"Вуэльта". Who-tarovich? Победил Непобедимого
Фантастическим образом началась супермногодневка “Вуэльта” для белорусских велосипедистов: на двух стартовых этапах они в числе победителей. В субботу Константин Сивцов вместе с “Коламбией” триумфально проехал командную гонку. А в воскресенье в любимом российскими олигархами курортном городке Марбелья невероятное выступление выдал спринтер “Франсес Де Же” Евгений ГУТАРОВИЧ.
Примечательно не только то, что это первый покоренный белорусами этап “Вуэльты”. Настоящим шоком для всех стал выигрыш Гутаровичем финишного отрезка у Марка Кавендиша, которого уже стали величать не иначе как Непобедимым. Бывало, британец мог завозиться в пелетоне и не успеть к решающим событиям, но если уж выбирался на последнюю прямую, то на крупных стартах практически всегда приезжал первым! Причем Марку было совершенно неважно, кто сидел у него на колесе, ведь удержаться за взрывным и невысоким уроженцем острова Мэн было невозможно. По крайней мере на “Тур де Франс” это не удалось никому. Может быть, как остроумно заметили на форуме “Прессбола”, потому, что там не было Гутаровича. Кавендиш действительно выглядел обескураженным после гонки, что-то бормотал про ветер и 40-градусную жару, будто для его соперника это любимая погода. Растерянность короля спринта не преминули подчеркнуть коллеги с сайта “cyclingnews”, обыгравшие с помощью английского вопросительного слова (who? — кто?) фамилию белорусского спортсмена, которого теперь всерьез обоснованно можно считать лучшим спринтером Восточной Европы.
Взять обстоятельное интервью у победителя этапа супермногодневки — задача отнюдь не простая. Ведь у того категорически мало времени: к каждодневным обязанностям и процедурам — транспортировке и размещению в отеле, ужину, массажу, осмотру у доктора и т. д. — добавляется официальная программа с празднованиями и чествованиями. Женя исполнял ее очень качественно, опытной рукой открыв шампанское и облив им всех, кто оказался рядом. В итоге созвониться с героем уик-энда удалось лишь в первом часу ночи. Было немного неловко, когда услышал в трубке, как Женя прощается с женой Олей ради интервью “Прессболу”...
— Хочешь верь, хочешь — нет, но перед стартом этапа было предчувствие, что добьюсь успеха. Ну, может, не обязательно выиграю, но в тройку, думал, должен попасть, — сразу стал делиться впечатлениями Евгений.
— У тебя был план на финиш? За чьим колесом старался держаться?
— Ой, за кем я только не сидел. И за Кавендишем, и за Фарраром, и за Петакки, и за Беннати. Гонка такого уровня, что здесь, как говорится, куда ни плюнь — попадешь в звезду. Однако следовать за кем-то одним очень трудно, потому что все маневрируют, толкаются. Спринтеров много, и все стараются держаться в головке группы. Так что за хорошую позицию нужно посражаться. Где-то за километр удалось поймать колесо Кавендиша. Потом меня начал теснить Кардозу — парень из “Серветто”. Стал так меня выталкивать, что практически не оставлял выбора: пришлось выходить на открытое пространство и финишировать.
— Британец выглядел сильно расстроенным?
— Он старался не подавать виду. Но Марк ведь молод и не умеет скрывать эмоции. Кавендиш оказался удивлен, что исход борьбы решился в мою пользу. Хотя я ехал сбоку и смотрел вперед, но он так уставился, что этот взгляд даже со спины почувствовал. После финиша немного подбодрил его: “Ты силен, Марк! Вчера был первым, сегодня опять чуть не выиграл”. Кэв ответил: “Ты тоже молодец”. Было заметно, что для него это необычная ситуация. Для спринтера не существует иного места, кроме первого. 2, 8, 69-е — никакой разницы. Ну, может, для меня, еще не столь засветившегося в спринтерской тусовке, на первых порах почетно попасть в тройку в такой звездной компании, как на “Вуэльте”. Однако для Кавендиша — это однозначно поражение. Победа — только такая стоит цель. Когда заключаешь контракт, никто не спрашивает, сколько у тебя вторых, третьих мест...
