«Трындеть и мешки ворочать - порой одно и то же». Телеведущие - о своей работе
Каждый день мы видим на экране телевизора ведущих с идеальной прической, гримом и костюмом. Что же такое работа в кадре: легкие деньги за одну лишь улыбку или тяжелый ежедневный труд? Мы пообщались с Дмитрием Кохно, Денисом Курьяном и Люцией Геращенко и узнали о том, как сохранить лицо перед многотысячной толпой и голос после нескольких часов эфира.
«Не стоит строить иллюзий, что работа ведущего легка»
— На ТВ я с 2008 года. Впервые появился на экране, учась на 5 курсе академии связи — вел на канале ЛАД программу «Слово писателя». Смешно выглядело, наверно, когда 21-летний мальчишка пытался рассуждать с писателями и поэтами на вечные темы. Хотя в этом, видимо, был какой-то шарм.
С 2009 года занялся журналистикой профессионально. Перешел в Агентство теленовостей БТ, пройдя путь от редактора до специального корреспондента, от написания 30-секундных видеоновостей до шеф-редактора и ведущего экономической программы «Деловая жизнь».
Позже я перешел в развлекательный формат: это свобода, творчество и позитив. Оказалось, на рынке хорошего настроения всегда нужны жизнерадостные люди. И вот уже несколько лет я веду развлекательные программы на разных каналах страны.
В начале пути были и взлеты, и падения. Но запоминаются, в основном, провалы. Факап останется с тобой на всю жизнь, за него будет стыдно всегда.
Помню, как забыл имя и фамилию главы филиала нефтегазовой компании в Беларуси. Была большая конференция, в зале — 250 бизнесменов, десятки камер. Я — юный и амбициозный — решил не стоять перед ними со сценарием. Выучил все необходимое наизусть и отправился на сцену.
После спича открытия пришла пора пригласить важного топ-менеджера, чтобы открыть конференцию. Я говорю: «Приветствуйте на сцене главу компании в Беларуси, господина…» И именно в этот момент у меня вылетает из головы, как его зовут. Проходит бесконечные три секунды, я с трудом вспоминаю имя. Произношу: «Игоря…» И снова замолкаю, так как вспомнить фамилию мой мозг напрочь отказался.
Господин Игорь (после его так называли всю конференцию) понял, что я зову именно его и вышел на сцену. И, пока он произносил речь, я стоял рядом, сгорая от стыда. «Ел» себя за провал и мечтал, чтобы меня облили маслом и подожгли.
Но такие провалы нужны для хорошего роста так же, как и яркие проекты, которые тешат самолюбие.
Одна из главных вещей для ведущего — голос. Он украшает речь. Самое важное, конечно, интеллект, но усилить хорошую мысль может только хороший голос. Обычно людям больше нравится низкий тембр. У мужчины такой голос говорит об уверенности, силе, спокойствии. Где-то я читал исследование, что даже на выборах люди отдают предпочтение кандидатам, голоса которых ближе к басу и баритону.
Перед мероприятием я всегда разогреваю речевой аппарат. У меня есть пятиминутный набор артикуляционных упражнений, скороговорок, разминок для мышц лица. Делаю это вслух за 10 минут до начала выступления. Выглядит это крайне забавно, но я обучил себя не стесняться. Лучше выглядеть странным для 2−3 человек во время подготовки, чем потом опозориться перед сотнями и тысячами людей. А лучше всего голосу, его силе и состоянию помогают вокальные упражнения. Когда связки в хорошей форме, голос становится в разы крепче. Строгой диеты для него не придерживаюсь, но, заказывая напитки, всегда прошу воду комнатной температуры без газа.
Простываю я крайне редко, хотя насморк — мой друг. Сберечь голос не сложно: не пейте коктейли со льдом, не кричите слишком эмоционально — эмоции рвут связки. Не разговаривайте утром, как только проснулись. Дайте себе и близким пару часов тишины.
Минимум раз в году происходит такое, что из-за условий работы, качества звука приходится экстремально нагружать голос. После этого больно говорить и глотать — не хочется уже ничего, а работать надо. В таких случаях я стараюсь на самом раннем этапе понять, что связки катятся к черту на кулички. Это значит, что мне пора начать о них заботиться. Больше молчать, использовать антисептики для горла. Потому что самое страшное для голоса — это осложнения, которые заработаешь, если не начать лечиться вовремя.
Есть еще миллион моментов, которые важны для качественной работы, но главный из них для меня — полноценный сон. Если ты не «доспал», то скорость реакции мозга снижается, а для искрометного комментария необходимо успеть быстро «ввинтить» шуточку в нужный момент.
