Накануне старта. Спокойствие, только спокойствие. “Только бы без нюансов”
Последним медийным аккордом официально завершившегося вчера КХЛовского межсезонья-2010 стала пресс-конференция с участием главного тренера минского “Динамо” Марека СИКОРЫ, состоявшаяся в пресс-центре “Минск-Арены”. Вместе с наставником любопытство собравшихся в немалом количестве представителей масс-медиа удовлетворяли голкипер Андрей МЕЗИН и новоиспеченный капитан “зубров” многоопытный словацкий форвард Йозеф ШТУМПЕЛ. Запевку брифинга проводили по старшинству — со вступительного слова наставника.
Марек Сикора. Вполне доволен проведенной в межсезонье работой. Очень отрадно, что удалось обойтись без травм, это серьезный плюс. Разве только результаты спаррингов... Понятно, радоваться пока особо нечему. Хотя большое влияние на их исходы оказывало то, что ни разу за минувшее лето не сыграли дома. Вообще же обстоятельный анализ нашей работы проводился относительно недавно на пресс-конференции в этом же зале. Повторяться не вижу смысла.
— Вы сказали об отсутствии травм, а как же пропустивший череповецкий турнир Костюченок?
М.С. Виктор уже вернулся в общую группу, залечив ушиб спины. Правда, сегодня с утра на тренировке он вновь неудачно приземлился, но заверил, что все нормально.
— Вы уже определились с составом на четверговый стартовый поединок?
М.С. Определился, но не уверен, что это нужно оглашать, ведь тогда соперники уже с утра будут в курсе наших построений. Но понимаю: ваша работа предполагает любопытство, поэтому отвечу так: состав будет аналогичным нашей последней предсезонной игре.
— Но, позвольте, в нем же не было тройки Штумпела.
М.С. Простите, этого действительно не учел. Разумеется, это звено выйдет на лед.
— Ахиллесовой пятой минувшего сезона была игра “Динамо” в неравных составах. Как с этим компонентом обстоят дела теперь?
М.С. Ему мы действительно уделяли большое внимание на тренировках, минут 20-25 на каждой. Пробовали задействовать при реализации лишнего все звенья, но в итоге определили два — Штумпела и еще одно. Все увидите в четверг.
Вообще же игра в неравных составах волнует меня куда в меньшей мере, чем перспектива провести в октябре-ноябре 13 матчей на выезде. Тем более когда речь идет о Западной конференции. Повторюсь, от Восточной она отличается существенно. Я знаю, что говорю. Да, в Бобруйске нам обещают мощную поддержку переполненных трибун, и не сомневаюсь, что так и будет. И все же это будет не наш лед, не наша раздевалка, не наши борта.
— Йозеф, вероятно, не станете отрицать, что от вашей тройки продолжают ожидать большего. Что не получается?
Йозеф Штумпел. Соглашусь, но все же обращу внимание — летом были только товарищеские игры. Далее, в игре нападающих очень важно взаимодействие с защитниками. В “Барысе” это было отработано, в “Динамо” нужно какое-то время, но дела идут все более успешно. Затем, как отметил тренер, нашему звену будет доверена реализация большинства, а это тоже хорошее подспорье, чтобы показать на что мы способны. И, уверен, вы это увидите.
— Как оцените обстановку в команде после лета? Нет ли нервозности по той или иной при- чине?
Андрей Мезин. Атмосфера отличная, мы хорошо поработали в этом межсезонье, а результаты покажет только чемпионат.
— Однако накануне старта клуб понес заметную кадровую потерю. Как продвигаются поиски третьего вратаря?
М.С. В очередной раз подчеркну: мне как тренеру очень жаль, что так произошло с Ковалем. У меня уже немалый опыт, но не припомню такого в своей практике, чтобы игрок покидал команду за десять дней до старта сезона. Поиски идут совместно с руководством клуба, которое прислушивается к моему мнению. Фамилии называть преждевременно.
— Что скажете о календаре на старте? Ставятся ли перед командой какие-то локальные задачи на этом отрезке?
М.С. Признаться, я не поклонник локальных задач. Президент “Динамо” Бородич определил целью выйти в плей-офф, это как минимум. Я прикинул средний возраст нашей команды — примерно 28 с половиной — 29 лет. Это опытный коллектив, которому не нужно, например, говорить: в следующих трех матчах нужно взять семь очков. Все понимают, что лимита на успех нет, нужно двигаться шаг за шагом, от победы к победе.
— Пан Сикора, вы сказали, что имеете о “Торпедо” минимум информации. Вы не сторонник разведки? Ведь нижегородцы, например, этим летом играли спарринг с “Гомелем”.
М.С. Отчего же, сторонник, но тот матч прошел в самом начале межсезонья. Не думаю, что его запись дала бы много полезной информации. Вот августовские трансляции по телеканалу КХЛ — другое дело. Но он, увы, у нас на арене пока не идет...
