Вдогонку туру. На “Динамо” трава прорастет к маю
В непростом противостоянии с географическим соседом жодинским “Торпедо” выездную победу БАТЭ принес новобранец борисовчан бразилец Ренан БРЕССАН.
Навык искусного “стандартера” в субботу привычно явил защитник “Минска” Дмитрий КЛИМОВИЧ.
Как и обещали, отвечаем на заданные читателями вопросы сами либо с помощью специалистов.
Ренан Брессан: лучше не бывает!
Сергей ДАШКЕВИЧ
В непростом противостоянии с географическим соседом жодинским “Торпедо” выездную победу БАТЭ принес новобранец борисовчан бразилец Ренан БРЕССАН.
— В БАТЭ ты еще не провел и трех месяцев, но возникает стойкое ощущение, что в этой команде играешь уже давно...
— Благодарен тренерскому штабу и ребятам, которые сделали все, чтобы моя адаптация прошла быстро. Прекрасно себя чувствую в окружении новых партнеров, всем доволен. Лучше не бывает!
— В “Гомеле” компанию тебе составлял земляк Майкон Калижури. Наверное, тяжело было оказаться в новом коллективе одному?
— Команда у нас хорошая. Почти все, как бразильцы. А если серьезно, мне не привыкать. В 2007 году, когда дебютировал в белорусском чемпионате, в “Гомеле” тоже не было бразильцев. Майкон появился лишь год спустя. Да, приятно играть с человеком, который тебя понимает с полуслова. Но на поле основной язык — футбольный. Поэтому трудностей не вижу.
— Ты носишь майку с десятым номером. Не каждому новичку удается заполучить столь престижные цифры...
— Когда я появился в БАТЭ, мне сообщили, что в числе свободных номеров есть десятый. Я всегда любил это число. Да и в “Гомеле” под таким номером играл. Потому сразу же согласился.
— Где обосновался после перехода в БАТЭ?
— В Минске. Клуб снимает квартиру.
— Живешь один?
— До недавних пор был один, но в воскресенье из Бразилии прилетела жена.
— Ты уже женат?
— Да. Свадьба состоялась во время последнего отпуска.
— Это первый визит супруги в Беларусь?
— Нет, когда играл в “Гомеле”, она уже навещала меня, но тогда мы еще не были семейной парой.
— И какие у нее первые впечатления от белорусской столицы?
— Замечательные. Город ей, впрочем, как и мне, очень нравится.
— Если бы тебе предложили сменить бразильское гражданство на белорусское для получения возможности играть за сборную нашей страны, дал бы добро?
— Мне этот вопрос задавали уже не один раз. Согласился бы сразу.
— В “Гомеле” ты был лидером команды. В БАТЭ все игроки высокого класса. Ожидал ли, что при такой конкуренции сразу же пробьешься в стартовый состав?
— Признаться, был несколько удивлен этому. Изначально настраивался на то, что понадобится какое-то время, чтобы завоевать такое право. Но я очень доволен, что тренеры мне доверяют. Стараюсь их выбор подкреплять игрой.
— В прежнем клубе, как правило, ты действовал в центре полузащиты. В БАТЭ же тебе чаще всего поручают левую бровку. Это необычно?
— Сначала было непривычно. Но после нескольких матчей почувствовал, что и на фланге могу приносить пользу. У нас очень сильный состав. Тренеры любят использовать игроков на разных позициях. Например, с “Торпедо” в центр обороны был отправлен наш капитан Лихтарович. И сыграл там здорово. Думаю, если любого нашего футболиста поставить на непривычную позицию, он будет смотреться достойно.
— Предположим, во время атаки ты владеешь мячом и твоя позиция идеальная для того, чтобы забить гол. А чуть в стороне в не менее выгодном положении находится партнер. Как поступишь?
— Отдам пас.
— Прежде в БАТЭ “стандарты” исполнял Стасевич. Сейчас все чаще это делаешь ты. Не возникает ли на этой почве проблем с Игорем?
— Кому бить штрафные и угловые, решает главный тренер. С Игорем у нас отличные отношения, никаких проблем. Иногда мы подаем “стандарты” по очереди. Или когда не получаются подачи у меня, Стасевич идет к мячу, и наоборот. Правда, в матче против “Торпедо” так вышло, что все “стандарты” выполнял я.
— Кстати, этот поединок БАТЭ начал не очень выразительно. Почему?
— Возможно, сказалось то, что жодинцы играли на родном поле при своих болельщиках, которые их хорошо поддерживали. Поначалу хозяева прессинговали. У нас же было слишком много брака в передачах. Поэтому торпедовцам удавались неплохие контратаки. Но в перерыве тренер дал нам важные указания. И второй тайм был за нами. Взяли мяч под контроль, надежно играли в обороне, при возможности атаковали. Считаю, забитый гол был логичен и явился следствием нашего преимущества после перерыва.
— Почему атаку, ставшую голевой, ты решил завершить дальним ударом?
