Маленькая флотилия для больших побед
Маленькая флотилия для больших побед
Олимпийский алфавит |
Этим материалом мы открываем не только новую олимпийскую рубрику, но, надеемся, и двери в большой спорт для многих из наших читателей. Не секрет, что большинство болельщиков хорошо знакомы лишь с теми видами спорта, которые на слуху круглый год, которые на первых полосах газет и регулярно «в телевизоре». Справедливости в этом немного, скорее — рациональная сухая логика жизни, но так уж сложилось: на задворках популярности скромно переминаются с ноги на ногу те, кто в олимпийском сезоне регулярно приносит нам медали или от кого мы их всегда ждем. Рядом с ними — другие виды спорта, которые также заслуживают внимания, но оказались поглощены волной всеобщего обожания, скажем, футбола или биатлона. Отныне и в течение года в алфавитном порядке мы расскажем вам о каждом летнем олимпийском виде спорта и постараемся в этих рассказах не шлепать по поверхности, а проникнуть в самую суть. Для этого в собеседники решено выбирать исключительно профессионалов своего дела. Но не тех, кто всегда на виду и является рупором федераций, а тренеров «второго эшелона», о которых редко пишут в прессе, которых не знают в лицо болельщики, но которые сами знают жизнь без прикрас и обладают авторитетом среди спортсменов и коллег. В общем, тихие и скромные герои, предпочитающие не говорить, а делать.
Открыть новый проект «СБ» (спасибо Кириллу и Мефодию) выпало академической гребле. Благодаря Екатерине Карстен, всю суверенную историю кующей для страны медали Олимпийских игр, этот вид в Беларуси считается перспективным и успешным. Край озер и рек действительно позволяет производить чемпионов, а растущие в последнее время как грибы после дождя современные базы должны этому способствовать как нельзя лучше. Однако новых громких имен «академики» давно не зажигали. К тому же не раз приходилось слышать, что отношения между главным тренером сборной Владимиром Синельщиковым и некоторыми другими авторитетными специалистами, мягко говоря, оставляют желать лучшего. А если нет консолидации усилий, то о стремительном броске в развитии говорить, увы, не приходится. Это как экипаж восьмерки, в котором каждый гребет на свой лад, такая лодка никогда не придет к финишу первой. Все это плодит вопросы и проблемы, ставит шлюзы на пути к медалям. Да и мостик между юношеским и взрослым спортом перекинут пока далеко не оптимально, переход по нему довольно затруднительный. В общем, без кругов на водной глади не обходится и потому вкладываемые в академическую греблю немалые средства пока не дают полной отдачи.
Об этом и многом другом мы говорим с Михаилом Каминским — полоцким тренером, подготовившим для национальной сборной немало спортсменок и продолжающим плодотворно работать на периферии. При этом он остается в тени большого внимания.
— Михаил Иванович, логично начать со знакомства. Расскажите немного о себе: где родились, выросли?
— Моя родина — Полоцк. В детстве я был очень болезненным мальчиком, а в три года чуть было не потерял ногу из–за ушиба, вследствие которого развился остеомиелит — инфекционное заболевание костного мозга. Приговор врачей был суров, но родители отказались от операции и обратились к одной пожилой женщине, имевшей славу знахарки. Старушка эта и поставила меня на ноги, используя различные настои и компрессы на травах. А дальше уже мною занялся отец. Он был в прошлом неплохим биатлонистом и, невзирая на запреты врачей, поставил сына на лыжи, на коньки, посадил на велосипед. В общем, детство у меня выдалось спортивным.
— А что скажете на предмет гребли? Как оказались в лодке?
— В гребле я из своих сорока лет уже почти 29. К 12 годам перепробовал себя во многих видах спорта, а когда в классе на уроке физкультуры появился тренер по гребле и предложил попробовать, сразу согласился. Наверное, потому, что из всех трансляций с Олимпийских игр 1980 года в Москве больше всего понравились именно эти соревнования. После того как сел в лодку, окончательно понял: мое. Может, потому, что я по гороскопу Рак, а это водный знак, в скором времени из учебной лодки пересел в гоночную и многим ребятам старше не давал чувствовать себя уверенно. В юношеском спорте выигрывал первенство БССР в одиночке, двойке и четверке. Во взрослом спорте становился чемпионом республики. Был загребным четверки парной сборной БССР, ставшей в 1992 году бронзовым призером на чемпионате СНГ. Тогда и понял, что с моими в общем–то не выдающимися данными одного усердия для победы мало. Решил стать тренером и во что бы то ни стало подготовить олимпийского чемпиона.
