"До "Вежливого" далеко, но надо стараться". Как живет пляж, свободный от мата, табака и алкоголя
В Гомеле один из пляжей — Любенский — сделали свободным от алкоголя, курения и сквернословия. Инициатива принадлежит обычному горожанин Виктору Железовскому. Вообще-то, за все перечисленное в Административном кодексе и так предусмотрено наказание, но у инициатора «Вежливого пляжа» другие цели — не карать, а перевоспитать отдыхающих путем убеждения. TUT.BY посмотрел, получается ли.
«Запреты ничего не решают»
Пять вечера буднего дня. Разомлевшие на солнце тела, словно хамелеоны, слились с песчаным берегом. Человек в шляпе снимает сандалии и направляется в сторону отдыхающих. Неожиданно останавливается возле блондинки средних лет.
— Добрый день, — приветливо улыбается человек в шляпе.
— Добрый, — затягивается сигаретой и улыбается в ответ блондинка.
— А вам что-нибудь известно о правилах поведения в общественных местах, и, в частности, на этом пляже?
— А что случилось?
— Вообще-то вы курите.
— Так я же отошла подальше от детей. Но да, согласна с вами — не права, исправляюсь, — и женщина с уже истлевшим до фильтра окурком бежит к урне.
— Если захотите покурить, видите — там скамейки и надпись «Место для курения»? — советует блондинке мужчина в шляпе. Та в ответ благодарит и обещает, что впредь только так и будет поступать.
— Вообще-то я сам удивлен, — перехватывает наш изумленный взгляд Виктор Железовский — и обещает: — Но таких людей — нормально реагирующих на критику, — скоро будет становиться все больше
Вот уже два месяца подряд Виктор несколько раз в день обходит дозором Любенский пляж, который он весной предложил местным властям сделать «Вежливым». Сам предложил, сам теперь и делает.
Все началось в мае — с небольшого инцидента. Виктор прогуливался по берегу Любенского озера и заметил у воды ребенка.
— Стал искать его родителей. Где-то в кустах обнаружил компанию. Подхожу: «Чей ребенок у воды?» Они растолкали спавшую очевидно нетрезвую женщину, и она мне в ответ: «А тебе вообще какое дело? Иди, куда шел». Я обратился за помощью к работникам ОСВОДа, компания ушла. Но где гарантия, что не на другой пляж? Что ребенок снова не в опасности? Тогда я понял, что запреты ничего не решают.
Виктор уверен: нужно действовать иначе.
— Вот все мы хотим, чтобы вокруг было меньше грязи, меньше мата, меньше хамства. Но на сегодняшний день никто — ни одна организация или ведомство — не готовы этому противостоять, тратить силы и время. Поэтому и возникла идея всех заинтересованных объединить и хотя бы на отдельно взятом примере постараться решить эту проблему. Но пока не все верят в успех, — улыбается Железовский.
Нет, местные власти, конечно, инициативу поддержали — даже помогают, чем могут. Вот недавно соорудили на пляже место для курения со скамейками, расставили по периметру добротные информационно-предупредительные таблички. Это хорошо, говорит автор проекта, но — мало.
«Не нравится дышать — отойди в другое место!»
— …Мужчина, ну вы странный какой-то!
— А что тут странного? Вы в общественном месте распиваете спиртные напитки.
— Все! До свидания! — повышают голос женщины. — Вон там подростки в воде ругаются матом, идите их повоспитывайте.
— А как вы думаете, кто показывает им пример? — невозмутим Виктор. — Я сам курю и пиво иногда могу выпить, и если камень на ногу неожиданно упадет, то не сдержусь и выругаюсь. Но я за то, чтобы не ущемлялись при этом права тех, кто выбрал здоровый образ жизни.
— Слушайте, до свидания! — уже кричат те. — Уходите! Все, я снимаю купальник, если вы не уйдете. Господи, какие идиоты!..
Виктор не обижается:
— Просто к ним никто ни разу не подходил, не объяснял. Но если завтра, к примеру, кто-то снова им сделает замечание, а послезавтра еще кто-нибудь — они задумаются. И чем больше людей будет проявлять в этом плане активность, тем неуютнее будет нарушителям. И вот когда они увидят, что большинство людей не на их стороне, многим из них станет стыдно и в следующий раз они уже подумают: а надо ли пить и материться?
— Вы знакомы с правилами посещения пляжа и вообще общественных мест? — направляется к еще одной паре, распивающей на песочке пиво, активист Железовский.
— Мы первый раз здесь вообще. Мы из России.
— Ну есть же правила, и в России, я слышал, тоже…
— То есть вы намекаете, что нам нельзя здесь пить пиво?
— Этот пляж объявлен территорией свободной от алкоголя, табака и нецензурной речи.
— Так, а мы и не выражаемся.
— Да, но… — косится на бутылки Виктор.
— Ну все, мы сейчас допьем и больше не будем.
— Если тут наряд будет проходить, вам выпишут штраф. У вас ведь в России тоже так.
— Россия — свободная страна.
— А в чем это проявляется?
— В свободе действий и желаний. Там бы к нам не подошли вот так и не делали бы нам замечаний. А уж тем более, как вы говорите, милиция. У нас вообще милиция по пляжам не ходит и не штрафует за пиво и сигареты.
— Но вам же не хочется, чтобы, скажем, на ваших детей дымили.
— Ну мне кажется, что из этого проблему делать не стоит. Не нравится тебе дышать — отойди в другое место.
— То есть вы думаете, должен некурящий человек отходить?
— Послушайте, вы закрываете мне солнце, — в продолжении беседы пара явно больше не заинтересована.
До вежливого далеко, но надо стараться
— Этот пляж — наша страна в миниатюре. До вежливого ему далеко, но надо стараться. И на его примере очень легко посмотреть, что мы все вместе упускаем, — уже нам объясняет Виктор. — Смотрите, отчеты пишутся: провели столько-то таких мероприятий, задержано столько-то, наказано столько-то, а КПД от этого какой? Человеку-то важно узнать, не сколько сделано, а что для него в жизни поменялось.
Поэтому Виктор снова и снова записывается на приемы к чиновникам, в УВД и ОСВОД. К примеру, в данный момент добивается, что бы власти как-то определили его юридический статус — возможно, сделали официальным координатором проекта. Это, по словам активиста, даст возможность представлять «Вежливый пляж» на более высоком уровне, вести диалог с заинтересованными ведомствами и продвигать проект дальше. Что из этого получится — покажет время.