— Во-первых, если не бить по воротам — не будет голов. Во-вторых, показалось, что моя позиция была удобной для результативного удара. Гарантировать гол, конечно, не мог, но попытаться стоило. И я попробовал. Обошлось не без везения — защитник, порываясь сделать блок, подставил ногу. А рикошет оказался неожиданным для вратаря “Торпедо”.
— Какое мнение сложилось о “Торпедо”? Вам ведь еще играть в кубковом финале.
— Команда организованно обороняется, умеет использовать ошибки соперника и проводить быстрые контратаки. С ней следует держать ухо востро. Думаю, в финале жодинцы будут действовать примерно так же. Не сомневаюсь, игра для нас будет тяжелой.
Дмитрий Климович: по пятьдесят
Сергей КАЙКО
Навык искусного “стандартера” в субботу привычно явил защитник “Минска” Дмитрий КЛИМОВИЧ. Его удар со штрафного оказался непосильным для голкипера могилевского “Днепра” и принес “горожанам” победу.
— Итоговые 2:1 на динамовском табло — верх объективности?
— Все закономерно. Первый тайм был нервным, зато второй нам больше удался — если что “Днепру” и позволяли, то совсем немногое. Так что счет, мне кажется, по игре.
— Кроме соперника, сопротивление “Минску” оказывал и на редкость рыхлый газон…
— Поле действительно было плохое: вязкое, тяжелое… Но в этом смысле мы с “Днепром” находились в равных условиях. После матча тренер соперников сказал, что им тяжело дался переход с искусственного газона на натуральный. Так и у нас был точно такой же переход — к матчу готовились на синтетике. И раз повели после перерыва 2:0, значит, лучше и быстрее приспособились к полю на “Динамо”.
— Верное оружие на плохой “поляне” — “стандарты”. Это я о вашем штрафном на 71-й минуте…
— Виталий Юрьевич Тараканов еще при подготовке к матчу подчеркивал: стандартные положения сыграют важную роль. На тренировках мы их отрабатывали. Занимался этим и я. Получается, не зря. Решился исполнить, подошел, пробил — вышло удачно.
— В ближний “низ” именно и метили?
— Нужно было перебросить “стенку” — и по возможности пробить сильно. Сильно не получилось. И вот здесь, наверное, плохое поле помогло — вратарь не сумел от него как следует оттолкнуться.
— Сколько подобных штрафных исполняете во время среднестатистической тренировки?
— Каждый день не отрабатываю. Чтобы ногу излишне не нагружать, не перенапрягать мышцы. Но уж если берусь репетировать, то бью раз пятьдесят. А перед матчем мы с Виталиком — нашим вратарем дубля — на этот счет даже соревнование затеяли. Штрафные я исполнял сериями — по девять ударов. Сначала нужно было забить дважды, потом трижды. В итоге я проиграл эту дуэль — 1:3…
— В субботу вы забили девятый гол в высшей лиге. Сколько из них со штрафных?
— Вроде бы семь.
— Кем вас правильно называть — защитником или хавбеком?
— Называйте универсалом. В полузащите играл и в середине, и на фланге. В обороне — чаще слева, но однажды, из-за чьей-то травмы, меня передвинули в центр. Кажется, мы тогда с “Нафтаном” играли. Я уже три года в таком режиме. Привык. Хотя если выбирать что-то одно, то, наверное, мне чуть ближе место в середине поля. Впрочем, в “Минск”, насколько понимаю, меня взяли как защитника.
— Легко было решиться на уход из “Торпедо”?
— Я не хотел оставаться в этом клубе. По ряду причин, о которых все знают.
— Совсем туго в Жодино с финансами?
— Со мной до сих пор не рассчитались.
— Торпедовцам, такое впечатление, обильные кадровые потери нипочем — вот в кубковый финал вышли, попали в Лигу Европы…
— Я рад за ребят, вместе с которыми играл. В особенности — за Вову Бушму. Видел ответный матч “Торпедо” с ДСК. Володя показал высокий класс. При счете 0:1 вытащил удар головой в упор с трех-четырех метров. Молодец!
— До “Минска” у вас в карьере было не только “Торпедо”, но и БАТЭ. Матчи с каким из этих клубов будут более принципиальны для Дмитрия Климовича?
— Интересно, конечно, будет соперничать с ребятами, с которыми раньше вместе тренировались и играли. Но — не более того. Ничего принципиального в матчах с БАТЭ или “Торпедо” для меня нет. Что действительно важно — выполнить задачу, поставленную руководством, показать нужный результат. А с кем при этом играть — дело второе.
Вопрос — ответ
Стартовый тур не вызвал потока вопросов читателей. Будем надеяться, подобно футболистам, они “вкатываются” в сезон постепенно. Как и обещали, отвечаем на заданные вами вопросы сами либо с помощью специалистов.
С какого раунда Лиги Европы будет стартовать жодинское “Торпедо”?
