Лига Европы. "Динамо" Мн. Вокруг матча. В городе пяти религий болеют за белорусов
Когда бываешь в командировках в дальних странах, зазвучавшая поблизости русская речь неизменно заставляет встрепенуться: наши в городе! В израильской Хайфе, где динамовцы, их группа поддержки и белорусские журналисты гостили в течение трех дней, подобного априори не могло происходить. Причина проста: там “великий и могучий” слышен на каждом углу, ибо столько русскоговорящих эмигрантов на земле обетованной нет больше нигде.
Во многом благодаря сильному влиянию европейских традиций Хайфа, являясь городом пяти религий, единственная в Израиле, где по субботам работают городской транспорт, магазины и общественные заведения.
Знакомство с русской диаспорой началось довольно забавно, когда мы с тележурналистом СТВ Игорем Коленьковым собрались посетить предыгровую тренировку “Динамо”. В поисках отеля, где бросила якорь наша команда, по-английски обратился за помощью к седовласому мужчине, неспешно руководившему процессом открывания-закрывания шлагбаума на въезде в какой-то гараж. Внимательно выслушав, тот промолвил с явно одесским акцентом: “Молодой человек, не надрывайтесь, говорите по-русски. Если я ничего не путаю, а так и должно быть, “Краун Плаза” стоит на горочке вот за этим поворотом”.
Следующий наш собеседник — работник службы охраны Роман — по габаритам и внешнему виду идеально подходит к выбранной профессии. Родом с Украины, в Израиль попал восьмиклассником вместе с родителями. Любопытно, что за два десятка лет ни разу не побывал на первой родине: “Не поеду из принципа, пока не появится возможность получить двойное гражданство”. Хайфу обожает. “Иногда вечером сажусь в автомобиль и еду на косу. Беру кофе и любуюсь пейзажем. А он потрясающий! Огни горят в верхнем городе, на горе Кармель и внизу, на берегу моря, а между ними — черная пропасть. Космическая картинка!” Что ж, мотив ясен: работенка нервная, требует релаксации. Ведь обслуживать приходится не только массовые мероприятия на стадионах, но и работать по договору в школах, детских садах, где промах охранника, не распознавшего террориста, может стоить больших жертв. Кстати, хоть в Хайфе и спокойно, коллеги Романа вежливо осматривают сумки и пакеты любого, входящего в магазин, гостиницу или на вечерний концерт в городской сквер. Тотальный контроль.
К процедуре “прощупывания” металлодетектором, вызывающей столько неприятных эмоций, скажем, при посещении минских стадионов, здесь весьма быстро привыкаешь и воспринимаешь как должное. Порой даже получаешь положительные эмоции. Как в случае, когда мы с Игорем решили полюбоваться гордостью Хайфы — знаменитым Бахайским висячим садом. Безошибочно вычислив нашу языковую принадлежность, молодой охранник, ловко орудуя своей “пищалкой”, попутно наставлял на ломаном русском: “В саду не курить, не плеваться, на мрамор ногами не залазить”. Подобный инструктаж не мог не вызвать улыбки. Правда, недолгой, ибо, едва мы ступили за ограду, как ахнули от изумления — очутились в сказке. Взору открылись девятнадцать террас божественной красоты. Диковинные деревья, цветы всевозможных форм, роста и цветовой гаммы, идеально подстриженные лужайки, оригинальные фонтанчики. Начинаясь на вершине 546-метровой библейской горы Кармель (“Виноградник Божий”), все это чарующее глаз великолепие как бы зависло на склоне и тянется почти до береговой линии, где величественно возвышаются увенчанные золотом бахайский Храм и гробница Баха-Уллы. Не менее завораживающе висячий сад смотрится и вечером, когда тысячи зажженных огней придают террасам особый шарм. Не зря этому рукотворному шедевру, заложенному еще в древности, придан статус восьмого чуда света.
…За пару часов до начала матча заглянули в магазин, дабы прикупить питьевой водички — без нее местную жару не одолеть. На кассе миловидная женщина нас моментально идентифицировала: “Вы, наверное, с футбольной командой прилетели?” — “Да”. — “А у меня муж собирается на стадион”. — “И за кого будет болеть?” — “Как за кого? За белорусов, конечно!” Приятно, черт возьми…
Выражаем признательность руководству ФК “Динамо-Минск” за содействие в работе корреспондента “ПБ” в Израиле.