30 лет назад в Минске был зажжен огонь XXII Олимпийских игр
22.07.2010 09:03
—
Новости Спорта
20 июля исполнилось тридцать лет с того момента, как в белорусской столице на стадионе "Динамо" был зажжен огонь XXII Олимпийских игр. Минск вместе с Ленинградом и Киевом выбрали для проведения отборочных и четвертьфинальных матчей олимпийского футбольного турнира. Как тогда выражались, он стал городом – спутником Олимпиады.
Решение Международного олимпийского комитета об избрании Москвы местом проведения Олимпиады 1980 года было принято на 75-й сессии 23 октября 1974 года в Вене. Уже с 1975 года в СССР началась подготовка к главному спортивному празднику планеты. Беларусь также готовилась принять гостей и участников Олимпиады – ведь основная масса иностранных туристов (а их ожидалось около 125 тысяч) должна была проследовать в Москву по Белорусской железной дороге и автотрассе Брест—Минск—Москва.
Были развернуты колоссальные работы. В течение 1978—1980 годов полностью перестраивалась автомобильная трасса Брест—Минск. Если раньше на протяжении 40 километров эта дорога проходила через населенные пункты, что сильно снижало скорость и безопасность движения, то после реконструкции она уже обходила стороной такие города, как Кобрин, Береза, Ивацевичи, Дзержинск. Для приближения к мировым стандартам трасса была сделана четырехполосной. Вдоль дороги соорудили 44 автопавильона, оборудовали 11 стоянок, построили СТО, заправки, медпункты, кафе. Были установлены новые дорожные знаки. С начала 1980 года дорога находилась под пристальным вниманием Гос-автоинспекции. В распоряжении ГАИ были даже вертолеты, которые постоянно патрулировали над автомагистралью. По всей Беларуси в начале 1980 года был проведен технический осмотр транспортных средств с целью не допустить появления на олимпийской трассе неисправных машин.
Готовилась к наплыву пассажиров и Белорусская железная дорога. Все станции на пути следования поезда Брест—Москва облицовывались керамической плиткой. Деревянные павильоны на остановочных пунктах были заменены кирпичными, все посадочные платформы покрывались асфальтом и железобетонной плиткой. На станциях были поставлены скамьи и декоративные вазы. На фасадах пассажирских зданий установлены названия, выполненные объемным шрифтом. Главные вокзалы (Бреста, Минска) были реконструированы для наиболее эффективного обслуживания туристов и тщательно отделаны изнутри и снаружи. На всем пути следования красились и ремонтировались заборы, путевые и сигнальные знаки, линейно-путевые и производственные здания, посты дежурных на переездах. Вдоль путей были высажены сотни тысяч декоративных деревьев и кустарников.
Тщательная проверка и ремонт путей перед Олимпиадой позволяли поездам с иностранными туристами развивать скорость до 140 км/ч. На Белорусской железной дороге курсировали два таких скоростных состава, каждый состоял из 15 специально подготовленных купейных вагонов. Кроме них, были введены еще 10 международных олимпийских поездов. Их было легко отличить по символике на стеклах вагонов.
Но, разумеется, самое тщательное внимание и самые большие усилия были направлены на благоустройство Минска – города, которому предстояло впервые в истории Беларуси стать на время хозяином священного олимпийского огня. Минск готовился принять более 11 тысяч гостей, в том числе 140 участников олимпийского футбольного турнира, 180 официальных лиц, гостей и журналистов, 4800 советских и 6000 иностранных туристов. В городе менялось все: было построено 15 новых стоянок, гостиница "Планета", отремонтированы и реконструированы гостиница "Юбилейная", мотель-кемпинг "Минский", несколько общежитий. Почти на всех магазинах Минска в начале 1980 года появились таблички "Закрыто на ремонт". К Олимпиаде планировалось отремонтировать 88 магазинов, более 50 столовых, кафе и ресторанов, более 40 домов быта, парикмахерских и фотоателье. Главный зал Минского почтамта был облицован мрамором, ремонтировались старые и открывались новые пункты телефонной связи и почты, книжные магазины и сувенирные лавки. Весь город сиял по ночам огнями новых неоновых реклам, в массовом порядке установленных на отремонтированных зданиях.