В нынешнем сезоне в Лиге Европы сыграют три белорусских клуба — минское “Динамо”, “Днепр” и финалист Кубка “Торпедо”. Одна команда стартует со второго раунда, две — с первого. Кто получит льготу? Если жодинцы 23 мая одолеют в финале борисовчан, то в еврокубковой иерархии займут место выше серебряного и бронзового медалистов. В результате они получат право стартовать со второй квалификации. Если же трофей завоюет БАТЭ, автозаводцы переместятся на третью позицию в белорусском представительстве, ибо в рейтинге по итогам чемпионата Беларуси-2009 они расположились в таблице ниже динамовцев и днепровцев. В этом случае “Динамо” начнет ЛЕ со второго раунда.
Впрочем, имеется вариант, когда еще одна белорусская команда примет старт со второго раунда. Это произойдет в том случае, если будущий победитель ЛЕ через свой внутренний чемпионат пробьется в Лигу чемпионов.
До какого возраста можно судить в чемпионате Беларуси?
Вадим ЖУК, судья международной категории:
— Возрастной ценз для арбитров и их помощников в высшей лиге — до 48 лет. В первой лиге главному судье и его помощникам не должно быть больше 43 лет. Во второй лиге возраст арбитров — до 43 лет, а помощников — до 38. Если достигнувший сорокалетия арбитр не рекомендован судейским комитетом для обслуживания матчей высшей лиги, то ему придется прекратить активную практику. А вот судьи элитного дивизиона могут работать на уровне низших лиг вплоть до критического возраста — 48 лет. В списке судей, утвержденных исполкомом БФФ для высшей лиги, наиболее близок к нему минчанин Андрей Жуков, родившийся в 1962 году.
Чем была вызвана ранняя замена хавбека “Днепра” Александра Быченка?
Андрей СКОРОБОГАТЬКО, главный тренер “Днепра”:
— Сашу действительно пришлось рано снять с игры из-за повреждения руки. У докторов возникло подозрение на трещину кости. Мы не хотели усугублять возможную травму и решились на замену. Затем, после более внимательного обследования, оказалось, что у него просто сильный ушиб. Сегодня Быченок уже тренируется наравне со всеми, и, надеюсь, к домашнему матчу 2-го тура с “Неманом” будет полностью готов.
Па якiх крытэрыях БФФ дапускае стадыёны да чемпiянату? Калi поле на галоўнай арэне краiны выглядае так, то якi стан арэн у Бабруйску i Наваполацку?
Сергей КУНИЦА, председатель комитета по спортивным сооружениям и обеспечению безопасности на футбольных аренах БФФ:
— Допуская стадионы к проведению матчей команд высшей лиги, наш комитет принимает во внимание готовность не только газона, но и инфраструктуры. И если касаться нашего запрета проводить стартовые туры в Бобруйске и Новополоцке, то причины были разными. На бобруйском “Спартаке” с инфраструктурой относительный порядок, а вот поле там к весенним матчам вообще не готовили. Стадион передается клубу, но в штате даже нет агронома — следить за газоном фактически некому. Кстати, сами бобруйчане согласились, что играть на такой “поляне” пока невозможно, поэтому и приняли могилевский вариант. Надеюсь, к третьему туру, когда “Белшине” предстоит принимать брестчан, состояние поля будет иным. Но окончательный вывод сделает наша комиссия, которая вновь съездит в Бобруйск.
Что до Новополоцка, то мы не раз предупреждали клуб: если окажется невыполненным не раз дававшееся городскими властями обещание произвести реконструкцию хотя бы раздевалок, стадион принят не будет. Однако руководители “Нафтана”, вероятно, посчитали, что федерация в очередной раз пойдет им навстречу, и они, прикрывшись формулировкой “стадион принят условно”, проведут на “Атланте” еще один сезон. Хватит. Надоели пустые обещания. Разве не стыдно самим нафтановцам входить в раздевалки своего стадиона? Маленькие, неудобные, в хозяйской нет ни туалета, ни душа (!), в гостевой же они хоть и наличествуют, но не соответствуют требованиям регламента.
Если касаться качества газона на минском “Динамо”, то можно сказать, что произошел несчастный случай. 2 декабря на арене последний еврокубковый матч сыграл БАТЭ, а 3-го работники стадиона начали проводить подготовительные мероприятия перед зимовкой. За день успели обработать только полполя. Назавтра же выпал обильный снег и ударили морозы. Время было безвозвратно упущено. Отсюда и такая мрачная картина — на половине поля молодая трава не проросла. Но дело это поправимое — к маю газон будет в полном порядке.
Есть ли в Беларуси официальный мяч, или команды играют кто чем горазд?
Накануне открытия сезона исполком БФФ утвердил в качестве официального мяч всемирно известной фирмы “Adidas”. Им и будут проводиться все матчи национального первенства.
ГОЛ ТУРА. Версия “ПБ”
“Динамо” Бр — “Шахтер”. 20-я минута. Николай Рындюк — 0:1
ОТ АВТОРА
— Знал, что Ваня Денисевич может сделать скрытую передачу — отрабатывали подобные моменты на тренировках. Вот и открылся в штрафной, в воздухе принял мяч на правую ногу и подсек его в дальний угол. Красиво получилось, как в Европе...