Что нам стоит дом построить?!
Что нам стоит дом построить?!
Несмотря на весьма продолжительную паузу в регулярном чемпионате КХЛ, болельщики даже в эти «отпускные» дни волнуются за судьбу минского «Динамо», ведущего борьбу за путевку в плей-офф Кубка Гагарина. Сумеют или нет «зубры» после трех оставшихся в календаре матчей опередить нижегородское «Торпедо» в конференции «Запад»? Фатально ли отставание в два очка от волжан, или надо принимать во внимание еще рижских динамовцев, которые также не гарантировали себе место в «олимпийке»? А если все сложится, как нам хочется надеяться, то что будет с «Динамо» дальше? Еще большую актуальность сей вопрос обретает при условии неудачи.
Да и если говорить честно, то сегодня мало кто сомневается, что самая большая вероятность на грядущее межсезонье заключается в том, что нас опять ждут бурные, реорганизационные весна и лето. Конечно, если поклонников «зубров» посетит в феврале-марте большое счастье и команда не только пробьется в плей-офф, но и совершит там несколько подвигов, например, выбьет из борьбы за Кубок Гагарина ярославский «Локомотив», сей тезис будет автоматически пересматриваться. Но пока, действительно, есть серьезная уверенность в том, что «Динамо» ждет очередная смена на капитанском мостике. Как и уже традиционная «перетряска» состава — процентов на 70. Возможно, даже пересмотр ориентиров в кадровой политике клуба, и не только кадровой. Благо разговоры о необходимости выведения локомотива «Динамо» на классические стратегические рельсы развития, с обязательным наличием перспективы — ближайшей и отдаленной — ведутся уже сейчас, и отмахнуться от них не получится, да и не надо от них отмахиваться. Жить одним днем в профессиональном хоккее получается очень редко, а при динамовском фарте — не получается вовсе. А три попытки, по условию любви Бога к троице, уже были даны, они выбраны и исчерпаны. Надо менять подходы, действуя сообразно имеющимся финансам, сформулированным целям и глобальным стратегическим задачам.
При этом в «СП» решили творчески подойти к глаголу «надо», попробовав ответить на логично вытекающий из него (глагола) вопрос: «Если надо, то как?» Разумеется, наше исследование носит сугубо субъективный характер и не претендует ни на открытие Америки, ни на признание мнения газеты истиной в последней инстанции. Тем не менее что-то в этом — избавимся от ложной скромности — есть. Конечно, профессионалы, как говорил Владимир Высоцкий, — это… профессионалы, но что нам стоит дом построить, когда не боги горшки обжигают, а журналисты отнюдь не чужие люди как в праздничные, так и в траурные дни хоккея. А значит, начинаем, примеряя на себя должности динамовских кураторов и руководителей — пусть они нам простят подобную дерзость.
1-й ПЕРИОД: ФИНАНСОВЫЙ
Так уж устроен этот мир — еще Федор Достоевский написал: «Деньги — чеканная свобода», — что все в нем начинается и заканчивается финансами. Можно как угодно негативно относиться к герою Андрея Миронова в комедии «Берегись автомобиля» Диме Семицветову, но его фраза: «Деньги еще никто не отменял» — неоспоримая правда жизни. Поэтому прежде всего необходимо сформировать бюджет клуба КХЛ на следующий сезон. О специфике этого процесса ничего не скажем. Это сугубо своеобразный пласт мероприятий и переговоров, в чем-то даже коммерческая тайна. На ее раскрытие не замахиваемся, вовсе не ставя перед собой подобной задачи. Главное заключается в том, что у «Динамо» есть рычаги и система по формированию бюджета.
Однако при этом уточним два нюанса. Во-первых, в этом процессе должны принимать участие только кураторы клуба и его руководители, представляющие экономический блок. Время хоккейных профессионалов, в первую очередь пресловутого генерального менеджера по аналогу НХЛ и тем более главного тренера, наступит позже. Их, простите, надо просто ставить перед фактом — бюджет будет таким-то и таким-то, не больше, но и не меньше. Во-вторых, расставить точки над «i» в вопросе финансирования и его дифференциации по подразделениям клуба (главная команда, клуб МХЛ, фарм-клубы и так далее) необходимо, в крайнем случае, не позже конца февраля, а желательно и многим раньше. В противном случае селекционная и организационная работа окажется замедленной, несистемной и неконкретной.
