическим” нелинейным образом: забота, простите за штамп, о детях.
Смотрю я на этого человека и верю, что не для галочки его волнуют тема юниорства в гандболе, новые площадки, новые возможности для спортсменов, которые пока еще дети. Но если новых площадок и новых возможностей не будет, они так и не попадут в свою потенциально звездную команду. Надо думать о перспективах. Я не о бизнес-плане говорю, хотя и он тоже важен. А о завтра и послезавтра в целом. Удовлетворение существующим положением, потому что все тихо и спокойно и вроде бы пока нигде не жмет, — это антиэволюция.
Нельзя жить так, чтобы ничего не волновало, кроме насущной проблемы ужина. Если делать вид, что не существует демографических, воспитательных, политических, экологических проблем, если не пытаться конвертировать общие формулировки в конкретные дела, то уже очень скоро мы вдруг поймем, что пришли к необратимому и наступил тот самый конец света, но не от упавшего метеорита, а потому, что все системы рухнули.
Полностью текст интервью с Тамарой Лисицкой читайте в номере "ПБ".
Электронная подписка на ПДФ-версию