Не стоит строить иллюзий, что работа ведущего легка. Ведь это — довольно тяжелый физический труд. Да, мы не поднимаем ничего тяжелее микрофона, но большая аудитория людей может вымотать не меньше. Я когда-то вагоны разгружал: вчетвером за 4 часа — 60 тонн. Вечером дрожало все тело. Такое же состояние у тебя в финале праздника, который ты провел. Так что «трындеть» и мешки ворочать — порой одно и то же.
«Внешность уходит на второй план, когда человек открывает рот»
— У меня в последние годы ТВ — не работа, а любимое хобби. Я вне штата, появляюсь от проекта к проекту. И это позволяет получать больше удовольствия, когда ты не обременен дополнительной нагрузкой, как шеф-редактор, например.
Конечно, люди моего возраста и младше сегодня чаще ищут контент в сети, нежели включают телевизор. Но ведь суть не поменялась, главное — интересная передача. Будут ее смотреть в прежнем «ящике» или на смартфоне в YouTube — не так и важно. Главное, чтобы цепляло.
Появится, например, белорусский «Голос» или «Икс фактор». Если будет сделан так же качественно, его будут смотреть взахлеб, как сегодня смотрят российский. Просто такого «стержневого» развлекательного шоу пока нет.
С сожалением отмечаю, что у многих молодых коллег — и в кадре, и в соцсетях, и в жизни сплошное самолюбование. Как говорил Станиславский, «любить надо не себя в искусстве, а искусство в себе», Человек смотрит программу, в которой ведущий — лишь одна из ее составляющих. Есть ребята, которым в общем все равно, про что их программа, «лишь бы я красивый». Более того, они с трудом свяжут слова в предложения, если вдруг выключится суфлер. Хотя на самом деле у тебя в кадре цель — сделать интересно другим, а не себя показать.
Несколько лет назад была комичная ситуация на «Телевершине». БТ выставило в зрительскую номинацию Медведя Топу. Я думаю: вот это самоирония. Кто будет против знакомого с детства героя? Но не ожидал, что некоторые «коллеги по цеху» начнут на полном серьезе писать в соцсетях: «Голосуйте за меня, я должен обойти Топу». Ты, что, рехнулся совсем, с медведем хочешь соревноваться? С Мишкой из «Калыханки»? И потом, если ты такой популярный, зачем просить друзей накручивать?
Принципиальное значение в работе ведущего имеет голос: чем он приятнее и увереннее, тем больше шансов, что ты донесешь информацию. И этому стоит учиться, каждый может поставить голос «на опору». Причем, и у мужчин, и у женщин наш мозг считывает низкие голоса как более убедительные.
Грамотная речь и поставленный голос — редкость для нашего общества. Преодолеть страх публичных выступлений — это одна из важнейших побед над собой. Чем больше убедительных, уверенных людей, которые могут донести свою мысль — тем больше счастья в стране. Внешность уходит на второй план, как только человек открывает рот. И вот тут, если он просто пытается понравиться — это сразу видно. И голос неуверенный, потому что пытается впечатление произвести. Содержание уходит на второй план, а зря.
Нужно думать о том, что хочешь донести, а не как выглядишь. Голос — инструмент, но тренируй его в другом месте. А в кадре должно быть уверенное владение инструментом. И никаких сомнений: «Ты прекрасен! Все не думай, как выглядишь, как звучишь! Излагай суть».
Важно умение держать в речи паузу. Я лет 10 назад выскакивал из-за кулис на корпоративах и сразу выпаливал: «Здравствуйте, боги мясомолочной промышленности!». А теперь степенно выхожу, музыка звучит, я двигаюсь в центр, улыбаюсь, молчу и всех осматриваю, и чем дольше этот момент, тем больше испытываю кайф. Так происходит не только на сцене, но и в жизни: пока вы держите паузу — ситуация всегда в вашу пользу.
Что касается простуд, то тут правила просты: потеплее одеваться и не переохлаждаться. Я в юности простывал много. Причина банальна: жил в спальном районе, куда транспорт ходил не каждую минуту, а метро не было. Простуды приходят в ожидании на остановке. А если у подъезда машина, из окошка можно нажать кнопочку «разогрев» и через минут 10 в теплый салон — это сбережет голос и здоровье. Или ныряйте в метро и не соглашайтесь на офис там, где нет подземки.