— Кстати, насчет контракта. В следующем году остаешься в “Де Же”?
— Решил не менять вещи, которые работают. В этой команде раскрылся, стал прогрессировать и побеждать. И собираюсь продолжить идти по этому пути.
— Однако руководство клуба не заявило тебя на “Тур де Франс”...
— Они и сами пожалели о том решении. Команда была не очень заметна, и если бы не блеснувший Санди Касар, то выступление можно было бы считать явно неудачным. После того как я взял этап “Тура Польши”, в клубе поняли, что допустили ошибку. Недаром на следующий год мое участие в “Большой петле” оговорено в контракте.
— Тем не менее на “Вуэльту” “Де Же” заявила двух финишеров — тебя и Себастьяна Шаванеля. Как распределяются полномочия?
— Себастьян два года уже ничего не выигрывает. А это большая проблема для спринтера. Поскольку суть нашей работы — побеждать. Поэтому над ним сгустились тучи. Себастьян сидит без контракта на следующий год. И на “Вуэльту” его заявили, чтобы помочь его получить, как-то проявив себя. На финише он вольный охотник, а команда работает на меня. Другое дело, если меня где-то зажмут, или, того хуже, случится прокол — тогда уже ребята перестроятся и будут помогать ему.
— Значит, в “Де Же” нет ставки на французов в ущерб иностранцам?
— При прочих равных приоритет всегда отдается своему. К примеру, я уже добыл много побед за “Де Же” — 11 за два года. Это, наверное, больше, чем Шаванель за всю карьеру. Тем не менее перед “Тур де Франс” нам с Себастьяном поставили одинаковые условия. Я должен был взять этап на “Туре Швейцарии”, а он — на “Дофине Либере”. Хотя, если объективно оценивать, статус у нас разный. Тем не менее французам постоянно предоставляются шансы, даже когда они выступают провально. Находятся в тепличных условиях.
— Тебе понравился ночной формат первого этапа “Вуэльты”?
— Остались отличные впечатления и от антуража, и от выступления. Атмосфера замечательная. В Испании вообще все как-то по-другому, нежели в остальной Европе. Люди здесь приветливые, беззаботные. На эмоциях все смотрелось шикарно. И нашим 16-м местом в командной гонке остались довольны. Для кого-то иного это плохой результат. Но мы реально готовились к худшему. Когда тренировались на трассе, был полный кавардак. Французы — ребята своеобразные. Каждый, даже если никаких успехов и в помине нет, хочет быть главным, считает, что его мнение единственно правильное и должно всеми приниматься во внимание. В результате часто получается бардак. Вот и в командной гонке очень трудно было их всех организовать. К тому же трое парней дебютировали на супермногодневке. Прошли три разминочных круга, и все время кто-то терялся, отставал. В общем, толком не ехали, а только собирались в одну группу. А в это время мимо нас сплоченными поездами свистели “Гармин”, “Катюша”. В общем, было тревожно в преддверии старта. Но гонка прошла на удивление гладко. Сменялись четко, больших неточностей не допустили.
— Что ж, теперь тебе можно расслабиться. Выиграть этап супермногодневки — цель, к которой ты так долго стремился, достигнута. При царствующем Кавендише немногие твои коллеги по спринтерскому ремеслу добились подобного...
— Скажем так, выполнена задача-минимум. Я действительно этого очень хотел. И с огромным желанием приехал на гонку. Чувствовал, могу победить. Но впереди еще этапы. Теперь у меня еще и спринтерская майка — нужно ее отстаивать, хотя цепляться сверх меры не буду. На третьем этапе даже не планирую приехать в числе лидеров. Две горы третьей категории — слишком для меня. Концентрируюсь на этапах, которые мне подходят. Также не стану размениваться на промежуточные финиши в погоне за очками — они отнимают слишком много энергии. Мускулатура спринтера особенная. Можешь выдать два-три хороших рывка, а больше — нет. Свежесть уходит.