— Цель благая, но между тем исключительной сложности. Для начала ответьте мне, дилетанту, на вопрос: что самое главное в гребле?
— Вопрос многослойный. Если в расчет брать только мышечные группы, то основная нагрузка здесь ложится на ноги и спину. Кроме того, в нашем виде необходима скоростно–силовая выносливость, а это очень сложный «букет» физических качеств. Но все же главное для гребца, как я считаю, это психологическая готовность тренироваться и гоняться под открытым небом с ранней весны и до глубокой осени, в любую погоду при температурах воздуха от минус 5 до плюс 40, невзирая на ветер, волны и дождь, бороться с соперником за долю секунды на финише двухкилометровой дистанции.
— Да, пижонам и людям со слабым характером здесь явно не место. А можете нарисовать словесный портрет перспективной юной гребчихи? Дайте угадаю: это долговязая леди с длинными руками и широкими плечами. Правильно?
— В общем, вы правы, но я бы дополнил. Скорее — это высокая девушка с длинными ногами и руками, с относительно широкими плечами, узкими запястьями и лодыжками, которая на уроке физической культуры в школе с трудом справляется с силовыми упражнениями, но бежит легко и длинными шагами, хорошо играет в любые спортивные игры, а в воде чувствует себя, как рыба.
— Шикарный набор качеств, больше на модель похожа. А голова в гребле важное место занимает или мышцы, как говорится — «дурная сила», важнее?
— Самые сильные и самые выносливые мышцы без головы никому не нужны. Особенно спортсмену, в любом виде спорта, не только в гребле. Голова управляет работой мышц, регулирует психологическое состояние спортсмена, контролирует техническое исполнение упражнений и тактическое прохождение гонки. Поэтому я думаю, что голова иногда гораздо важнее мышц.
— Я к чему спросил. Знаю — читал, что академическая гребля — это один из немногих видов спорта, в котором атлет задействует около 95 процентов мышц всего тела. Чтобы развить каждую, нужны очень разносторонние тренировки и на суше, и в воде...
— Все правильно, академическая гребля — вид спорта не из легких и требует комплексного развития организма. Новички и молодые спортсмены занимаются общефизической подготовкой на суше до 80 процентов от общего времени занятий и только чуть более 20 посвящают обучению на воде. А вот высококвалифицированные гребцы гораздо больше времени уделяют специальной подготовке на воде, хотя в зимний подготовительный период ее объем доходит до 60 — 70 процентов. Конечно, в зимний период тоже необходимо грести, но это получается только у спортсменов национальной команды и то периодически. Основное время зимой гребцы тратят на занятия со штангой, на различных тренажерах, в том числе и на специализированном гребном тренажере «Концепт», на котором даже проводятся зимние соревнования. Кроме того, гребцы много и подолгу бегают, ходят на лыжах, плавают и неплохо играют в баскетбол, футбол.
— Насущный вопрос: как привлечь детей в греблю? Работать–то никто не хочет, вот в «футбик» погонять — это да, милое дело. А тут тренажеры, лодки, бег...
— С каждым годом набирать детей в греблю становится сложнее. Если раньше было достаточно говорить о посещении бассейна и участии в международных соревнованиях за границей, то сейчас этим никого не удивишь. В современном мире нужны и современные подходы. Считаю, что ценности олимпийского движения вечны и молодые люди, мечтающие об олимпийском пьедестале, сами придут в спортивный зал, на каток или на гребную базу.
— В футболе, хоккее, других видах спорта каждый, пожалуй, может назвать самого известного, знаменитого тренера. А в академической гребле есть такой специалист? Кто он для вас — мировой авторитет в гребле? И насколько здесь вообще важно тренерское мастерство?
— В гребле много экипажей, стало быть, и тренеров много, отметить кого–нибудь сложно. Да и зачем искать по всему миру, когда он рядом, у нас в стране. Скромный Анатолий Иванович Квятковский, который сделал из Екатерины Карстен чемпионку. У него до сих пор азарта к работе не занимать, в любой ситуации находит творческое продолжение. А вообще равнялся и равняюсь на своего первого тренера Сан Саныча Никитко, который всему учил личным примером. До сих пор с ним общаемся, хотя жизнь и разбросала: он сейчас живет в родной Карелии. А тренерское мастерство, скорее всего, заключается в умении работать с людьми. В команде нужно найти подход к каждому спортсмену. У кого это получится, тот и станет настоящим тренером.