Всего в Бресте, Минске, вдоль железной дороги и автомобильной магистрали планировалось привлечь к обслуживанию туристов более 20 тысяч человек. Министерствам и ведомствам БССР предстояло отобрать и обучить этих людей. Все, кто должен был непосредственно общаться с иностранцами, в том числе работники ГАИ, продавцы магазинов, персонал ресторанов, гостиниц, в спешном порядке учили иностранные языки. Продавцы должны были уметь объясняться, как минимум, на трех языках (английском, немецком и французском). Кроме того, им читались лекции по этике, эстетике, психологии. По итогам обучения сдавался зачет и вручалось соответствующее удостоверение. В общем, работники прилавка должны были встретить иностранцев не "полновесной гирей", а сервисом западного уровня.
Средоточием олимпийской жизни в Минске и хранилищем чаши с олимпийским огнем должен был стать стадион "Динамо", где проходили отборочные матчи по футболу. В 1976 году в Минске побывал лично президент Международной федерации футбола (ФИФА) Жоао Авеланж. По поводу устройства стадиона он высказал ряд замечаний. Поэтому к Олимпиаде стадион пережил свое третье рождение – он был реконструирован и приобрел тот вид, который имеет в наше время. Для увеличения вместимости стадиона до требуемых 50 тысяч архитекторы пошли на оригинальное решение – над западной трибуной стадиона надстроили на железобетонных опорах второй ярус зрительских мест, так называемый козырек. Вокруг стадиона вознеслись на 60 метров ввысь четыре ажурные мачты с батареями мощных прожекторов, разработанных специально для проведения трансляций футбольных матчей по цветному телевидению. Венгерскими специалистами на стадионе было смонтировано электронное табло. Вокруг всего стадиона возвели красивую металлическую ограду. На самом стадионе появились помещения для прессы, телевидения, комментаторские кабины, помещение для допинг-контроля. Газон стадиона готовили два года.
Для проживания и тренировок спортсменов был отведен спортивный лагерь "Стайки", который также подвергся серьезной реконструкции: построили жилые домики для спортсменов, столовые, комплекс зеленых полей и крытый манеж. Когда в 1980 году Ж. Авеланж вторично посетил Минск и Стайки, он остался полностью доволен увиденным и заявил, что город полностью готов принять футбольный турнир.
И вот, наконец, свершилось. В полдень 19 июня 1980 года в древней Олимпии – колыбели Олимпийских игр с помощью солнечных лучей и вогнутого зеркала был зажжен огонь Олимпийских игр 1980 года. Преодолев свыше 5 тысяч километров по дорогам Греции, Болгарии, Румынии и СССР, факелоносцы 18 июля 1980 года доставили олимпийский огонь в Москву, где у здания Моссовета была зажжена малая церемониальная чаша. Огонь должен был провести ночь в здании Моссовета, чтобы 19 июля вспыхнуть в олимпийской чаше Центрального стадиона Москвы, знаменуя открытие Олимпийских игр 1980 года. Но прежде, 18 июля, от малой церемониальной чаши зажгли четыре факела, которые должны были доставить огонь в четыре города — спутника Олимпиады: Минск, Киев, Ленинград и Таллин. От имени Минска факел зажгла олимпийская чемпионка, знаменитая гимнастка Ольга Корбут. С факелами олимпийского огня для городов-спутников спортсмены в автомашинах направились на вокзал, откуда в специальных вагонах факелы были отправлены в уже ожидающие их города.
Утром 19 июля поезд "Белоруссия" прибыл на Центральный вокзал Минска. С помощью факельной эстафеты, в которой участвовали минчане – спортсмены, участники Олимпийских игр, огонь был доставлен на Центральную площадь Минска (с 1984 года она стала Октябрьской). Здесь уже была установлена церемониальная чаша, в которой огонь должен был "переночевать" до утра 20 июля под охраной почетного караула, чтобы потом быть перенесенным в олимпийскую чашу стадиона "Динамо". На Центральной площади факел принял председатель Минского горисполкома Таразевич, который и зажег в церемониальной чаше олимпийский огонь.
Наконец, в воскресенье 20 июля 1980 года огонь был доставлен на стадион "Динамо", где в присутствии 50 тысяч зрителей трехкратный чемпион Олимпийских игр Александр Медведь под грохот праздничного салюта зажег олимпийский огонь.