Более важный момент для меня: уже окончательно влился в эту “катку”, как говорят у нас во дворе. Уже со многими спринтерами на “ты”. Фаррар, Флеча, Канчеллара иногда сами подходят, здороваются. Называют меня “Ута”, сокращая фамилию и читая ее на французский манер. Очень важно, чтобы тебя воспринимали всерьез. Например, на воскресном этапе я боролся с Петакки за позицию на колесе у Кавендиша. Итальянец подъезжал и пытался вытолкнуть с таким видом, будто говорил: “Кто ты такой, чтобы встревать?” Я его не пустил. Чуть погодя уже не Петакки, а Хондо, один из его гвардейцев, пытался меня подрезать. Были два варианта: либо дать по тормозам, тем самым резко снизив шансы на успех, либо жестко бороться за позицию. Я выбрал второй. Но на следующем этапе, возможно, уже я буду теснить Петакки, а не он меня.
— У тебя потрясающе долгий сезон. Первые победы ты одержал еще в феврале. Как удалось выйти на пик к сентябрю?
— В значительной степени это обусловлено тем, что пропустил “Тур де Франс”. В июле тренировался в Минске. Вроде как работал. А с другой стороны — отдыхал. Потому что когда рядом с домом, с семьей, то эта моральная поддержка окрыляет.
ВУЭЛЬТА
.1-й ЭТАП. 28 АВГУСТА. СЕВИЛЬЯ. Командная гонка. 13 км. 1.Коламбия (К.СИВЦОВ) — 14.06. 2.Ликвигас — +0.10. 3.Саксо Банк — +0.12. 4.Сервело — +0.13. 5.Лямпре — +0.14. 6.Гармин — +0.17. 7.Омега Фарма — +0.17. 8.Милрам — +0.18. 9.Катюша — +0.20. 10.Квикстеп (Б.САМОЙЛОВ) — +0.23... 16.Де Же (Е.ГУТАРОВИЧ) — +0.33.
2-й ЭТАП. 29 АВГУСТА. АЛЬКАЛА-ДЕ-ГУАДАЙРА — МАРБЕЛЬЯ. 173,7 км. 1.Е.ГУТАРОВИЧ (Беларусь, Де Же) — 4:35.41. 2.М.Кавендиш (Великобритания, Коламбия), 3.Т.Фаррар (США, Гармин), 4.А.Петакки (Италия, Лямпре), 5.М.Кардозу (Португалия, Футон-Серветто)... 53.К.СИВЦОВ (Беларусь, Коламбия)... 155.Б.САМОЙЛОВ (Беларусь, Квикстеп) — у всех время победителя.
3-й ЭТАП. 30 АВГУСТА. МАРБЕЛЬЯ — МАЛАГА. 157,3 км. 1.Ф.Жильбер (Бельгия, Омега Фарма) — 4:02.12. 2.Х.Родригес (Испания, Катюша) — +0.03. 3.И.Антон (Испания, Эускальтель) — +0.13. 4.В.Нибали (Италия, Ликвигас), 5.Г.Боле (Словения, Лямпре), 6.Н.Рош (Ирландия, Ажедер) — все +0.15. 7.Д.Меньшов (Россия, Рабобанк) — +0.18. 8.Э.Москера (Испания, Хакобео Галисия) — +0.19... 16.К.СИВЦОВ — +0.19... 138.Е.ГУТАРОВИЧ — +25.03... 163.Е.Б.САМОЙЛОВ — +25.03.
ОБЩИЙ ЗАЧЕТ. 1.Ф.Жильбер — 8:55.56. 2.Х.Родригес — +0.14. 3.К.СИВЦОВ — +0.22. 4.Т.ван Гардерен (США, Коламбия) — +0.26. 5.В.Нибали — +0.28. 6.П.Велиц (Словакия, Коламбия) — +0.28. 7.И.Антон — +0.35. 8.Х.Тондо (Испания, Сервело) — +0.35. 9.Ф.Шлек (Люксембург, Саксо Банк) — +0.36... 143.Е.ГУТАРОВИЧ — +25.19... 148.Б.САМОЙЛОВ — +25.29.