Татьяна Дроздовская: экстрим пошел на пользу
Татьяна Дроздовская: экстрим пошел на пользу
Весьма уверенно провела первую половину нынешнего сезона, стартовавшего еще в декабре, лидер белорусской сборной по парусному спорту Татьяна ДРОЗДОВСКАЯ.
На недавнем этапе Кубка мира во Франции минчанка впервые стала бронзовым призером. И по сумме пяти кубковых регат она занимает третье место. Кроме того, Татьяна успела дважды подняться на пьедестал почета на Еврокубках. Мы попросили яхтсменку поделиться впечатлениями об этих стартах, начав разговор с регаты в Йере:
— Выступлением во Франции я довольна на все сто процентов. Регата была очень тяжелой. Все гонки проходили практически в штилевых условиях. Я ни разу не надела специальные шорты откренивания, поскольку ветер не превышал трех метров. К каждому старту очень серьезно готовилась. Благодаря этому допустила единственный плохой приход — 28-й, который пошел на выброс. Любопытно, что остальные приходы у меня дублировались. Было два вторых места, столько же восьмых и 12-х. Видя это, перед седьмой гонкой сказала тренеру, что, похоже, будет «пан или пропал». Не скажу, что несерьезно подошла к ней, но чуть-чуть не сложилось. А в слабый ветер догнать или что-то изменить проблематично.
— Это уже не первая ваша удачная регата в «кислых» условиях, которые прежде считались ахиллесовой пятой…
— Да, и этому особенно рада. Ведь в Йере мне никогда раньше не удавалось пробиться на пьедестал. Наиболее удачно отгонялась там в 2005-м году, когда стала пятой. Это очень престижная регата, как и голландская. А во Франции условия оказались настолько сложными, что многие великие гонщицы, включая бельгийку Эви Ван Акер, подавали протест на оргкомитет, пытаясь обвинить его в неправильных действиях.
— Что они имели в виду?
— Всякую ерунду. То у них знак не соответствовал площади, то, якобы, в такую погоду старт не имели права давать. Она, конечно, была не лучшей, но организаторы делали все возможное, чтобы спасти регату. Иногда ветер заканчивался в разгар гонки, и тогда судейская бригада не бездействовала, а сокращала дистанцию, давая возможность яхтсменам финишировать.
Нужно признать также, что нынче в Йере многое зависело от удачи. Литовка Аушра Милевичюте великолепно гоняется в такую погоду. У нее просто чутье на непредсказуемые заходы. Поэтому ее победа закономерна. А вот звезды нашего класса оказались за десяткой сильнейших. Лично я особенно довольна тем, как провела медальную гонку, которая уже в третий раз оказалась для меня решающей.
— Одной грозной соперницей у вас нынче стало меньше — олимпийская чемпионка Анна Тунниклифф из «Лазера-Радиала» перешла в матч-рейс…
— Она не совсем ушла. Думаю, американка приедет на наш чемпионат мира в Англию. А вообще олимпийские чемпионы нередко меняют класс. Великая яхтсменка Ширли Робертсон выступала на разных лодках, а также Сари Мультала, другие спортсменки. Людям хочется чего-то нового. А Анка Тунниклифф, кстати, очень быстро «раскусила» матч-рейс. Впервые в этом новом олимпийском классе она попробовала себя в прошлом году в Веймуте, после чего решила задержаться в нем. Но она не сказала, что ушла из «Радиала» окончательно.
— Нынешний сезон вы открыли в Австралии на первом этапе Кубка мира. Он был крайне важен в связи с тем, что там будет проводиться отбор на Олимпиаду?
— Нет. Мы гонялись в Мельбурне, а лицензионная регата пройдет в Перси в открытом океане, где, по рассказам, ожидаются сложнейшие условия. В Каскайсе перед Играми в Пекине мы также отбирались в океане, но на другой волне, в другой ветер. Хотелось бы побывать в Перси в этом году, но это будет зависеть от того, как сложится у меня дальнейший сезон и будут ли на это средства.
— В Мельбурне вы попали в шестерку, по сути, с чистого листа?
— Да. Я два месяца не сидела в яхте. Сначала был отпуск, а затем еще месяц занималась ОФП. Планировали чуть пораньше вылететь в Австралию, но посольство в Москве долго не давало визы. Поэтому на знакомство с акваторией и акклиматизацию имелось только два дня. Естественно, за столь короткий срок не привыкнешь к большой часовой разнице. Но гонки на удивление достойно провела. Голландка Мерит Боувмеестер, нужно признать, оказалась получше готова. Но она перед регатой месяц в Перси тренировалась. Я уж не говорю про американку Пэйдж Рейли, которая живет в Майами и работает на воде круглогодично. Для меня важно было показать здесь хороший результат, поскольку слишком непросто «выковывалась» эта поездка. Да и прошлый год, за исключением победы на этапе в Медемблике, получился не самым удачным. Ветер в Мельбурне был преимущественно слабый. И уже там Сергей Николаевич Морозов был приятно удивлен тем, как действовала в таких условиях. В феврале по приглашению друзей-парусников выехали на сбор в Израиль, где также дуло очень слабо и где я обрела еще большую уверенность. Отдельные моменты затем отработала на Кубке Европы в Швейцарии. Там стояла аналогичная погода. Мы гонялись в большом флоте из 75 лодок. Причем многие молодые ребята совсем недавно пересели с «Оптимистов» и правил почти не соблюдали. Но такой экстрим оказался весьма полезным и здорово пригодился в Йере.