2-й И 3-й ПЕРИОДЫ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ
А вот когда тема денег скорректирована и практически закрыта, на повестке дня появляются другие тесно связанные между собой вопросы. Исходя из каких принципов формировать состав? Какой хоккей (атакующий или оборонительный) хотят видеть кураторы клуба в исполнении команды? И, наконец, как решения, принятые по двум предыдущим вопросам, соответствуют развитию всего отечественного хоккея и интересам национальных команд? Последнее положение — специфический белорусский момент, от которого отмахиваться нельзя. Домашний чемпионат мира-2014, как и все остальные международные турниры, приоритет.
Правда, здесь сразу сталкиваемся со сложностями, которые отследим на примере главной команды страны. При Анатолии Варивончике, Владимире Крикунове и в периоды работы со сборной Михаила Захарова акцент делался на оборонительные идеи и модели. Но в 2005 году в Беларуси появился Глен Хэнлон. При нем мы также играли весьма сдержанно, хотя и по другим тактическим лекалам, но риторика этого наставника была исключительно атакующей. От слов к делу мы перешли при Курте Фрэйзере, выдав два самых зрелищных, но неудачных чемпионата мира. Возвращение Хэнлона вновь привело к пресловутой умеренности. Однако то обстоятельство, что нынешний рулевой сборной Эдуард Занковец является учеником и последователем Глена — он тоже «умеренный» искатель баланса между обороной и атакой со ставкой на давление, — как бы понуждает и «Динамо» действовать в аналогичном ключе, чего, правда, не было в этом сезоне. Будет ли в следующем и надо ли к этому стремиться — вопрос. Вроде бы, конечно, необходимо, но у «Динамо» свои интересы и турнирные задачи. А раз так, то реально продолжение ситуации — по Андрею Макаревичу: «И каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей».
Во-первых, ни федерация хоккея, назначая Занковца, ни сам наставник, баллотируясь на пост, не сопоставлял и свои воззрения с интересами «Динамо». Во-вторых, еще не доказано, что канадский вектор — панацея для Беларуси. И одно дело провести короткий турнир в «давление», а другое — «регулярку» КХЛ с выходом в плей-офф Кубка Гагарина. В-третьих, вообще можно вспомнить, как булгаковский Понтий Пилат кричал в лицо Иешуа: «Я твоих мыслей не разделяю!» Как выяснилось, зря, но в нашей ситуации никто не Понтий, как никто не Иешуа, а потому будем считать, что в определении своего виденья игры «Динамо» руки у кураторов клуба развязаны.
Поэтому приступаем к процессу, отталкиваясь от бюджета. Уточняем, что под «щедрым» понимаем объем денег, которым оперируют действительно богатые клубы КХЛ — СКА, «Ак Барс», «Салават Юлаев». Дай Бог такого счастья и динамовцам, но сами понимаете, как это малореально, да и не все так счастливо в этом варианте. Ибо, как говаривал классик, рабство начинается с богатства. Судите сами, насколько сужаются варианты для маневров и как надо бдеть, чтобы не провалиться под лед «пира во время чумы».
Много денег — это необходимость приглашения большого количества легионеров. Почему? Отвечаем. Взвинтить доморощенным игрокам зарплаты — неразумно, они им не будут соответствовать. Пригласить немного, но действительно звездных легионеров калибра второго звена клубов НХЛ, соблазняя их деньгами, не получится — просто не соблазнятся и не поедут. Поэтому и остается один путь: массовый завоз крепких, средних исполнителей а-ля Вайнхандль, Мортенсон и так далее. Так сформированная дружина будет обязана играть со ставкой на атаку, только особой пользы для национальной команды все равно не будет. Впрочем, денежный дождь на «Динамо» вряд ли прольется, но этот вариант нами рассмотрен.
