"Что наша деревенька для страны?" Как живет Пятилетка, над которой пройдет трасса для самолетов
Самолеты по второй взлетной полосе Национального аэропорта «Минск» обещают пустить весной 2019 года. Жители деревни Пятилетка, что в двух километрах от новой полосы, этого события ждут с большой тревогой: по планам трасса самолетов пройдет прямо над их головами. TUT.BY узнал, чем именно здесь не довольны.
Деревня Пятилетка находится в Смолевичском районе. Два года назад местные жители перекрыли единственную дорогу, по которой ездила тяжелая техника на строительство авиаремонтного завода и взлетной полосы, на ликвидацию последствий урагана, на уборку урожая. Только тогда местные добились покоя: грузовые машины пустили в объезд. С тех пор дорогу через деревню заасфальтировали. «Правда, не доделали. Знаков не поставили нужных, по ограничению скорости. Мы сами нарисовали себе и пешеходную дорожку, и понаписывали: «дети», — рассказывают бойкие жители Пятилетки.
За 35 лет Пятилетка привыкла жить рядом с аэропортом — против него здесь никто не настроен, тем более что несколько человек отсюда до сих пор работают в аэропорту.
В день, когда TUT.BY приехал в Пятилетку, был сильный туман — самолеты, пролетающие над деревней, нельзя было увидеть, но слышно их хорошо. Несколько местных жителей рассказали журналистам, что привыкли к звуку от самолетов, которые летают низко над деревней, а вот другим этот шум дается тяжело. Но все они переживают, что будет с деревней после открытия второй взлетно-пасадочной полосы (ВПП).
Несколько дней назад в парламенте сенатор и директор «Озерицкий-Агро» Смолевичского района Нина Железнова напомнила министру транспорта и коммуникаций Анатолию Сиваку о проблемах небольшой деревни под боком у аэропорта.
— Почти над нашим домом, метрах в тридцати, будет проходить трасса самолетов. А в рекламе по телевизору показывают, что после открытия новой полосы здесь будут в сутки летать сотни самолетов, — рассказывает житель Пятилетки Петр Шабловский.
— Особенно шумно стало после того, как между нами и аэропортом ураган повалил лес, теперь никакой защиты нет, — добавляет его жена Зинаида.
У Шабловских добротный дом, несмотря на то, что с ним не раз случались беды. Когда-то он сгорел дотла — отстроили заново, в 2016 году ураган снес с хаты крышу — восстановили. А вот теперь из-за большой стройки в аэропорту снова непонятно, где придется жить.
На то, что и с первой ВПП самолеты летают порой прямо над хатами (особенно хорошо гул слышен ночью и рано утром), Пятилетка уже жаловалась. Чтобы решить проблему, даже меняли трассы самолетов.
Жительница Пятилетки Мария добавляет: ночью, когда пролетает самолет, в серванте в ее доме дрожит посуда.
Еще жители жалуются на плохую воду.
— Нальешь воду в бочку, а через пару часов на ней круги — как от солярки, — говорят местные, они считают, что авиационное топливо, которое сжигают самолеты, может попадать в колодцы.
Еще во время общественных обсуждений в начале 2016 года проектировщики новой застройки аэропорта говорили, что деревня попадает в зону посадки воздушных судов. По требованиям безопасности полетов здесь не допускается размещение населенных пунктов.
Безопасность даже больше, чем экология, беспокоит жителя Пятилетки Геннадия, он бывший пилот.
— Осевая линия полосы после взлета будет над нами проходить, — говорит пенсионер. — Это очень опасно. После взлета в авиации бывают серьезные случаи, а если вдруг самолет рухнет, то он может принести много проблем.
У жителей Пятилетки есть письмо от администрации Октябрьского района Минска, которое прислали весной 2017 года. Там черным по белому написано, что 18 жилых домов в деревне придется в первую очередь вынести из зоны сверхнормативного звукового воздействия.
