Путевые заметки. Как мы проехали 2200 километров по Швеции
Знакомая по ламповым советским фильмам и мультикам Швеция уже не та. В провинции Сконе домовые не превращают непослушных мальчиков в лилипутов, умные, красивые в меру упитанные мужчины в полном расцвете сил покинули крыши Стокгольма, а по улицам Висбю не бегают девочки с длинными чулками. Нафталиновые шведские символы из нашего общего детства переселились на покрытые пылью антресоли коллективного бессознательного, уступив место новым мифам и легендам о современной Швеции. Ее называют социалистическим раем, страной гуманных тюрем, гендернонейтрального воспитания, бесплатного образования, равноправия и мультикультурализма. В сентябре мы исколесили ее с юга на север, чтобы проверить, так ли это.
Журналисты TUT.BY проехали всю Швецию, чтобы изучить страну и сделать серию репортажей о ней. Вместе с официальным сайтом Швеции на русском языке представляем наш путеводитель по стране викингов, победившего социализма, хоккея и IKEA.
Швеция неоднородная. На юге она по-белорусски ровная, по центру озерная, а к северу дороги и тропы становятся все круче, забираются на холмы, огибают горы. Даже осень здесь разная. В Мальмё и Стокгольме она золотисто-желтая. В Кируне, где добывают железную руду, она пасмурная, ржаво-красная.
С высоты птичьего полета Швеция кажется лоскутным покрывалом, на котором светло-коричневые квадраты убранных полей перемешиваются с зелеными клетками лугов. То тут, то там серыми, рваными пятнами на нем проступают города. Они окутывают Швецию, как новогодняя гирлянда, свисают с севера на юг, связанные асфальтовыми нитями, железнодорожными проводами. Они липнут к холмам Вестерботтена, цепляются за клочки суши озерной Даларны, тонут в снегах Норрботтена.
Из окна автомобиля все эти фрагменты двухмерного пазла получают объем. Зеленые квадраты вырастают в сосновые леса и березовые рощи, голубые пятна становятся бескрайними озерами, а бледно-красные черепичные прямоугольники материализуются в бордовые шведские домики с белыми оконными проемами.
192 евро за 1 км/ч превышения
Маршрут 18-дневного путешествия по Швеции нам подсказала детская книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции». Ее написала в начале XX века шведская писательница Сельма Лагерлёф, как пособие по географии родной страны для первоклашек. На постсоветских просторах герой детского романа известен по мультику «Заколдованный мальчик», который вышел в 1955 году и книге-адаптации «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». По сюжету домовой превратил хулигана Нильса в лилипута. Мальчик ухватился за шею домашнего гуся и улетел со стаей на север, в Лапландию. За время своего приключения сказочный герой посетил каждый из 21-го лена Швеции. Мы путешествовали не на диких гусях, а на арендованном авто, да и времени у нас было меньше, поэтому заехали лишь в 11.
Стартовали из Мальмё и двигались по карте вверх. Конечной точкой нашего маршрута стал самый северный город страны Кируна.
Дороги в Швеции хорошие, без тошнотов, спешунов, шашечников и учителей. Здесь вам не будут бить дальним светом, сигналить или подрезать. Шведы — терпеливые водители. И неторопливые. По городу ограничение скорости составляет 50−70 км/ч, возле школ и больниц верхняя планка падает до 30-ти. За городом можно разогнаться до 70−100 км/ч, на автомагистралях 110−120.
Главное для белоруса в Швеции — это быстро отучиться ездить на 9 км/ч быстрее установленного скоростного лимита. Здесь наказываются превышения даже на 1 км/ч. Штрафы немаленькие. В зоне действия знака «50» превышение от 1 до 10 км обойдется в 2000 крон (около 192 евро). При этом полицейских на дорогах мало. За 2200 километров пути мы встретили пять экипажей. Зато камер контроля скорости в избытке. Их можно встретить даже на захолустных проселочных дорогах.
На шведских дорогах не расслабишься. Помимо скоростных ограничений, которые часто меняются, на многих участках установлены знаки, предупреждающие о том, что на трассу может выбежать лось. По словам местных, на севере под колеса лезут еще и барсуки. Лес от трассы обычно отделен сетчатым забором, но для целеустремленного лося это не препятствие.
Заправки без кассира и Volvo S90 вместо Honda
С арендой автомобиля в Швеции проблем нет от слова вообще. Фирму по прокату можно найти в любом крупном городе. Стоимость на сутки зависит от класса авто. Из Мальмё до Стокгольма мы должны были ехать на Honda Accord Tourer. К счастью, когда мы пришли забирать машину, Honda в наличии не было. Поэтому взамен нам предоставили Volvo S90 2018 года выпуска с коробкой автомат. Из Стокгольма до Кируны мы ехали уже на скромном и ручном Kia Ceed. Хотя класс автомобиля нас интересовал мало. Больше волновал расход топлива. В этом плане и Kia, и Volvo не разочаровали. Приборная панель показывала средний расход на уровне 5,5 литров на 100 км. На 2200 километров по трассам и около 100 по городам мы за топливо отдали примерно 200 евро. При цене 1,5 евро за литр дизеля.
Еще одна диковинка для белоруса в Швеции — это наличие полностью автоматических заправок. На таких АЗС нет оператора. Есть только терминал для карточки и колонка. Приехал, оплатил по карточке, заправился и уехал. Наличными, естественно, на них не рассчитаешься. На других АЗС, как правило, есть две опции: оплатить топливо на месте по карточке или через оператора.
