ЧМ-2010. Мое сафари. Эпоха муринизации
Куда катится мир? Нет, меня не удивило обилие незрелищных матчей на старте планетарного форума. Как подлинный оптимист всегда готов к худшему. Потрясение в другом. Переживать приходится за команду, которую упорно и неустанно не любил всеми фибрами души. Неприязнь в общем такую испытывал, что кушать не мог.
Так уж повелось, что в моем сознании сборная Германии стала воплощением всего худшего в футболе. Во-первых, потому что не имею привычки симпатизировать явным фаворитам. Бразильцы, аргентинцы и голландцы входят в это число, но ненавидеть их слишком сложно, поскольку они порой создают такие шедевры, что успеваешь только восхищаться. Испанцы и французы — величины колеблющиеся. За англичан можно даже не переживать. Их почему-то постоянно причисляют к претендентам на золото, но тактическая однобокость не дает пространства для воплощения планов в реальность. Итальянцы, напротив, гибки и умеют добиваться результата. Однако их исступленное желание ради этого пуститься во все тяжкие ярости не вызывает. Команда, которая не уверена в себе настолько, что закрывается при равном счете и за счастье считает минимальную победу, вызывает скорее жалость или снисхождение.
И только “бундестим” всегда была настоящей машиной, четко идущей к цели, пренебрегая как изысками, так и сантиментами. Порой она заметно уступала конкурентам, но благодаря блестящему использованию козырей — мощи, напора и непреклонности — непременно достигала максимума. В память прочно врезался эпизод триумфального для команды Германии 1996 года. В четвертьфинале немцы одолели хорватов, а решающий гол Заммера был признан самым красивым на турнире. И почему-то не обратил внимания, что забит он был с явным нарушением правил. Партнер Заммера воткнулся в соперника, свалил того с ног. Очевидный фол в атаке, но арбитр почему-то его проигнорировал. Для хорватов это стало сюрпризом, а немцы даже не подумали останавливаться: подача в штрафную — и Заммер забивает гол. Это было так по-немецки.
Они не симулировали, не провоцировали и ничего не выдумывали. А просто шли к цели кратчайшим путем. Они вычерчивали идеальную траекторию с бесстрастностью штангенциркуля. А ведь эмоции я ценю в игре номер один более всего. Немцы же не в футбол играли, а будто гвозди забивали. Хотя светлых не в прямом смысле слова голов в их составе хватало.
Этот характер проявлялся не только на уровне сборной. Не менее парадоксальное зрелище представляли немецкие клубы. В 90-е удивляло, как какому-нибудь “Шальке-04” удается демонстрировать отменную результативность в бундеслиге, играя 3:2, 4:3, а на международной арене выглядеть совсем иначе, штампуя 1:0. То есть они умели творить, но, когда дело касалось чести страны, предпочитали представать бесчувственной машиной по добыванию результата.
Но что мы видим сейчас на полях ЮАР? 30 “Интеров”! Все начали играть, как немцы. Муринью вывел футбол на уровень высшей математики, сведя до минимума влияние Его величества случая. В обороне научились играть все. Это на самом деле не так сложно. Не нужно обладать высокой техникой и даже не обязательно уметь набивать мяч. Главное — правильно расположиться и отрепетировать подстраховку на случай отдельных ошибок. Даже новозеландцы демонстрируют, как это делать. Но что с островитян возьмешь?
Другое дело, когда подобную тактику исповедуют искушенные бойцы. Дунга, как и обещал, представил нам совершенно новую модель сборной Бразилии — циничную команду в развеселых футболках. Кудесники даже не пытаются контролировать мяч, придумывать новые ходы. Они боялись раскрываться против сборной КНДР, а в воскресенье совершенно сознательно отдали инициативу ивуарийцам. Все, что мы видели в исполнении бразильцев, — отменную реализацию. И этого достаточно. При оборонительном Дунге бразильцы выиграли южноамериканский отбор, Кубок конфедераций и по праву считаются фаворитами чемпионата мира. Веяния времени! Игра первым номером в игре номер один нынче не в чести.
Что говорить, если африканские дружины, все как одна, на этом первенстве начали исповедывать прагматизм. Они проигрывали и на прежних мундиалях, но никогда еще не выглядели так бесцветно. Многие думали, что с пришествием по-настоящему сильных тренеров эти коллективы обречены решительно прибавить. В нынешнем году у их руля мэтры тренерского цеха — Поль Ле Гуэн, Свен-Еран Эрикссон, Карлос Алберто Паррейра. И что на выходе? Пресная игра и приемы а-ля Торосидис. Видимо, эта тактическая замшелость входит в противоречие с бесхитростным характером большинства обитателей самого жаркого континента и лишь только ограничивает их, ничего не добавляя. Так что верните прежнюю Африку!
Когда Сергей Юрьевич Новиков заходит в нашу комнату, чтобы убедить Андрюху Вашкевича в тактической безнадежности Гвардьолы или Марадоны, он неизменно наталкивается на дружное сопротивление. При всей взбалмошности великого аргентинца, он ищет что-то новое, пытается творить, а не решает на макете шахматный этюд. По мне так за одну эту попытку ему можно возводить памятник.
Но то Марадона. Он встал на тренерскую стезю неожиданно, так же и уйдет. А ожидать подобной безответственности от немцев было не с руки. Ведь они самые рациональные. И кто мог подумать, что сборная Германии будет почти в одиночку противостоять муринизации футбола?! Удивительно, ведь при всем уважении к Клозе, Подольски, Месуту Езилу подбор игроков в распоряжении Йоахима Лева заметно уступает золотым временам, когда блистали Феллер, Клинсманн, Меллер, Хесслер. Казалось бы, лишний повод еще сильнее сосредоточиться вокруг защитных тактик. А немцы парадоксальным образом стали делать акцент на созидании и не отказываются от него, даже когда ведут в счете. И это работает. Потому что эмоции — тоже сила. И несокрушимая при правильном использовании. Хотя прежняя команда никогда бы не позволила себе так по-глупому уступить сербам, за нынешними сборниками наблюдать интереснее. Они играют в футбол, а не забивают гвозди...