Ученые исследуют землетрясение 1908 года. Оно произошло рядом с будущей площадкой для БелАЭС
Литва, которая критикует строительство станции рядом со своими границами, поднимала вопросы о надежности выбранной площадки — неподалеку от Островца в конце XIX и начале XX веков были зарегистрированы землетрясения силой от 5 до 7 баллов по шкале Рихтера. По итогам проведения стресс-тестов БелАЭС стало известно, что Центр геофизического мониторинга НАН все-таки изучит землетрясение в Гудогае, которое произошло в 1908 году. Исследование проходит по заказу Госатомнадзора.

28 декабря 1908 года на хуторе Сержанты около Гудогая (сейчас это Островецкий район) произошло землетрясение, до строящейся БелАЭС отсюда 17 километров. Заметка об этом появилась в газете «Наша нива» в начале 1909 года. В 1970-х годах историк Адам Мальдис, работая над книгой «Астравеччына, край дарагі…» передал информацию в белорусскую Академию наук, где Гудогайское землетрясение официально оформили как историческое.
Было ли это землетрясение или всего лишь отголоски итальянского землетрясения, которое спровоцировало мощнейшие толчки по всей территории Европы? Единого мнения в среде ученых пока нет. Госатомнадзор заключил договор с Центром геофизического мониторинга НАН на выполнение научно-исследовательской работы, цель которой — исследовать природу Гудогайского сейсмического события 1908 года, итоги исследования будут известны 15 декабря 2019 года.
— Мы будем выезжать на местность, проводить натуральные полевые работы, а также исследовать литературные, исторические данные, — говорит директор Центра Аркадий Аронов. — В то время уже была инструментальная сеть наблюдений в Германии и Швейцарии, будем выходить на них, поднимать отчеты, которые раньше были недоступны.
Ранее указывалось, что сила землетрясения в Гудогае была 7 баллов, однако по словам Аркадия Аронова, тогда существовала другая шкала измерения. По мнению специалиста, происшествие 1908 года не может повлиять на проектную основу БелАЭС.
— Станция выполнена с учетом воздействия, которые были при этом землетрясении, даже с запасом, — отмечает Аркадий Аронов. — Мы проводим исследование с учетом рекомендации европейских партнеров. Нужно определить, живет ли Ошмянский разлом, было ли там действительно землетрясение, какова его природа и надо ли дальше контролировать разлом. С точки зрения степени сейсмических воздействий станция спроектирована с учетом Гудогайского и более сильных землетрясений.