Без лицензий никуда
Без лицензий никуда
Одним из самых заметных событий на недавнем заседании бюро исполкома НОК Беларуси, посвященном анализу работы общественных объединений, отвечающих за развитие в стране игровых видов спорта, стало выступление Николая ПОЗДНЯКА.
Он ратовал за введение лицензирования тренерской деятельности. Специалист, чье имя хорошо известно любителям волейбола нашей страны, долгое время работал с зарубежными клубами и не понаслышке знаком с этим процессом. Сейчас он вернулся, возглавил Высшую школу тренеров и всеми силами борется за упорядочение тренерской деятельности.
Естественно, что беседа с корреспондентом «СП» началась с вопроса о лицензировании.
— Николай Викторович, расскажите подробнее, какие выгоды сулит белорусскому спорту внедрение международной практики?
— Прежде всего, это будет гарантия того, что с нашими атлетами работают люди, знающие все секреты тренерского мастерства и, тем не менее, не закостеневшие в своих познаниях и желающие совершенствоваться. Считаю, что только так мы сможем выполнить поручение Главы государства о качественной подготовке резерва, ведь средства на развитие спорта в стране вкладываются огромные, а отдача порой оставляет желать лучшего.
— Но ведь не секрет, что для работы с детьми нужен один уровень квалификации, а тренировки профессионалов требуют от наставников несколько иных знаний и умений…
— Поэтому и предусмотрено, что лицензии будут отличаться по категориям. Начиная от «Pro», обладатель которой сможет работать на самом высоком уровне, и заканчивая временными разрешениями на работу для студентов, которые пришли на практику или стажировку. Естественно, что предусмотрена возможность для перехода на более высокий уровень.
— Каким образом?
— Мы не стали открывать Америку и решили внедрить общемировую практику, где тренеры обучаются на соответствующих семинарах. Они проходят два-три раза в год, и наставники с удовольствием их посещают. Единственное условие: чтобы иметь возможность сдать на лицензию категорией выше, нужно иметь соответствующий опыт работы.
— За рубежом тренеры получают достаточно, поэтому у них есть стимул учиться, получать лицензии. У нас в стране ситуация иная, и труд наставника если и оценен по достоинству, то только на топ-уровне…
— Тем не менее не думаю, что лицензирование охладит желание специалистов трудиться по профессии. Мне кажется, наши тренеры мало чем отличаются от зарубежных коллег. Большинство из них наверняка не против того, чтобы повышался их образовательный уровень, вместе с которым росла бы и вероятность того, что они смогут в конце концов оказаться в числе тренеров элитного уровня. Как мне кажется, это единственный путь к олимпийским медалям и профессиональному совершенствованию.
— Вы были востребованы на Западе. Что заставило вас вернуться в Беларусь?
— Действительно, с того момента, как я покинул Беларусь, прошло довольно много времени. Раньше у нас в стране о спорте не очень-то заботились, и специалисты вынуждены были искать счастья за рубежом. Вот и мне пришлось уехать. Параллельно с тренерской деятельностью вел преподавательскую, методическую работу в Международной федерации волейбола, появился опыт преподавания в университетах, занимался исследовательской работой, созданием методик, компьютерных программ. Тем не менее всегда мечтал вернуться на Родину.
— Как пришли к тому, чтобы возглавить ВШТ?
— Будем откровенны, решение далось мне нелегко, но потом заинтересовался этим проектом. Я думаю, что могу многое дать. Ведь я тренер-практик и владею большим объемом информации, к тому же прошел все «ступеньки» европейских лицензий. Хочу спроецировать на подготовку белорусских наставников свой опыт. Я продолжаю работу и на кафедре спортивных игр, где у меня замечательные молодые помощники. Они очень толковые. Думаю, их ждет не менее блестящее будущее, чем моих учеников из Словении, Хорватии, Португалии, которые стали востребованными специалистами и работают по всей Европе.
— Но ведь должность директора предполагает большой объем организационной работы…
— Естественно, я понимаю, на что согласился, как и то, что кроме преподавательской работы есть немало других вопросов, требующих решения. Но, думаю, справлюсь.
— Когда ВШТ только начинала работать, некоторые опытные наставники отнеслись к этой идее скептически, мол, зачем тренеру с высшей категорией слушать те же лекции, которые специалисты наверняка читают и студентам БГУФК…
— В принципе, эти опасения понять можно. Действительно, вполне вероятно, что некоторые преподаватели работают так, как их учили лет 20 — 25 назад, и менять свои подходы в пользу современных не собираются. Чтобы оценить уровень преподавания, постараюсь побывать на максимально возможном количестве лекций. Кроме того, после занятий мы проведем анкетирование выпускников, где попросим их ответить в том числе и на вопросы о качестве полученных знаний. Государство пошло нам навстречу, создало хорошие условия, и мы начали программу по привлечению к учебному процессу лучших преподавателей мира.
— Сейчас много говорят о том, что среди слушателей ВШТ элита белорусского спорта. И действительно, известных в прошлом спортсменов, решивших стать тренерами высшей категории, немало в каждом наборе. Но ведь, как известно, далеко не всегда великолепный спортсмен может стать отличным тренером.
— Как я уже говорил, мы вводим систему анкетирования, которая даст возможность оценить возможности каждого кандидата. Со следующего года планируем и вовсе начать очень тщательный отбор, оценив базовые знания кандидатов, уровень их грамотности. Предполагаю, что изменим и форму, а также содержание выпускной работы, которую оценят ведущие специалисты.
— Каким аспектам будет уделено внимание прежде всего?
— Наряду с основными знаниями по видам спорта планируем лекции по коммуникациям, поведению, психологии, адаптации к другим странам. В большом спорте нет мелочей, начиная от умения общаться с судьями и владения иностранными языками и заканчивая внешним видом наставников. Тренер и спортсмен должны понимать, что они представляют государство не только на соревнованиях, но и в гостинице, в самолете. Грустно, что порой некоторые специалисты и их подопечные об этом забывают и ведут себя не лучшим образом, становясь героями публикаций в «желтой» прессе. Еще один важный вопрос: как наставникам подготовить своих подопечных к завершению карьеры? Не секрет, что многие сталкиваются с проблемами психологического плана. Нам нужно налаживать контакты с международными федерациями, пользоваться их методическими разработками. Ведь кто, как не они, в курсе последних тенденций развития видов спорта?.. Вот эти моменты и постараемся учесть при обучении специалистов.
— Но ведь можно быть прекрасным человеком, отлично владеть компьютером и при этом не иметь повода гордиться успехами своих воспитанников…
— Тренер высокой квалификации — товар штучный. Естественно, талант — одно из необходимых условий успешной карьеры. Но в то же время пора понять, что в современных условиях на одной одаренности далеко не уедешь. Знакомство с последними новинками науки и техники, умение свободно общаться с иностранными коллегами, безупречное поведение — это также необходимые инструменты, позволяющие наставникам достичь вершин в любимом деле.
Владимир УПЕНЬЕК