Что же касается «разумного бюджета», то будем считать таковым аналог текущего сезона-2010/2011. Как показывает накопленный опыт, при таком количестве денег уповать на широкую легионерскую прослойку неэффективно. В команде оказываются не те иностранные мастера, которые способны как давать результат, так и играть в атакующий хоккей, чего при Мареке Сикоре и близко не было. Пытаться еще раз — тупиковый путь, ибо грабли с каждым разом бьют по лбу все больнее и больнее. Поэтому склонимся к рижской модели формирования состава: 5—7 легионеров, остальные белорусы. Тактика — игра от обороны. Атакующая модель в данном случае утопична и противоречит турнирным задачам «Динамо». Хотя… все возможно, поэтому на нашей схеме проведена пунктирная линия.
Наконец, уточним, что в работе 2-го и 3-го периода обязаны принимать участия уже не только кураторы клуба, но и хоккейные специалисты — генеральный менеджер и, возможно, хотя совсем не обязательно, главный тренер. Все зависит от того, как будут выстроены профессиональные отношения — по НХЛовским лекалам либо по советской выкройке. Плюс не надо забывать о варианте, когда генменеджер и главтренер может быть един в двух лицах. Со всей стратегией необходимо определиться тоже не позднее февраля, ибо в селекции промедление — смерти подобно.
Основные же направления поиска банальны, и вести их целесообразно одновременно и даже единовременно. Для выбранного нами хоккея прежде всего надо определиться с наставником, имеющим успешный опыт в постановке такой тактики и не брезгующим ею, с вратарской бригадой и вожаком. Последнее очень важно, ибо, как сейчас выясняется, в его отсутствии и заключаются едва ли не все беды «Динамо». На это ссылались в своих интервью «СП» и Марек Сикора, и сторонний наблюдатель Михаил Захаров (внимательно перечитайте эти статьи, опубликованные в прошлую пятницу и вторник).
А вопрос, где взять этого вожака, как его сыскать на хоккейном пространстве, — риторический. Кто ищет, тот обрящет. Это во-первых. Во-вторых, любое дело начинается с создания архива, и селекционной службой «Динамо» он должен быть накоплен. В противном случае необходимо реструктурировать существующий аппарат, причем жестко, вплоть до полной смены караула с обязательным усилением и укреплением. В крайнем случае можно попросить помощи у газетчиков, хотя в «Динамо» от этого и зарекались весной-2010. Но вожаки в хоккее есть. Не обязательно это игроки первых-вторых пятерок, но — есть. Из белорусов — Кольцов, из легионеров, которых может заинтересовать динамовская перспектива, — есть выбор.
Но в любом случае в селекции надо идти от игроков (их талантов, умений, тактических склонностей и финансовых запросов), а не от агентов, которые замотивированы не на хоккей, а на прибыль, и плотное общение с которыми пахнет коррупцией и очередным провалом имени Сергея Каткова и Шуми Бабаева иже с ним. С агентами надо иметь дело только после того, как принято решение в целесообразности приглашения игрока. Разумеется, это предъявляет очень серьезные требования к селекционной службе, но когда-то ведь надо работать профессионально. Что же касается участников процесса, то кураторы клубы уже ограничиваются наблюдением и контролем, возлагая ответственность на нанятых ими профи. Как будут выстроены отношения между генменеджером и главтренером — вторично, и многое зависит от персоналий. Допустим, сейчас в КХЛ не работает Петр Воробьев — гуру «ловушек». Но если вознамериться пригласить его в Минск, однако предупредить, что Петра Ильича не станут привлекать к селекции, он покрутит пальцем у виска и никуда не поедет. Марек Сикора — согласится.
4-й ПЕРИОД: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Это уже техника обустройства коллектива с соблюдением норм спортивного бытия и законов науки управления. Разумеется, большое значение имеет, каких успехов удалось добиться на «тактическом уровне». Но при любых результатах надо проводить обязательные мероприятия и действия, продолжая работать над селекцией. Это процесс перманентный. Остановки в нем нет.
5-й ПЕРИОД: КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ
Разумеется, число «5» условно, ибо отрегулировать отношения с федерацией и национальными командами надо в самом начале пути. На каких-то уровнях взаимоотношений и сотруднических контактов — это зона ответственности кураторов клуба, на других — хоккейных профессионалов. Главное — создать атмосферу взаимного уважения и доверия. Впрочем, недоверчивость — удел бездарных людей, а обидчивость — родимое пятно тугодумной малоподвижности. А таких в белорусском хоккее, к счастью, сейчас нет.
Руслан ВАСИЛЬЕВ