— Слышал краем уха, что сейчас вы готовите великолепную восьмерку — женскую команду, с которой рассчитываете отобраться на Олимпийские игры в Лондоне. Расскажите об этом чуть подробнее, если не секрет, конечно.
— Да, мы с тренером из Гомеля Александром Холявко под руководством Анатолия Квятковского готовим экипаж восьмерки к отбору на Олимпиаду в Лондоне. Состоять она будет из молодых девушек, а также из чемпионок и призерок первенств мира и Европы среди молодежи. Кроме того, мы создаем группу девушек молодежного и юношеского возраста, ведь без резерва работать нельзя. Восьмерка — это самый крупный экипаж в гребле, и здесь, как я уже говорил, основная проблема не в физическом состоянии спортсменок, а в их нацеленности на результат, командной работе и достижении поставленной цели.
— Мне всегда было интересно: от чего зависит расположение мест в лодке?
— В первую очередь от уровня подготовленности спортсменов. Затем — от умения вести команду либо быть ведомым, далее — от психологической совместимости. Зависит это и от антропометрических данных, от индивидуальных качеств, таких как чувство темпа, ритма, напарника в лодке. Очень много факторов.
— Интересно. Я так понимаю, что скорость лодки тем быстрее, чем синхроннее момент начала и конца гребка всех членов экипажа. Как этого добиться?
— Скорость лодки зависит в основном от длины гребка, темпа работы и мощности гребли. А слаженность или синхронность, естественно, увеличивает шансы на победу и, конечно же, отличает классную команду. Достигается это кропотливым трудом на каждой тренировке.
— В экипаже–восьмерке есть рулевая. Это кто? Играющий тренер в лодке? Насколько важна ее роль?
— Рулевая — это второй тренер. Она и в лодке, и на берегу помогает наставнику работать с командой. В ее задачи входят и настройка лодки, и содержание инвентаря в чистоте и порядке, и любые организационные вопросы.
— Идеальная техника гребли существует?
— Наверное, нет. Существует, скорее, наиболее эффективная гребля.
— Технику Екатерины Карстен как бы вы назвали?
— Я бы не назвал ее сейчас эффективной. На мой взгляд, с Квятковским Екатерина гребла лучше, однако это не мешает ей побеждать.
— За счет чего она побеждает?
— За счет природной одаренности, богатого спортивного опыта и рациональности в работе.
— Где и как найти новую Катю Карстен? Ждать, что девочка с подходящими данными сама придет и скажет «Здрасьте!»?
— Ну, во–первых, Катя еще не ушла из спорта, хотя купаться в лучах ее славы не нужно. Необходимо вспомнить, как она появилась в спорте, сделать выводы и искать. Скорее всего, не нужно брать ее данные за эталон, у нас в стране много девушек с показателями не хуже Катиных, с ними просто нужно грамотно поработать, и, я уверен, результат будет не хуже.
— А вообще, сейчас кто–нибудь из тренеров ездит по небольшим городкам и селам в поисках новых талантов или эта практика себя уже изжила?
— Конечно, ездит. Я и сам в этом году проехал половину Витебской области. Да вот только этих самых талантов маловато, молодежь нынче современная, продвинутая, к труду не очень–то приучена.
— Как и где в таком случае вы нашли своих главных чемпионок? Кто они, кстати, расскажите о них?
— Я работаю в паре со своей супругой, и в поиске талантов основная заслуга ее. Это обычные девушки, которые когда–то поверили тренеру и стали чемпионками и призерками чемпионатов мира среди молодежи. Я думаю, что им и олимпийские задачи по плечу. Две из них — Анастасия Фадеенко и Екатерина Шлюпская — работают в Германии вместе с Екатериной Карстен, Мария Смолякова — кандидат на участие в Олимпиаде, сейчас восстанавливается после травмы. Еще две, Екатерина Баханькова и Полина Драгун, работают со мной в группе девушек — кандидатов в олимпийскую восьмерку.
— Вам лично и вашей школе чего больше всего не хватает?
— Полоцкой СДЮШОР, где я вырос как спортсмен и сформировался как тренер, просто катастрофически не хватает гребного инвентаря. Говоря другими словами, его просто нет. Для тренировок мы используем устаревший, давно списанный, а для соревнований просим у более богатых в этом плане коллег из других областей. Сейчас я работаю в Витебской областной школе высшего спортивного мастерства, где в отделении всего 4 одиночки и два гребных тренажера. И это лучшие спортсмены области!
— Сколько стоит хорошая лодка?