— Тут еще написано, что в зону превышения звукового воздействия попадает 73 участка, — зачитывает документ еще одна местная жительница Тамара Дидуэль.
Кроме выноса части домов проект второй ВПП предполагал, что рядом с деревней построят шумозащитный экран, облицуют дома специальными материалами, установят особые окна — все это указано и в письме районной администрации. Но вот идут годы, полоса уже почти построена, а в Пятилетке ничего не изменилось.
— Стеклопакеты многие семьи ставят сами. По поводу шумозащитного экрана, конечно, непонятно, чем он нам поможет. У Шеметово (садовое товарищество неподалеку. — TUT.BY) такой поставили. А над нами что поставить — купол, что ли? Самолеты-то летают сверху! — рассуждает Петр Шабловский.
— Вот мы хотели бы жить нормально, провести газ в деревню — газопровод всего в километре от нас, — рассказывает Тамара Дидуэль. — Готовы делать это за свои деньги, создали газовое товарищество. Но чтобы провести газ, на каждый дом надо будет внести 5−10 тысяч долларов. Для нас это и так не маленькая сумма, но будем собирать по копейке. А представьте, если мы вложим деньги, а наши дома потом соберутся сносить?
Жители возмущаются: за годы уже устали жить в подвешенном состоянии. В июле ходили на прием к директору аэропорта Дмитрию Меликяну, спрашивали, что же будет с ними после запуска второй полосы.
— Теперь говорят, что никого вообще не будут отселять, — рассказывает Тамара. — А еще все говорят: давайте подождем, пока взлетит первый самолет, а потом говорят: как отроем вторую — начнем же ремонтировать первую. А нам все это время что делать? Мы же сейчас живем!
В то, что после запуска второй ВПП самолеты обяжут облетать Пятилетку, в деревне не верят — уж слишком они на пути после взлета и перед посадкой.
Жители Пятилетки обращались к депутатам, ходили на прием к губернатору, писали в администрацию президента.
В этом году, 16 июля, Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья прислал нескольким семьям в деревне ответ (письмо есть в редакции). Эпидемиологи сообщили жителям, что при рассмотрении архитектурного проекта по строительству второй ВПП под самолет А-380, Минприроды выявило нарушения требований природоохранного законодательства — как раз в части безопасных условий для жизни и здоровья людей, которые проживают в районе строительства. Национальному аэропорту и органам власти предлагали принять меры по их устранению, а строительный проект представить на госэкспертизу. В случае невыполнения условий Минприроды оставляет за собой право приостановить хозяйственную деятельность, которая вредит окружающей среде.
В августе Национальный аэропорт «Минск» приглашал местных жителей на замеры уровня звуков, которое организовали возле деревни Пятилетка.
— Два раза по нескольку дней замеряли. Нас приглашали официальными письмами, ну мы и пришли. Там были сотрудники службы, которая проводила измерения, и представители аэропорта. Стоят, что-то записывают, переговариваются тихо между собой. Ну мы спрашиваем: а какая норма? Они сначала сказали самим искать ответ в постановлении Минздрава № 115. Мы возмутились, так они говорят: 45−50 децибел, а ночью — до 60… Мы спрашиваем: так, а вы сколько намеряли? Нам сказали, что информация секретная, заказчик Национальный аэропорт — вот только ему и расскажут. Так для чего, спрашиваем, нас в таком случае пригласили на замеры? Мы для чего здесь находимся — для мебели, что ли? Мы взяли и ушли, — жители Пятилетки, вспоминая такое отношение, возмущаются и сейчас.
TUT.BY обратился в Национальный аэропорт «Минск» с просьбой рассказать о результатах замеров уровня звука от самолётов в Пятилетке.
— Для города, для страны этот транспортный узел очень важен — мы это понимаем, аэропорту надо развиваться, — подытоживает Тамара Дидуэль.
— Но что же делать нам? Мы хотим жить в безопасности — но что наша деревенька для республики? — добавляет Зинаида Шабловская.