Формула Шарапова: порядок бьет класс
Формула Шарапова: порядок бьет класс
О том, что отечественная школа дзюдо сейчас переживает не лучшие времена, красноречивей всего говорят последние результаты взрослой белорусской сборной на рейтинговых турнирах. Надежда блеснула, когда Алексей Романчик завоевал «серебро» на тбилисском этапе Кубка мира. Однако выступления наших соотечественников на бакинском «Мастерсе», парижском «Большом шлеме» и Гран-при в Дюссельдорфе наверняка ничего, кроме разочарования, у отечественных любителей искусства «гибкого пути» не вызвали. Есть ли выход из создавшегося положения и сумеют ли его найти наши специалисты до Игр в Лондоне, корреспондент «СП» попытался выяснить у главного тренера национальной команды Руслана ШАРАПОВА.
— Руслан Леонидович, в свое время разобщенность людей, ответственных за развитие дзюдо в стране, стала притчей во языцех. Может быть, дело именно в этом?
— Как вы сами понимаете, недовольные будут всегда, но времена изменились. В федерации работает команда единомышленников, которая делает все, чтобы наша школа искусства «гибкого пути» вернула себе прежние успехи. Тот же председатель федерации Александр Озерец, несмотря на занятость в Министерстве энергетики, всегда находит время, чтобы поинтересоваться, как у нас обстоят дела и чем можно помочь. И первый зампред БФД Николай Небышинец, бизнесмен, кроме всего прочего еще и почетный консул Доминиканской Республики. Такое ощущение, что для него сутки состоят из 48 часов как минимум, большую часть которых он посвящает дзюдо. Конечно же, стоит отметить колоссальную работу исполнительного директора БФД Валерия Мартыновича, представителя федерации в международных структурах Павла Ясеновского, спортивного директора нашего общественного объединения Анатолия Харитонова и других специалистов своего дела. Можно с уверенностью сказать, что сейчас в руководстве общественным объединением собраны настоящие единомышленники.
— Идет ли навстречу Министерство спорта и туризма Республики Беларусь?
— В том, что это так, можно убедиться на примере решения вопроса об учете успешных выступлений на этапах Кубка мира, Гран-при и «Большого шлема», при начислении зарплат членам национальных команд. Министр спорта и туризма Республики Беларусь Олег Качан и его заместитель Сергей Неред, руководители директората национальных команд вникли в суть проблемы, и теперь атлеты будут получать заслуженное вознаграждение. Только выходи на татами, борись, доказывай свое превосходство над соперниками. Раньше такого не было.
— Как сами спортсмены относятся к своим неудачам?
— Помню, еще несколько лет назад, если атлет проигрывал, то после этого боялся посмотреть своему наставнику в глаза. Ныне, к сожалению, так ведут себя отнюдь не все. Сейчас некоторые спортсмены всегда готовы бодренько так предъявить целый список виновных и обстоятельств, которые ему помешали. Это и невнимательность персонала, неудачное расписание соревнований, отсутствие формы, да что угодно… Мы стремимся выучить их так, чтобы дзюдоист начинал поиск виновных прежде всего с себя.
— Не секрет, что некоторые из специалистов и болельщиков видят причину неудач именно в таком подходе к делу.
— Я всегда с уважением отношусь к альтернативным точкам зрения. Главное, чтобы, помимо огульного неприятия моих методов работы, критики не забыли внести свои конструктивные предложения. Согласитесь, одно дело, когда человек излагает свою точку зрения открыто и аргументированно, и совсем другое отношение к анонимным «форумным бойцам», для которых главное — облить человека грязью. Честно говоря, отвечать на их выпады считаю ниже своего достоинства. Впрочем, как гласит одна мудрая поговорка: если идешь домой и вокруг не лают собаки, значит, ты заблудился.
— О кризисе в белорусском дзюдо говорят и некоторые специалисты…
— Что же, это их мнение, однако считаю подобные замечания не совсем этичными. Проблем хватает у всех, и прежде чем оценивать чужую работу, неплохо было бы объективно взглянуть и на результаты своего труда.
— Но все эти критики вполне могут сказать, что с того момента, как вы встали у руля сборной полтора года назад, особого прогресса в результатах не произошло...
— Давайте не будем забывать, что за это время наш вид единоборств изменился кардинально. Порой из-за введения новых правил возникало ощущение, что я принимал ответственность за команду по одному виду единоборств, но в итоге он превратился в совсем другой. Будем откровенны: в таких условиях старая система подготовки атлетов оказалась неповоротливой и беспомощной. Во многом именно из-за нее у нас практически не оказалось спортсменов, способных показывать высокие результаты в нынешних условиях. Ведь подавляющее большинство спортсменов, победы которых были на слуху у белорусских болельщиков, добились викторий еще по тем, старым предписаниям.
— Были ли приняты какие-то меры, чтобы изменить ту ситуацию?