— Андрей, в каждом сентябре игроки подчеркивают отличную атмосферу в команде, но весной оказывается, что все было не так радужно, отношения в коллективе были где-то натянутыми, единства не было, языковой барьер мешал. Скажите откровенно: сейчас — все то же самое, что и год назад?
А.М. Вот в конце сезона и увидим. (Улыбается.) На самом деле не секрет, что главное — создать коллектив и избежать прошлогодних нюансов, которые влияли куда больше, чем возможные проблемы внутри команды. Имею в виду смены штабов, состава. Плюс в минувшем году на “Динамо” нагрузили слишком много задач: успешное выступление в КХЛ, Олимпиада, Кубок Шпенглера, Кубок Полесья... Надеюсь, в этом сезоне подход будет более взвешенным. Приметы этого уже есть: клубу обещали не дергать проверенных игроков в сборные в той же ноябрьской паузе, дать нам больше поработать вместе. Согласен с Мареком: 13 игр кряду на выезде и 25 за полтора месяца — серьезное испытание. Но будем бороться. Надеюсь, вы нас также поймете и поддержите, ведь от руководства и болельщиков тоже будет зависеть очень многое. А кто легионер, кто нет — неважно. У нас есть коллектив, который должен пройти этот путь от начала до конца.
— Пан Сикора, когда “Динамо” отправляли в КХЛ, декларировалось, что прежде всего это клуб для сборной. Поддерживаете ли контакты с ее штабом, намерены ли следить за чемпионатом Беларуси?
М.С. Поддерживать контакт очень несложно, учитывая, что мой помощник Александр Андриевский входит в состав тренерского штаба сборной. Но я действительно летом встречался и с другими коллегами, работающими с национальной командой. Мы с ходу нашли общий язык, определили форму сотрудничества, и это очень приятно. Что же до посещения игр белорусской лиги, то я уже начал, став свидетелем кубкового финала “Юность” — “Металлург”. Намерен выбираться при любой возможности как на матчи экстралиги, так и МХЛ.
— На днях прездент московского “Динамо”, оценивая соперников, назвал минское “Динамо” единственной слабой командой КХЛ. Как это прокомментируете?
М.С. Не знаю, что и сказать... Ну если руководитель в этом уверен, значит, знает, что говорит. Хотя надеюсь, что он ошибается.
А.М. Особенно если вспомнить историю встреч с москвичами в прошлом сезоне. В нашей паре мы, кажется, взяли больше очков, чем российский клуб.
— Вы упомянули о договоренности со штабом сборной не призывать динамовцев на некоторые турниры в международной паузе. Возможно, это отличный шанс провести долгожданный для болельщиков выставочный поединок “Динамо” — “Юность”.
А.М. Уверен, ажиотаж такой матч, безусловно, вызовет. Для “Юности” он будет вдвойне принципиальным. Знаю, Михаил Захаров заявил, что уже победил “Динамо”, имея в виду финал чемпионата Беларуси. С этим, конечно, не согласен. Так что сыграть можно, главное, чтобы это не противоречило планам подготовки команды. Все же наша главная цель — успешное выступление в КХЛ.
Й.Ш. Тоже уже немного в курсе принципиальности противостояния. И согласен с Андреем: почему бы и не сыграть, особенно если пауза выдастся затяжной. В ней какие-то спарринги все равно придется проводить.
— Вопрос легионерам: успели уже прочувствовать белорусскую специфику?
М.С. Имеете в виду жизнь вообще или в клубе в частности? В первом случае мне все еще тяжело судить: жизнь-то проходит в основном между квартирой и ареной. Да и клубы сопоставлять проблематично: “Автомобилист” в прошлом году только начинал выступления в КХЛ, половина игроков были выходцами из высшей лиги. Организацию екатеринбуржцы старались поддерживать на уровне, и все же с минской никакого сравнения. Как-никак здесь столица страны. Взять хотя бы недавнюю встречу с болельщиками: в Екатеринбурге год назад на подобную пришли около трехсот человек, здесь в понедельник — шесть-семь тысяч. В остальном же, повторюсь, жизнь тренера одинакова: работа, дом, прогулки с собакой. Так и той пока здесь не обзавелся.
Й.Ш. По мне, так обстановка похожа на ту, что была у нас в Астане. Там тоже клуб должен был учитывать интересы сборной, и она заметно прогрессировала последние годы. Мы, легионеры, со своей стороны старались помогать, учить партнеров играть против сильных команд. Но белорусская национальная команда уже находится на высоком уровне. Однако и ей поможем, чем сможем, в рамках работы в клубе.
