Нелегкие, но успешные первые шаги
Нелегкие, но успешные первые шаги
На днях национальная федерация легкой атлетики отпраздновала свое 20-летие. Первые самостоятельные шаги она начала делать в 1991 году, постепенно завоевывая свое право на одно из элитных мест в мировой легкой атлетике. В 1992 году на Играх в Барселоне Наталья Шиколенко и Игорь Астапкович положили две серебряные награды в копилку белорусского спорта, но тогда они выступали под флагом объединенной сборной СНГ. На следующие Игры белорусская сборная прибыла самостоятельной командой, и с этого времени отечественные легкоатлеты добыли 19 наград, а титулы олимпийских чемпионов носят четверо: Эллина Зверева — в метании диска, Янина Провалинская-Карольчик — в толкании ядра, Юлия Нестеренко — в беге на 100 м и метательница молота Оксана Менькова. Наиболее звездными получались последние Игры в Пекине, где наши семь раз поднимались на пьедестал и один раз — на высшую ступеньку. До этого рекорд принадлежал выступлению на Играх в Сиднее, на которых отечественные атлеты пять раз приглашались на награждение: дважды им вручалось «золото» и трижды — «бронза».
С мировых форумов белорусы увезли 34 медали, из которых 10 — золотые. Наиболее успешным получился чемпионат мира в Гетеборге, где наши семь раз поднимались на пьедестал. Метатель молота Иван Тихон, единственный в этом виде у мужчин, носит звание трехкратного чемпиона мира, а у женщин двукратным золотым лауреатом стала дискоболка Эллина Зверева.
Более десяти лет у руля отечественной федерации легкой атлетики стоял известный специалист Александр РУДСКИХ, с которым в юбилейные дни и встретился корреспондент «СП».
— Национальные федерации в бывших союзных республиках вошли, как говорится, во вкус самостоятельной деятельности с распадом Советского Союза…
— Да, в 1991 году, когда перестал существовать СССР, новым странам на постсоветском пространстве было предложено создать свои национальные федерации. В январе выборные кампании прошли и у нас, и в Украине, на которых были оформлены подобные общественные объединения.
Процедура их подготовки и создания теперь стала обычной, а тогда мы впервые проводили конференцию, предварительно определив делегатов из каждого региона, и они, получив манданты, выбрали председателя федерации, коим стал Рудских.
— Почему они остановили свой выбор именно на вашей кандидатуре?
— До 1983 года я был практикующим тренером комплексной ШВСМ, а когда решили создать такую же специализированную школу, зампред Госкомспорта Иван Гутько предложил возглавить ее мне. Но поскольку я собирался продолжить тренерскую практику, то пришлось обратиться в союзный Госкомспорт за разрешением. Мне это было позволено сделать, и одновременно я продолжал тренерское дело. Однажды на одном из совещаний я высказал мысль, которая витала в воздухе: на спартакиадах и чемпионатах СССР мы не должны проигрывать сборным Москвы и Ленинграда, выступавшим самостоятельными коллективами.
Узнав об этом, руководитель Госкомспорта БССР Валентин Сазанович захотел убедиться, насколько серьезно мое утверждение. Я сумел его убедить, что потенциал наших тренеров и их учеников достаточно высок, единственное, чего не хватает, — соответствующей организации, чтобы эту идею осуществить. Через неделю меня назначили начальником управления легкой атлетики. В 1985 году в Ташкенте на Всесоюзной спартакиаде мы заняли третье место, на первых Юношеских играх также уступили только сборным России и Украины, на молодежных играх в Ленинграде, на которых наша команда выше шестого места не поднималась, мы вновь стали третьими.
Позже меня назначили тренером сборной СССР по Беларуси, а с 95-го стал главным тренером сборной, федерацией же руководил до 2003 года.
— Самостоятельная общественная структура была создана, но выход сборной под своим флагом откладывался…
— Когда федерация СССР прекратила свое существование, вместо нее создали Союз легкоатлетических федераций СНГ, который возглавил известный Игорь Тер-Ованесян. Он одновременно стал и президентом Российской федерации легкой атлетики.
Но поскольку Барселона, встречавшая Игры 1992 года, оказалась неготовой принять спортсменов новых сборных, международные деятели спорта, в том числе и МОК, заявили, что команды бывших советских республик пока не могут выступать самостоятельными коллективами. Они на первых порах должны соревноваться под флагом Объединенной команды.