— Пойти по пути наших восточных и южных соседей, россиян и украинцев, из-за скудного выбора исполнителей мы не могли. Они в один прекрасный момент заменили тех, кто не смог приспособиться к изменившимся реалиям. Мы же вынуждены были переучивать наших атлетов на новый лад. Сами понимаете, что ставить другую технику уже зрелым мастерам было очень трудно. Во многом именно из-за этого команду накрыла череда травм, которые дают о себе знать и по сей день. Это тоже выбило из колеи.
Впрочем, эти обстоятельства все же не помешали тому же Игорю Макарову стать в апреле прошлого года чемпионом Европы, а Александру Стешенко — серебряным призером.
— Всем ли удалось окончательно перестроиться?
— К сожалению, нет. Очень много потерял в техническом плане тот же Стешенко. Александру сейчас приходится выкладываться и бороться все пять минут, а то и доводить дело до дополнительного времени в схватках с атлетами, на преодоление сопротивления которых раньше у этого талантливого борца уходило несколько десятков секунд.
— Еще один многообещающий борец, заявивший о себе не так давно, Евгений Бедулин…
— По большому счету, эта проблема его не коснулась. Вопрос в том, что он очень эмоционален и, когда есть настроение, способен на равных бороться с любым, даже самым грозным соперником. Надеюсь, что ближе к официальным стартам он наконец разборется и покажет себя во всей красе, подойдя к ним в отменном физическом и психологическом состоянии.
— Какие новости о здоровье Сергея Шундикова, который в последнее время травмирован?
— Пока этот опытный мастер не определился со своим будущим. Что и как — подробнее будем знать после чемпионата Европы.
— Будут ли привлекаться для участия в соревнованиях самбисты Андрей Казусенок и Юрий Рыбак?
— Пользуясь случаем, хочется поблагодарить за понимание и государственный подход руководство федерации самбо, а также наставников Вячеслава Кота и Магомеда Рамазанова за то, что они пошли нам навстречу. Как Андрей, так и Юрий, что называется, в обойме. Казусенок был в составе команды, которая отправилась в Париж на «Большой шлем». Рыбак также получит свой шанс.
— Вас не раз упрекали в том, что вы не доверяете молодым атлетам, которых нужно возить на международные турниры. Иначе как им еще набираться опыта?
— В этом вопросе недовольные будут всегда. Одни будут критиковать за то, что не доверяю молодым, перспективным атлетам, другие — что сделал ставку на неопытных юнцов.
Чтобы оградить себя от нападок со стороны как одних, так и других, мы решили построить работу таким образом, чтобы шанс дать каждому. Разве что для этого наставникам на местах нужно будет пошевелиться и найти необходимую для поездки их учеников сумму.
Был проведен тщательный мониторинг, заменены старшие тренеры некоторых областей, и сейчас проблем с выездами гораздо меньше. Во всяком случае в Тбилиси и Париж отправилось довольно много наших борцов. Да и на Кубок мира в Варшаву за счет привлеченных средств также поехала внушительная делегация, 21 человек.
— Но где гарантия, что кто-то из них окажется в составе при выезде на официальные старты?
— Что касается тех же официальных стартов, то страну на них должны представлять действительно лучшие, ведь в противном случае это дискредитация репутации нашей сборной. Поэтому мы пришли к выводу, что вначале претенденты должны заявить о себе на международных кубковых стартах. Чемпионаты и первенства Европы и мира не то место, где нужно набираться опыта. Туда нужно ехать, чтобы показать результат.
— Вернемся к вопросу о финансах. Не слишком ли ответственный шаг — перекладывать поиск средств на региональные организации?
— В начале нашей беседы я не зря сказал о том, что старая система нуждается в демонтаже. У некоторых моих коллег слишком уж потребительское отношение к спорту. Но ведь Министерство просто не в состоянии возить всех желающих на турниры. Нужно четко понимать, что так или иначе средства придется искать всем. Если парень талантлив, поверьте, на его поездку деньги найдутся. Было бы желание. Да и проанализировав не востребованные до сегодняшнего дня источники финансирования, мы увидели, что на местах не меньше нашего заинтересованы в том, чтобы спортсмены из глубинки ездили на соревнования. За рубежом ведь тепличных условий никогда не было. Наставники сами работают со спонсорами, сами ищут деньги на поездки. У нас же пока к новым реалиям привыкли далеко не все.
— Ваше мнение о наставниках на местах довольно категорично…
— Заметьте, я не говорю, что они все бездельники. Приятно наблюдать за тем как трудятся такие специалисты, как работающие в Гомельской области Виктор Внучкин, Владимир Асин, Виктор Шундиков. Стоит отметить их коллегу из Гродно Ивана Шарко, представителя Витебщины Артура Фандо, который кроме всего является и одним из лучших арбитров в мире, минчанина Александра Шлыка и Василия Барановского из столичной области. Но, к сожалению, хватает и других, куда менее положительных примеров.