— По–разному, но высококачественные, такие как Empacher или Filippi, очень дорогие. Одиночка стоит 12 — 15 тысяч долларов, двойка — 20 — 25, четверка — от 30 до 35 тысяч, а восьмерка — 45 — 55.
— А какова средняя зарплата детского тренера?
— 400 — 600 тысяч рублей в зависимости от нагрузки. У тренера со стажем и результатом международного уровня зарплата раза в 2 — 3 больше.
— Где же взять, как привлечь хороших специалистов в детскую греблю?
— Я думаю, быть тренером — это призвание, ведь работа с детьми — самый тяжелый и ответственный труд, и никакие теоретические знания, полученные в университетах, не позволят стать хорошим детским тренером. Для этого нужно полностью отдаваться работе, и не один год, а всю жизнь.
Ликбез
В академической гребле четко различаются гребцы парного весла (одновременно гребет двумя веслами) и гребцы распашного весла (гребет только одним веслом). Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло слева). Расчеты показывают: чтобы избежать вихляния лодки, загребные должны прикладывать на 5% усилий больше, чем баковые. В четверках и восьмерках самых сильных загребных обычно сажают ближе к носу.
Горящие путевки
Большинство мест на Олимпийские игры в Лондон–2012 будет распределено на чемпионате мира 2011 года. 28 августа в словенском Бледе попытают счастья следующие наши экипажи.
Мужчины. Двойка (будет разыграно 11 квот): Евгений Носов, Александр Демьяненко. Двойка парная (11): Максим Шевченко, Кирилл Лемешкевич. Четверка (11): Александр Казубовский, Вадим Лялин, Станислав Щербаченя, Денис Мигаль.
Женщины. Одиночка (9): Екатерина Карстен. Двойка (8): Наталья Гелах (ее напарница не определена). Двойка парная (8): Юлия Бичик, Татьяна Кухто. Двойка парная, легкий вес (8): Елена Кривошеенко, Анна Бондаревич. Четверка парная (7): состав определяется. Восьмерка (5): состав определяется.
Остальные квоты разыграют на заключительной отборочной регате, открытой для всех стран.
Это интересно знать
Англичанин Стив Редгрейв — самый выдающийся спортсмен в академической гребле. Он побеждал на протяжении двух десятков лет во всех чемпионатах мира и Олимпиадах. Перед Играми 1992 года в Барселоне врачи обнаружили у Стива сахарный диабет, но он все равно выступил и выиграл пятое олимпийское «золото», после чего завершил карьеру.
Среднеходовая скорость движения лодки экипажа восьмерки во время регаты — 20 км/ч и до 30 км/ч (на рывках старт/финиш).
Прямая речь
Инна Ярмош, детский тренер с 16–летним стажем:
— Я искренне верю, что мои дети станут олимпийскими чемпионами и чемпионами мира. Каждый день говорю об этом и себе, и им. Но в гребле, как и в других сферах жизни, основная проблема в том, что очень мало профессионалов. Бывает, отдаешь перспективного парня в сборную, а там — дрязги, склоки и никто им не занимается. Видя такое отношение, ребята просто уходят. Получается, что насмарку весь труд...
Доска почета
Екатерина Карстен. Первая и единственная двукратная олимпийская чемпионка (1996, 2000) в истории независимой Беларуси. 6–кратная чемпионка мира (1997, 1999, 2005 — 2007, 2009).
Елена Хлопцева. Чемпионка Олимпийских игр в Москве 1980 года в экипаже–двойке, бронзовый призер Игр в Барселоне (1992) в экипаже–четверке. Чемпионка мира (1981, 1982, 1983). Пятнадцатикратная чемпионка СССР.
Юлия Бичик. Бронзовый призер Олимпийских игр (2004, 2008) в экипаже–двойке. Чемпионка мира (2007, 2008).
Наталья Лавриненко, Александра Панкина, Наталья Волчек, Тамара Давыденко, Валентина Скрабатун, Елена Микулич, Наталья Стасюк, Марина Знак, Ярослава Павлович. Бронзовые призеры Олимпиады (1996) в экипаже–восьмерке.
Наталья Гелах. Бронзовый призер Олимпийских игр (2004, 2008). Чемпионка мира (2000, 2007, 2008).
Андрей Лугин, Игорь Майстренко. Бронзовые призеры Олимпиады (1980) в составе экипажа–восьмерки сборной СССР.
Василий Якуша. Серебряный призер Олимпийских игр (1980) в одиночке, бронзовый призер (1988) в экипаже–двойке.
Автор публикации: Сергей КАНАШИЦ