Конечно, как и всем, мне приходилось экстренно лечить горло перед выступлением. Например, во время «Евровидения». На протяжении Евронедели комментируешь сначала репетицию первого полуфинала, потом сам полуфинал, репетицию второго полуфинала… Из-за недосыпа и нагрузки к финалу всегда ходишь с «уставшим» горлом. А это ведь три с половиной часа, самое главное шоу. Тут без спецсредств не обойтись. К счастью, с делегацией всегда ездит фониатр. И у певцов, и у ведущих есть в телефоне секретный номер врача, который можно набрать и прохрипеть в трубку «SOS».
«Это в жизни можно махать руками и хлопнуть дверью. В эфире у тебя — только голос»
— На телевидении я уже 15 лет. Работала на Первом Музыкальном канале, стажировалась в Америке на телеканалах CNN и BBC. Последние 10 лет работаю на ОНТ. Вела рок-концерты на стадионах, передачи в прямом эфире, Славянские базары, премии и церемонии на русском, английском, белорусском и даже польском языках.
И мне трудно выбрать из всего этого что-то любимое. Пожалуй, самые сильные по энергетике — концерты в прямом эфире, когда перед тобой на открытой площадке находится настоящее море людей, десять тысяч человек или даже больше, а по ту сторону камер — вообще миллионы…
Голос — мой единственный инструмент, которым я могу эмоционально окрасить любое событие, сделать незначительное очень важным, заострить внимание зрителей и даже показать своё личное отношение к тому или иному событию. Причем сделать это деликатно, на полутонах. Это в жизни можно махать руками, орать, слезу пустить или дверью хлопнуть — много способов привлечь к себе внимание. А в эфире у тебя есть только голос. И на сцене тоже, ведущим ведь не включат фонограмму.
К продолжительным нагрузкам тоже необходимо готовиться. Всегда есть техническая подготовка с режиссером и звукорежиссером. Потому что это большая разница: работаешь ты в петличку в студии или на стадионе в микрофон говоришь.
На репетиции концерта тоже нужно прогнать всё от начала до конца, потому что во время работы у меня одновременно режиссер «в ухе», из мониторов на сцене возвращается мой же голос, а рядом в свой микрофон говорит партнер. Без опыта и подготовки любой нормальный человек в такой ситуации сойдет с ума. Если я в это время еще буду думать, когда мне дыхание взять… Нет, это невозможно, мой речевой аппарат давно умеет «идти по приборам».
Для голоса у меня есть и табу. Семечки, сухарики или газировка в моем случае не диета, а культура, в том числе, профессиональная. Во время выступления в гримерке есть вода с долькой лимона — позаимствовала этот рецепт у профессиональных певцов. Нужно пить маленькими глоточками в течение всего вечера для того, чтобы в горле не першило. Отлично работает, особенно если говоришь на большую аудиторию и напрягаешь связки. На следующий день горло скажет «спасибо».
А во время эфира под рукой должна быть простая вода. Спасала тысячу раз. Да и голос по-другому звучит после глотка воды. Посмотрите на спортсмена перед марафоном и на финишной прямой — ровно тоже самое происходит со связками: они так напрягаются, что можно и «не добежать».
Что касается болезней, я простываю редко, но метко. Категорически нельзя простывшей лететь на самолете, потому что перелет может спровоцировать осложнения, особенно в первые дни насморка. Лечусь народными способами — «звездочка» на грудную клетку и на запястья, горячее молоко с маслом и медом, чай с лимоном и имбирем, теплая пижама и шерстяные носки.
Предпочитаю не работать в таких ситуациях, когда перед эфиром просыпаюсь с болью в горле. Прошу коллег меня заменить. Все с пониманием относятся, потому что всех денег не заработаешь, а голос можно потерять навсегда. Уж если заболела, то лучше останусь дома и буду лечиться и молчать. Ведь даже «бытовой» нагрузки на связки (к ужину всех позвать или на телефонный звонок ответить) лучше избегать.
Для ведущего важно быть самим собой. Не строить из себя всезнайку, не заниматься самолюбованием, не кривляться. Потому что желание понравиться и заигрывание со зрителем — всегда очень заметная вещь.
Конечно, кому-то такое поведение даже нравится, но для интеллигентной, думающей аудитории это выглядит пошло. Знаете, музыкант в зрительном зале всегда услышит фальшь на сцене или в оркестровой яме. Так и здесь: большинство пропустит мимо, а кого-то это неприятно «царапнет». Если вы собираетесь задержаться в профессии надолго, лучше всегда вести себя естественно.