"Абитуриенты стали умнее". Школьный двоечник в универе стал отличником и снова проверил себя на ЦТ
Рома Руляк закончил школу в 2013 году. Учился слабо, ЦТ сдал средне: русский язык — 50 баллов, математика — 48. В университете жизненные установки молодого человека поменялись. Диплом он защитил на «десятку» и, спустя пять лет, решил снова сходить на тестирование — проверить многое ли забыл и посмотреть, как изменились тесты.
Есть у Роминого похода на ЦТ и другая причина. Окончив геофак БГУ, молодой специалист захотел поменять профессию и поступить на журфак.
— До 11 класса я был эталонным двоечником. Не знал правил, не мог решать задачи. Средний балл по предметам был около пяти. Сценария на будущее у меня не было. После 10-го класса родители сказали: пора решать, что делать дальше. Они не давили, просто предложили подумать. Я нашел справочник абитуриента, стал листать, смотреть, какие в этом мире есть профессии. Я люблю путешествовать, поэтому выбрал геофак.
Сдавать нужно было ЦТ по математике, русскому и географии. Роман записался к репетиторам, но не особо старался. Был уверен: свои 40−50 баллов наберет без особой подготовки. Но репетиционное тестирование все расставило по местам. Результат РТ был балов 10−20.
— И тут я понял: беда.
«Если ученик нулевой, даже хороший педагог не вытянет его на 70−80 баллов»
Русским и географий Рома занимался раз в неделю, математикой два раза в неделю. Репетиторы сразу предупредили: в знаниях серьезные пробелы. Высоких результатов никто не обещал.
— Если ученик нулевой, даже хороший педагог не вытянет его на 70−80 баллов, — делится мнением Рома. — Не исключаю, что такое возможно, но это очень тяжело. Максимум, на который мне сказали рассчитывать, баллов 50−60.
Чтобы наверстать упущенные за 10 лет знания, ученик и педагоги разработали свою стратегию, Рома учил не все. В русском языке, например, он брал лишь орфографию и пунктуацию. Остальное, допустим, речевые нормы, пролистывал.
— Я знал, вряд ли смогу уложить в голову столько информации. А значит, это пошло бы во вред. Поэтому сконцентрировался на том, что принесет нужное количество баллов.
В итоге Рома набрал 235 баллов и поступил на бюджет. В университете его отношение к учебе изменилось. Средний балл вырос до восьми. Диплом он защитил на отлично. Старательному студенту даже предлагали поступать в магистратуру, но он отказался. Сейчас молодой человек работает специалистом по рекламе в издательском доме и планирует получать еще одну «вышку». А для этого ему нужно было снова сдать ЦТ.
В 2018-м абитуриент к ЦТ не готовился — «не было возможности и энтузиазма». Скажем только, что на первом курсе по высшей математике он получил «восемь» автоматом. Русского языка в расписании совсем не было, только белорусский.
В этот раз Ромины результаты такие: русский язык — 48 баллов, математика — 36.
«В прошлый раз по русскому языку я правильно сделал 18 заданий, в этот раз — 23, а балл меньше»
— Результат ухудшился.
— Или абитуриенты стали умнее, — делится рассуждениями Рома. — В прошлый раз по русскому языку я правильно сделал 18 заданий, в этот раз — 23, а балл меньше. Это значит, ответы на эти вопросы знало больше людей, в итоге оценивались они ниже.
По словам Ромы, в языке задания по сложности не изменились. Новые темы, говорит, добавили, но структура теста в основном осталась прежней.
— За пять лет мои знания систематизировались, — рассказывает Рома. — Раньше, когда в задании требовали поставить запятую, я вспоминал правило. Теперь делаю это на автомате. Но это не значит, что сдать тест на высокую оценку можно только на внутренней интуиции. Например, моя мама очень начитанный человек. Она тоже была уверена, что ЦТ — это легко, но когда я попросил ее сделать тест по русскому, результат оказался баллов 30. Тесты — это не только повседневная грамотность, но и правила.
Тестирование по математике, по мнению абитуриента, в этот раз оказалось проще. Если раньше, говорит, уже на 3−4 задании нужно было знать формулы, то сейчас он «на логике» добрался до седьмого вопроса. Не скрывает, за пять лет почти все формулы забыл. Несмотря на это, уверен, набрать «порог» по математике, не сложно. А вот считать на ходу спустя пять лет после школы проблема. Даже таблица умножение не сразу вспоминается.
— Заметил, что теперь абитуриенты на ЦТ стали спокойнее, — делится наблюдениями Рома. — Когда в 2013-м сдавал тесты, мы так переживали, что некоторые с 9 утра сидели под университетом и повторяли. Брали с собой по пять ручек, лишь бы чернила случайно не закончились. Сейчас атмосфера другая. Возможно, люди привыкли к тестам, или воспринимают это не так серьезно.
Для примера он снова возвращается к тесту по математике. В одной аудитории ЦТ с ним, говорит, задания решало человек 50. Спустя полчаса половина разошлась. Через два часа там осталось только два человека. В 2013-м, вспоминает, он сидел все отведенное на тест время. А это три часа, вместе с ним оставалось еще человек 15.
— Какие выводы сделали для себя после того, как второй раз сходили на ЦТ?
— Что тест рассчитан на подготовленного человека, — отвечает Рома. — Сейчас читаю комментарии к заметкам про средние баллы на ЦТ. О русском, например, пишут: «Как это, человек 17 лет говорит на этом языке и не может его нормально сдать?». А я скажу как. Для тестов нужна не только общая эрудиции, но и правила из учебника. Учить их, кстати, не лишнее. После тогдашней зубрешки в моей голове что-то да осталось.