— Второй этап мирового Кубка в Майами для вас, напротив, не сложился…
— Да, я оказалась за двадцаткой. Мы соревновались не в открытом океане, а в заливе. И я вообще не разобралась в тамошних условиях. Для меня они показались неимоверно сложными. Ветер выхватывал пятнами, гнал одних, оставлял других. Хотя не всегда был слабым, а и средним. Что-то предугадать не получалось. Приходилось идти наобум. Но всегда сторона, которую выбирала, оказывалась невыгодной.
— На следующем этапе в Испании остановились в шаге от медальной гонки. Наверное, обидно было оказаться 11-й?
— Не то слово! Тем более что гонялась неплохо. Одного очка не хватило для попадания в решающий раунд. Чуть не плакала из-за этого. Слава Богу, наша федерация поддержала письмом, в котором утверждала, что верит в меня, в то, что на следующей регате буду в десятке. Опять же часть гонок прошла в слабый ветер и несколько — в средний. К сожалению, на Пальма-де-Мальорке есть направление ветра, которое я до сих пор не могу «раскусить», хотя мы довольно часто бываем там. Оно, наверное, единственное, с которым не приходилось сталкиваться на тренировках. А как гонки, так дует с порта. Только при этом направлении я и проиграла. Иначе была бы в восьмерке.
— Уже на упомянутом этапе Еврокубка в Швейцарии вам не оказалось равных…
— В Лугано очень холодное горное озеро, окруженное высоченными горами. Природа удивительно красивая, но воздух прогревался максимум до плюс семи. Ветра было мало. Там, если с севера дует, то всегда очень сильно, а если с юга — то слабо и средне. Мы попали в последний. Порывы не превышали двух баллов, а часам к 12 и вовсе наступал полный штиль. В первой гонке у меня не все получилось, с трудом «выцарапала» 12-е место. Именно тогда поняла, что если не научусь брать старт на таких массовых регатах, то на прогресс рассчитывать нереально. И остальные гонки я начинала на грани фола. После финиша первым делом интересовалась у Сергея Николаевича, не было ли у меня фальстарта. К счастью, обошлось без дисквалификаций. И я почувствовала грань, которая отделяет удачный старт от фальстарта.
— Флот в Лугано был преимущественно мужской. Каково это — соревноваться с парнями?
— Мне интересно с мальчишками гоняться, у них логика другая. Довольно сильно выглядели сербы, хорваты. Но им трудно было мириться с тем, что их девушка обыгрывает. И они пытались меня прессинговать. Стоило мне чуть выйти вперед, как начинали на «носу» крутиться. Общими усилиями старались разозлить. Но на полных курсах я уходила от них, что избавляло от нервной обстановки. Вместе с тем это было захватывающе.
— Второй континентальный этап в Италии тоже проводился на горном озере…
— Да, но Гарда я хорошо знаю. Мы раз пять на нем были. Там почти всегда одинаковые условия — утром дует северный ветер, после обеда — южный. А если хмурится небо и начинается дождь, то на Гарда царит полный штиль. Это нонсенс, но факт. В первый солнечный день у нас состоялись две гонки, в которых я приходила первой. Два следующих дня из-за дождя провели в томительном ожидании, но старт нам так и не дали. Ветер менялся на 180 градусов, а переставить дистанцию там невозможно, потому что глубина 300 метров. В последний день изначально планировалась лишь одна гонка, в которой мне помешали на старте. В итоге успела выкарабкаться лишь на 10-е место, из-за чего в общем зачете опустилась на третью строчку. Обидно было. Первый знак вообще огибала тридцатой, но затем два десятка соперников обошла. Я прекрасно понимала, что при нормальном старте в пятерке была бы железно, а это гарантировало общую победу. Поэтому немножко расстроилась, но сделала вывод на будущее.
— В Медемблике предстояло защищать чемпионский титул. Это увеличивало волнение?
— Оно присутствует перед любыми стартами. Даже при поднятии флага на Кубке Беларуси. Но эта тревога контролируемая. На сей раз в Голландии не все получилось. Реально было не ограничиться седьмым местом. Погода была самая разная. Почти в штиль шла первой, но финишировала второй, потому как ветер был пятнами и удержаться на первой позиции не удалось. В одной из гонок 28 мая в свежий ветер на первой лавировке также захватила лидерство и с каждым отрезком дистанции увеличивала отрыв, который в итоге вырос до полутора минут. Это был подарок коллегам-пограничникам. На другой дистанции в аналогичных условиях плохо проконтролировала соперниц и упустила первую позицию, стала третьей. Медальный раунд проводился очень близко к берегу. Стартовала хорошо, на первом знаке обогнулась третьей, но ветер зашел вправо и исправить ситуацию не было возможности. Пришла восьмой. Итоговое седьмое место немного расстроило.
— Впереди вас ждут два главных старта сезона.
— Чемпионат Европы в Таллине стартует через несколько дней, а чемпионат мира пройдет в июле в Великобритании. Постараюсь как можно лучше выступить на обеих регатах, но основную ставку все же делаю на планетарный форум. Впрочем, и на континентальном хотелось бы восстановить справедливость. Совсем недавно я проанализировала протоколы прошлогоднего чемпионата Европы в Дании и убедилась, что у меня действительно украли медаль. Чтобы вытащить местную яхтсменку на третье место, мне в последней гонке дважды показали желтый флаг. Сергей Николаевич Морозов сразу сказал, что у меня забрали победу, а я не поверила. А тут решила подсчитать, и оказалось, что он был прав.
Елена ДАНИЛЬЧЕНКО