С наличкой в Швеции вообще сложно. В музее фотографии Стокгольма за кэш билет вам не продадут. Расчет только по карте. Как нам пояснили сотрудницы, делается это в целях безопасности, чтобы у преступников не было соблазна их ограбить: нет налички — нет проблем. Во многих магазинах есть кассы самообслуживания, где покупатель сам проводит товары и рассчитывается пластиковой карточкой через терминал. При этом над душой не стоят охранники — все на взаимном доверии, но под наблюдением камер.
Паркинг: 45 евро в сутки
Бич Швеции — это парковки. В городах мест для бесплатной стоянки мало. Все они обозначаются соответствующими дорожными знаками с информационными табличками на шведском языке. Одни разрешают парковку днем по будням, другие — только ночью. Третьи сообщают по-шведски, что бесплатно можно оставить авто только на несколько часов. Кинуть машину на аварийке на пару минут не прокатит. Не успеешь моргнуть, как под дворником материализуется штрафная квитанция. За нарушение правил стоянки наказывают так же сурово, как и за превышение скорости. В Стокгольме можно «влететь» на 115 евро. Поэтому проще всего оставлять машину на бесплатной стоянке гостиницы и передвигаться на общественном транспорте. В Стокгольме так подавно. В историческом центре столицы не найти свободного места даже на платной стоянке. А стоит оно немало. Например, сутки на закрытом паркинге нам обошлись в 45 евро.
Лучший городской транспорт для Швеции — это велосипед. Города окутаны системой велодорожек с выделенными полосами, отдельными светофорами. Особенно популярен двухколесный транспорт в Стокгольме. После 17.00 велосипедные колонны проносятся из центра города домой, на окраину, раздражая водителей, которые не могут повернуть на зеленый из-за нескончаемого велопотока.
Парковочные знаки, пожалуй, единственная мотивация для приезжего выучить шведский. В остальном везде спасает английский. В Швеции он входит в перечень обязательных для изучения предметов в школах. Здесь на беглом инглише говорят все: от банковского клерка до уборщика на придорожной заправке. Если встретите шведа, который не спикает, можете смело с ним фотографироваться. Он — редкость.
Еда и напитки
Для белорусского кармана Швеция дорогая. Ужин в ресторане здесь обойдется от 15 до 20 евро без первого и компота. Шаурма из уличной лавки стоит в пределах 7−10 евро. За чашечку американо в обычных кофейнях просят от 2,5 евро.
Зато вполне можно прожить на магазинной еде. В супермаркетах и маленьких торговых точках шаговой доступности всегда можно найти приготовленные и упакованные в пластик салаты, суши и обеды. Стейк из лосося с отварным картофелем на 450 рамм стоит 8 евро, 300-граммовый салат Цезарь — около 6.
Пить в Швеции еще дороже, чем есть. В ресторанах редко где найдешь бокал пенного дешевле, чем за 7 евро. В стране действует государственная монополия на реализацию алкоголя. В розничной торговле разрешено продавать спиртное крепостью до 3,5%. За всем, что градусом повыше, пожалуйте в ресторан или государственный алкогольный магазин, который работает в будние, как правило, с 10.00 до 19.00, в субботу — до 15.00. По воскресеньям закрыт.
Жесткие правила торговли объясняются заботой о здоровье граждан. В 2017 году группа иностранных исследователей предоставила отчет, из которого следует, что если бы в Швеции убрали госмонополию на продажу спиртного, количество смертей, связанных с употреблением алкоголя, выросло бы на 800 — 1400 в год. Кроме того, уровень насилия поднялся бы на 29 тысяч случаев в год, регистрировалось бы на 8 тысяч больше фактов нетрезвого вождения и происходило бы на 42% больше самоубийств, связанных с употреблением алкоголя, сообщается на сайте госмонополиста.
Уездные города-призраки
Маленькие города в Швеции — это отдельный мир. В отличие от суетливых Мальмё и Стокгольма, жизнь здесь размеренная, неспешная, но такая же комфортная. В столицах муниципалитетов, которые по количеству жителей сравнимы с нашими райцентрами, обязательно будет гостиница, за которую не стыдно, несколько ресторанов с ценником не сильно отличающимся от стокгольмского, кофеен, кондитерских и супермаркетов. В населенных пунктах покрупнее еще и торговые центры с бутиками и бессменным H&M.
Днем шведская глубинка источает гигаджоули энергии, но стоит часовой стрелке перемахнуть за 18.00 и уездные города «Н» превращаются в призраков. Торговые улицы, которые полчаса назад гудели сотнями голосов, пахли хот-догами и митбольными сэндвичами, пустеют. Магазины закрываются и буравят одиноких прохожих пустыми глазницами погасших витрин. Вечером маленькие шведские урбаны засыпают, чтобы утром загудеть с новой силой.
Приехали, увидели и уехали
Это лишь часть наших наблюдений за две с половиной недели путешествия по Швеции. За время нашего визита мы также узнали, почему в их школах не собирают деньги на ремонт классов, как воспитывают подрастающее поколение в толерантных детских садах и готовят будущих хоккейных чемпионов. Мы гуляли по самому опасному району страны, строгали деревянных лошадок и видели северное сияние. Об этом и расскажем. Так что оставайтесь на линии, самое интересное впереди.
P. S.: Спокойно. Про IKEA тоже будет.