"Били в каждом дворе, визг два дня несся". Что происходило в деревне, где пришлось вырезать всех свиней
Информация о том, что в Мстиславском районе от инфекции погиб поросенок, появилась 9 октября. Сельчане в тревоге, ведь после этого всю деревню заставили избавиться от поголовья свиней. Местные власти ведут себя странно: сначала говорят, что был единичный случай АЧС, но распространение инфекции удалось быстро предотвратить. Потом все отрицают. Минсельхозпрод комментариев не дает. Мы съездили в деревню Милейково, чтобы попытаться разобраться в ситуации.
Деревня Милейково вечером 10 октября встречает скудно освещенными улицами и лаем собак. А буквально две недели назад, говорят жители Милейково, по деревне несся визг — тут били свиней. Под нож пошло все поголовье.
— Два дня бить свиней помогал — никто ж не умеет толком. Рука нужна твердая. Потом день лежал, — рассказывает пенсионер с улицы Солнечной.
Поросенок погиб у мужчины с этой же улицы. Поговорить с ним не удалось — на стук никто не вышел. Позже он ответил по домашнему номеру.
— Ничога не была, никто вам ничего не скажет.
И бросил трубку.
Его соседка дверь открыла, но с журналистами говорить не захотела.
— Потому что это именно она про падеж поросенка всем рассказала, и в ветстанцию тоже, — говорит жительница этой же улицы. — Если бы не она, никто бы и не знал, что у нас был АЧС. Никому бы не пришлось бить свиней… А так приходили в четверг, 20 сентября, две женщины. Одна была из нашей ветлаборатории, вторая — из Могилева, кажется. Спросили, есть ли у нас свиньи. Мы сказали, что нет, и женщины пошли по дворам. Сказали всем, кто держит свиней, чтобы ко вторнику всех свиней забили. Пригрозили, что через 5 дней приедут проверять, и, если кто-то ослушается, свинье сделают укол и сожгут. Теперь свиней нет ни у кого в деревне. Да, все холодильники забиты мясом, но что теперь с бураками делать, с гарбузами, которые для свиней растили? — сокрушается пенсионерка. — В колхоз их не сдашь, а свиней нам нельзя заводить до весны. А тому мужику, говорят, вообще только через 2 года поросят покупать можно.
Супруг пенсионерки прикидывает, что поголовье в деревне было около 100−150 свиней и поросят. Рассказывает, что только в соседних четырех домах их было 10 штук.
Продавцы в местном магазине подтвердили TUT.BY: по домам ходили представители сельисполкома и ветеринар. Некоторые из сельчан подписывали бумагу о том, что обязуются убить свиней:
— Пришли и в приказном порядке сказали: у нас африканская чума, нужно убить всех свиней. Это в обязательном порядке. Иначе будут большие штрафы. И вся деревня убила.
В магазине местные возмущены: им никто ничего не объяснил, а просто поставили перед фактом. Здесь считают, что местные чиновники должны были собрать всех и подробно объяснить, в чем дело и что делать.
— Вы поймите, это ж люди, это ж деревня, — говорит TUT.BY одна из продавцов. — Одни говорят, что сын [местного жителя, у которого погиб поросенок] отвез поросенка на анализ и там подтвердили чуму. Другие говорят, что чумы нет. Кто-то должен прийти и рассказать людям, подсказать, как дальше выживать. Мы на грани смерти, поймите. Для людей в деревне, для пенсионеров свинья — это все. Как теперь жить?
Продавцы говорят, что люди будут пытаться добиться правды от сельсовета. И заводить свиней снова тоже будут.
Исполняющий обязанности начальника Мстиславской районной ветеринарной станции Михаил Костенков вчера, 10 октября, вначале отказал TUT.BY в комментарии. Но через 2,5 часа после публикации материала на портале он перезвонил сам (запись разговора есть в редакции). Сказал, что журналисту horki.info (информация о факте АЧС была опубликована на ресурсе 9 октября. — Прим. TUT.BY) он «никакого комментария не давал»:
— Если ж берете информацию, надо брать из первых уст, я думаю.
— Вы отказались говорить [с TUT.BY 10 октября]. Правильно?
— Я отказался. Я не мог говорить, потому что был занят с проверяющим. И никакой африканской чумы у нас нет, нету никакого карантина.
— Мы можем поговорить сейчас. Какая ситуация в деревне?
— Ситуация в деревне стабильная, никакой африканской чумы нету, карантин не наложен.
О случае падежа поросенка у одного из жителей деревни и проверке его в областной лаборатории Михаил Костенков говорит так:
— Может, и был падеж. Такое случается у каждого, кто держит свиней. Это же не значит, что это африканская чума. Я не знаю, ездил ли он куда-то, но направления на это ветстанция или лично я не давали. Случая АЧС у нас не зафиксировано.
Что касается обхода домов в деревне Милейково, то Михаил Леонидович полагает, что это «сельсовет мог делать перепись». Говорит, что обход деревни он не делал, об АЧС с людьми не говорил, рекомендаций забить свиней для профилактики не давал.
Какое поголовье свиней сейчас в Милейково, и. о. начальника Мстиславской райветстанции не знает.
— Люди держат свиней. А если панику кто пустил, то, может, кто сдавал коммерсантам. Запрета официального нет.
Но. В распоряжении TUT.BY есть аудиозапись разговора Костенкова с журналистом horki.info (она сделана парой дней ранее, до обращения корреспондента TUT.BY за комментарием относительно случая с падежом поросенка от АЧС), и там Михаил Леонидович ясно говорит: случай АЧС был, мясо возили в лабораторию, где это и установили.
Дать оперативную информацию по ситуации с АЧС на территории Беларуси — и в частности, в Милейково — в Минсельхозпроде отказались.
В последний раз генетический материал АЧС нашел в белорусских колбасе и сосисках Россельхознадзор — в апреле 2018 года. Из-за этого поставки были ограничены. На Гомельском мясокомбинате тогда рассказали, что им «ничего официально не предъявили». А массовый забой свиней в совхозе-комбинате «Сож» двумя месяцами ранее объяснили модернизацией предприятия. Какова ситуация с АЧС в странах Европы осенью нынешнего года, можно посмотреть здесь.