— Пан Сикора, пару дней назад вы заметили, что не исключаете дальнейшего кадрового усиления. Какие видите проблемные позиции? И заодно проясните ситуацию с Генри.
М.С. У нас нет очень уж острых кадровых проблем. Тем более рано о них заявлять сейчас, нужно хотя бы стартовать, чтобы картина была полной. Возможно, какой-то новичок в обороне и появится. Что же до Генри, то он, вероятнее всего, не останется в команде.
— Андрей, и вновь попросим сравнить прежний и грядущий сезоны. Можно ли говорить, что нынче проблема разделяющего команду языкового барьера неактуальна? Ведь и главный тренер, и новый капитан владеют русским.
А.М. Это большой плюс. Тем более что помню период своего выступления в Америке: там никто не учил язык легионеров, их вынуждали учить английский. Да, русский для изучения сложнее, но не настолько, чтобы не освоить, находясь в русскоязычной среде. Ведь в раздевалке мы общаемся в основном именно на русском. Есть еще пару человек, которым это доставляет неудобства, но и они, уверен, скоро подтянутся.
— Из прошлогоднего состава обороны остался один защитник — Антонов. Не боязно начинать формирование важной линии с нуля?
М.С. Нисколько, тем более что у нас уже не ноль. Пара Подградски — Мойжиш быстро нашла взаимопонимание, как и положено чеху и словаку. Радует Коробов, очень здорово проведший последние игры, у Шелега хорошее будущее. За Костюченка и Петрашека говорит их опыт. Пиккарайнен сначала тушевался, но сейчас уже смотрится куда увереннее; планирую задействовать его в бригаде большинства...
Проблему вижу только в том что у нас очень уж много атакующих защитников, а хотелось бы одного — оборонительного плана. Очень жаль, что закончил сотрудничество с “Динамо” Денисов, об игре и добросовестности которого слышал немало лестных слов. Не знаю, что у него за проблемы с клубом. Хотел бы встретиться с защитником лично. Пока, правда, не довелось.
— Андрей, не помешает ли вам отсутствие Коваля? То есть конкурента, постоянно дышащего в спину?
А.М. У меня с Виталием никогда не было конкуренции “от ножа”. Напротив, мы здорово ладили, всегда поддерживали друг друга. Мне жаль, что он от нас ушел, как будто пропал кусочек команды. Но у любого человека могут быть свои мотивы, которые стороннему не понять, а в чужую личную жизнь лезть не стоит.
— Примерно о том и речь: теперь нет напарника-приятеля. Который к тому же в интервью российским СМИ высказал неуверенность в том, что продолжит выступления и за сборную Беларуси.
А.М. А теперь вспомните, сколько раз собирался заканчивать играть в ней я. Бывают разные ситуации, эмоции бьют через край. Да и вы, журналисты, любите выковыривать изюминки. Виталий вправе выбирать, что ему нужно. Но, насколько его знаю, в сборную он всегда приезжал с удовольствием. И, думаю, сделает это еще не раз.
В команде же буду ждать, кто придет на место Коваля. Кто бы им ни стал — будем искать общий язык. С Оксой вот нашел без проблем.
— Марек, насколько велик ваш кредит доверия к игрокам? Год назад, помнится, их ссылали в фарм без разговоров.
М.С. Стараюсь терпеть до последнего. Если уж определился с составом — доверяй ему. Не вечно, разумеется, но и наказывать сгоряча тоже не стоит. Только несколько провалов кряду или какое-то серьезное нарушение могут вызвать желание выслать кого-то в фарм-клуб. Хотя для молодых риск понижения — хороший стимул для постоянной добросовестной работы: для Дрозда, Шелега, Чуприса. Последний уже не так молод, но провел с командой не все циклы подготовки.
— А каков кредит доверия к вам от руководства?
М.С. Понимаю, что для журналистов эта тема будет интересна всегда. Угроза отставки может нависнуть над любым моим коллегой: и над Муринью в “Реале”, и над Билялетдиновым в “Ак Барсе”. На встрече с руководством было заявлено, что у нас все хорошо. Но я, конечно, понимаю, что это “хорошо” напрямую зависит от результатов “Динамо” по ходу чемпионата. Хотя если будет очевидно, что работа с командой не клеится, тренеру, наверное, не стоит за нее цепляться. Но и постоянно думать о том, что при малейшей оплошности вылетишь, тоже нельзя. Ибо это — прямой путь к нервозности и панике. А они отлично передаются от тренера к игрокам, только усугубляя положение.
— Не смущает, что в команде по-прежнему не просматривается тафгая?
М.С. Нет, считал и продолжаю считать, что “боксеры” в хоккее — лишние. Знаете, на понедельничном представлении “Динамо” болельщикам тренеры выстроились за спинами игроков. Посмотрев на нашу команду, поймал себя на мысли, что за такими спинами ничего не страшно.