МОК проводит Олимпийские игры, но значение международных спортивных федераций большое, и они, по сути, определяют регламент, допуски к турнирам по своим видам спорта. Поэтому тогдашний президент ИААФ Примо Небиоло начал изучать проблему. Мы и российская сборная были не против выступить в объединенной дружине, но украинцы вдруг решили выйти под собственным флагом, как самостоятельная команда. Если же им такого не разрешат, заявили они, то их спортсмены могут вообще отказаться от участия.
— Но история гласит, что наши южные соседи все же составили компанию сборным бывших союзных республик.
— Дело в том, что неожиданно нас — меня, Тер-Ованесяна и Валерия Борзова как президента украинской федерации — пригласили в Будапешт. Вечером нас позвал к себе в номер Примо Небиоло, а он жил в президентском номере с зимним садом, и там, обрисовав ситуацию, предложил нам поддержать идею Объединенной команды. Я и Тер-Ованесян были не против, а вот Борзов никак не соглашался. «В чем же суть вашего отказа?» — попытался выяснить Небиоло. На что Борзов ответил вопросом на вопрос: «А вы помните трагическую ситуацию, постигшую израильских спортсменов в олимпийском Мюнхене? Я боюсь, как бы она не повторилась на ближайших Играх. За границей живет немало украинских националистов, которые вполне могут негативно оценить наше выступление в составе Объединенной команды». Небиоло не растерялся: он тут же уточнил у Борзова приблизительное количество украинцев, проживающих за рубежом. Узнав, что их около пяти миллионов, Небиоло улыбнулся и ответил, что попросит своих соотечественников обезопасить спортсменов таким образом. Каждого из зрителей-украинцев окружат три итальянца и таким образом гарантируют общее спокойствие. Эта шутка возымела действие, и Валерий Борзов согласился выйти под общими знаменами.
— Как шло комплектование объединенной сборной?
— Мы начали готовиться к выступлению в единой команде, но принципы отбора остались те же, что и во времена Советского Союза. На чемпионатах СНГ нужно было попадать в первую тройку, чтобы отстоять свое место в олимпийском составе. Как вы знаете, в Барселоне в 1992 году мы завоевали две серебряные награды: отличились Наталья Шиколенко — в метании копья — и молотобоец Игорь Астапкович.
Я поехал в Барселону как председатель федерации, но нас, клерков, пристроили не в основной группе и разместили не в деревне, а за ее территорией. На соревнования выделяли входные билеты, а у наших Мечислава Овсяника, тренировавшего Шиколенко, и Петра Зайцева — наставника Астапковича — не было подобных квитков, зато были на другие турниры — по водному поло, гребле и т.д. Я не мог оставить личных тренеров вне игры, отдал свои билеты на оба турнира, и спортсмены выступили довольно удачно. Это был наш вклад в общую копилку команды и нашей страны.
А уже с 1993 года начали выступать самостоятельными дружинами под белорусским флагом. 1993, 1995 и 1997 годы оказались очень удачными для нас. Особенно чемпионат мира в Гетеборге, на котором мы завоевали семь медалей, а Эллина Зверева и Наталья Шиколенко поднялись на высшие ступеньки пьедестала почета. По количеству и достоинству наград наш коллектив оказался вторым в неофициальном командном зачете после Соединенных Штатов. Нас поздравили многие отечественные политики, отметив значение этого успеха для суверенного белорусского государства.
Заместитель председателя БФЛА, главный тренер национальной команды Анатолий БАДУЕВ на сайте белорусской федерации всех поздравил с юбилеем:
— Уважаемые коллеги, примите искренние и сердечные поздравления! И хоть история развития легкой атлетики в Беларуси скоро будет отмечать свой 100-летний юбилей, 20-летие со дня регистрации нашей федерации в качестве самостоятельного юридического лица — знаковое событие. Ведь именно в годы независимости и суверенитета наши атлеты добились наибольших успехов на международной арене. Белорусские спортсмены и тренеры уже не одно десятилетие трудятся на благо своей страны, завоевывая медали и на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Хотелось бы пожелать всем спортсменам, тренерам и специалистам, работающим в легкой атлетике, дальнейших успехов, а федерации — процветания.
Михаил ДУБИЦКИЙ