Если тренеров не стимулировать к постоянной работе, то через два-три года мы наш вид спорта потеряем окончательно. Наставник должен быть заинтересован в прогрессе спортсмена, а не только в том, чтобы найти деньги, привезти на первенство Европы или мира ученика, который от силы продержится на татами 30—40 секунд. А потом еще и требовать надбавки за то, что воспитал участника этих престижных стартов, причем вне зависимости от результата.
В Украине да и в других странах спортсменов в сборной собирают за три дня до международных стартов. Оценивают состояние, слегка могут подкорректировать какие-то моменты, и все. У нас же почему-то национальная команда комплектуется чуть ли не в боевых условиях.
— Признаться, не раз приходилось слышать далеко не лестные отзывы о новой рейтинговой системе, сторонником которой вы являетесь, мол, тогда будет тяжело пробиться молодым…
— В этом вопросе также «курортных» условий не предполагается. С самого начала люди должны быть готовы к жесткой конкуренции, которая, как известно, одно из главных условий прогресса в любом виде спорта. Когда мы приезжаем на планетарный форум, там все четко, никаких исключений из правил. Почему у нас должно быть иначе?
Дабы исключить различного рода кривотолки, было принято решение о том, что отныне жеребьевка на всех внутриреспубликанских соревнованиях будет проводиться исключительно по рейтингу. Принципиальна и моя позиция по вопросу комплектования национальной команды. Тут также все будет зависеть от позиции человека в этой своеобразной табели о рангах. Чтобы подняться в ней как можно выше, нужно ездить на различные турниры, а не стоять охранником в казино, переодеваясь в кимоно и борясь раз-два в сезоне, лишь формально выполняя критерии отбора. Сейчас в рейтинге предусмотрена четкая градация по возрастным группам, стартам, на которых можно получить зачетные очки в зависимости от их уровня.
— Каков ваш взгляд на развитие в стране женского дзюдо?
— Я в курсе полемики насчет создания отдельной женской дружины. Однако давайте разберемся, кого мы будем там тренировать? Фактически ведь тех спортсменок, которые что-то могут показать на своем возрастном уровне, в нашей стране не больше десятка. Лещенко, с натяжкой Скрыпник, Староверова, подает надежды Слуцкая, которая пока, по большому счету, делает во взрослом дзюдо первые шаги. Еще рано говорить о перспективах в большом спорте тех же сестер Казаной, Волновой… Если сравнивать с той же женской борьбой или тяжелой атлетикой, там в любой весовой категории народу куда больше. Но это отнюдь не значит, что на наших дзюдоистках мы ставим крест. Понятное дело, лучшие из них получают возможности заявить о себе на международной арене, как и парни.
— Насколько сейчас отличаются условия от тех, что были перед Играми в Афинах в мужском дзюдо?
— На сегодняшний день о ситуации в год триумфа Игоря Макарова можно только мечтать. Ведь тогда на каждое место в сборной претендовали три-четыре мастера спорта международного класса. Хочется, чтобы наставники, работающие на наборе, были заинтересованы в профессиональном росте своих воспитанников.
Совместными усилиями с БФД, РЦОПе, который возглавляет настоящий знаток борьбы Василий Иванюк, а также другими организациями сейчас приступаем к реализации плана, который позволит оценить уровень подготовки резервистов. Хотим начать проводить учебно-тренировочные лагеря на базах училищ олимпийского резерва. Чтобы собрать всех перспективных в одно место и эффективно с ними работать. Кроме этого планируем два раза в месяц устраивать единый день борьбы. Это позволит как подтянуть общий уровень подготовки, так и разглядеть талантливых парней, которые по тем или иным причинам не попали в поле зрения наставников национальной команды.
— Наверняка всех больше интересует, как будет строиться работа главной команды страны…
— Я сторонник централизации всех усилий, конечно же, с правом голоса для личных наставников спортсменов. Но решающее слово оставляю за тренерским советом. Если каждый будет преследовать лишь свои интересы, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь во многом пекинская неудача связана с тем, что перед Играми мои предшественники излишне уповали на индивидуальную подготовку спортсменов.
— Не секрет, что если в Европе мы конкурентоспособны, то в борьбе с азиатскими спортсменами чаще всего удача от белорусов отворачивается. Может быть, стоит больше готовиться в компании атлетов с этого континента?
— По большому счету, это не проблема. После каждого Гран-при и «Большого шлема» остаемся на рандори и там имеем возможность бороться с ними сколько угодно. Да и к нам в «Стайки» на аналогичное мероприятие приезжает по два-три состава тех же японцев, узбеков, представителей других азиатских держав.
Если мы будем зацикливаться лишь на республиканских мероприятиях, через два-три года дзюдо у нас не будет. Тренерский штаб, федерация прилагают все усилия и активно ищут пути для того, чтобы наши спортсмены повысили свои результаты на международной арене, причем не только на состязаниях взрослых атлетов.
Владимир УПЕНЬЕК