С 21-го по 27 июля 1980 года на минском стадионе "Динамо" состоялись шесть олимпийских футбольных матчей между сборными Югославии, Финляндии, Сирии, Испании, Коста-Рики, Алжира и Ирака. Даже постоянные дожди не могли испортить праздник футбола. Олимпиада существенно изменила общий вид города. До сих пор можно видеть в Минске и по всей Беларуси напоминания об Играх 1980 года.
Решение Международного олимпийского комитета об избрании Москвы местом проведения Олимпиады 1980 года было принято на 75-й сессии 23 октября 1974 года в Вене. Уже с 1975 года в СССР началась подготовка к главному спортивному празднику планеты. Беларусь также готовилась принять гостей и участников Олимпиады – ведь основная масса иностранных туристов (а их ожидалось около 125 тысяч) должна была проследовать в Москву по Белорусской железной дороге и автотрассе Брест—Минск—Москва.
Были развернуты колоссальные работы. В течение 1978—1980 годов полностью перестраивалась автомобильная трасса Брест—Минск. Если раньше на протяжении 40 километров эта дорога проходила через населенные пункты, что сильно снижало скорость и безопасность движения, то после реконструкции она уже обходила стороной такие города, как Кобрин, Береза, Ивацевичи, Дзержинск. Для приближения к мировым стандартам трасса была сделана четырехполосной. Вдоль дороги соорудили 44 автопавильона, оборудовали 11 стоянок, построили СТО, заправки, медпункты, кафе. Были установлены новые дорожные знаки. С начала 1980 года дорога находилась под пристальным вниманием Гос-автоинспекции. В распоряжении ГАИ были даже вертолеты, которые постоянно патрулировали над автомагистралью. По всей Беларуси в начале 1980 года был проведен технический осмотр транспортных средств с целью не допустить появления на олимпийской трассе неисправных машин.
Готовилась к наплыву пассажиров и Белорусская железная дорога. Все станции на пути следования поезда Брест—Москва облицовывались керамической плиткой. Деревянные павильоны на остановочных пунктах были заменены кирпичными, все посадочные платформы покрывались асфальтом и железобетонной плиткой. На станциях были поставлены скамьи и декоративные вазы. На фасадах пассажирских зданий установлены названия, выполненные объемным шрифтом. Главные вокзалы (Бреста, Минска) были реконструированы для наиболее эффективного обслуживания туристов и тщательно отделаны изнутри и снаружи. На всем пути следования красились и ремонтировались заборы, путевые и сигнальные знаки, линейно-путевые и производственные здания, посты дежурных на переездах. Вдоль путей были высажены сотни тысяч декоративных деревьев и кустарников.
Тщательная проверка и ремонт путей перед Олимпиадой позволяли поездам с иностранными туристами развивать скорость до 140 км/ч. На Белорусской железной дороге курсировали два таких скоростных состава, каждый состоял из 15 специально подготовленных купейных вагонов. Кроме них, были введены еще 10 международных олимпийских поездов. Их было легко отличить по символике на стеклах вагонов.
Но, разумеется, самое тщательное внимание и самые большие усилия были направлены на благоустройство Минска – города, которому предстояло впервые в истории Беларуси стать на время хозяином священного олимпийского огня. Минск готовился принять более 11 тысяч гостей, в том числе 140 участников олимпийского футбольного турнира, 180 официальных лиц, гостей и журналистов, 4800 советских и 6000 иностранных туристов. В городе менялось все: было построено 15 новых стоянок, гостиница "Планета", отремонтированы и реконструированы гостиница "Юбилейная", мотель-кемпинг "Минский", несколько общежитий. Почти на всех магазинах Минска в начале 1980 года появились таблички "Закрыто на ремонт". К Олимпиаде планировалось отремонтировать 88 магазинов, более 50 столовых, кафе и ресторанов, более 40 домов быта, парикмахерских и фотоателье. Главный зал Минского почтамта был облицован мрамором, ремонтировались старые и открывались новые пункты телефонной связи и почты, книжные магазины и сувенирные лавки. Весь город сиял по ночам огнями новых неоновых реклам, в массовом порядке установленных на отремонтированных зданиях.
Всего в Бресте, Минске, вдоль железной дороги и автомобильной магистрали планировалось привлечь к обслуживанию туристов более 20 тысяч человек. Министерствам и ведомствам БССР предстояло отобрать и обучить этих людей. Все, кто должен был непосредственно общаться с иностранцами, в том числе работники ГАИ, продавцы магазинов, персонал ресторанов, гостиниц, в спешном порядке учили иностранные языки. Продавцы должны были уметь объясняться, как минимум, на трех языках (английском, немецком и французском). Кроме того, им читались лекции по этике, эстетике, психологии. По итогам обучения сдавался зачет и вручалось соответствующее удостоверение. В общем, работники прилавка должны были встретить иностранцев не "полновесной гирей", а сервисом западного уровня.
Средоточием олимпийской жизни в Минске и хранилищем чаши с олимпийским огнем должен был стать стадион "Динамо", где проходили отборочные матчи по футболу. В 1976 году в Минске побывал лично президент Международной федерации футбола (ФИФА) Жоао Авеланж. По поводу устройства стадиона он высказал ряд замечаний. Поэтому к Олимпиаде стадион пережил свое третье рождение – он был реконструирован и приобрел тот вид, который имеет в наше время. Для увеличения вместимости стадиона до требуемых 50 тысяч архитекторы пошли на оригинальное решение – над западной трибуной стадиона надстроили на железобетонных опорах второй ярус зрительских мест, так называемый козырек. Вокруг стадиона вознеслись на 60 метров ввысь четыре ажурные мачты с батареями мощных прожекторов, разработанных специально для проведения трансляций футбольных матчей по цветному телевидению. Венгерскими специалистами на стадионе было смонтировано электронное табло. Вокруг всего стадиона возвели красивую металлическую ограду. На самом стадионе появились помещения для прессы, телевидения, комментаторские кабины, помещение для допинг-контроля. Газон стадиона готовили два года.
Для проживания и тренировок спортсменов был отведен спортивный лагерь "Стайки", который также подвергся серьезной реконструкции: построили жилые домики для спортсменов, столовые, комплекс зеленых полей и крытый манеж. Когда в 1980 году Ж. Авеланж вторично посетил Минск и Стайки, он остался полностью доволен увиденным и заявил, что город полностью готов принять футбольный турнир.
И вот, наконец, свершилось. В полдень 19 июня 1980 года в древней Олимпии – колыбели Олимпийских игр с помощью солнечных лучей и вогнутого зеркала был зажжен огонь Олимпийских игр 1980 года. Преодолев свыше 5 тысяч километров по дорогам Греции, Болгарии, Румынии и СССР, факелоносцы 18 июля 1980 года доставили олимпийский огонь в Москву, где у здания Моссовета была зажжена малая церемониальная чаша. Огонь должен был провести ночь в здании Моссовета, чтобы 19 июля вспыхнуть в олимпийской чаше Центрального стадиона Москвы, знаменуя открытие Олимпийских игр 1980 года. Но прежде, 18 июля, от малой церемониальной чаши зажгли четыре факела, которые должны были доставить огонь в четыре города — спутника Олимпиады: Минск, Киев, Ленинград и Таллин. От имени Минска факел зажгла олимпийская чемпионка, знаменитая гимнастка Ольга Корбут. С факелами олимпийского огня для городов-спутников спортсмены в автомашинах направились на вокзал, откуда в специальных вагонах факелы были отправлены в уже ожидающие их города.
Утром 19 июля поезд "Белоруссия" прибыл на Центральный вокзал Минска. С помощью факельной эстафеты, в которой участвовали минчане – спортсмены, участники Олимпийских игр, огонь был доставлен на Центральную площадь Минска (с 1984 года она стала Октябрьской). Здесь уже была установлена церемониальная чаша, в которой огонь должен был "переночевать" до утра 20 июля под охраной почетного караула, чтобы потом быть перенесенным в олимпийскую чашу стадиона "Динамо". На Центральной площади факел принял председатель Минского горисполкома Таразевич, который и зажег в церемониальной чаше олимпийский огонь.
Наконец, в воскресенье 20 июля 1980 года огонь был доставлен на стадион "Динамо", где в присутствии 50 тысяч зрителей трехкратный чемпион Олимпийских игр Александр Медведь под грохот праздничного салюта зажег олимпийский огонь.
С 21-го по 27 июля 1980 года на минском стадионе "Динамо" состоялись шесть олимпийских футбольных матчей между сборными Югославии, Финляндии, Сирии, Испании, Коста-Рики, Алжира и Ирака. Даже постоянные дожди не могли испортить праздник футбола. Олимпиада существенно изменила общий вид города. До сих пор можно видеть в Минске и по всей Беларуси напоминания об Играх 1980 года.