Приложить усилия и выйти из СОП
Если семья обретает статус – социально-опасное положение – это наказание или желание помочь? Клеймо или стимул исправиться?
С этими вопросами давайте разбираться с сотрудниками соцпедцентра. Социальный педагог Елена Кузьменко вначале перечисляет причины, по которым та или иная ячейка общества попадает в их поле зрения. Представьте семью, где у детей нет необходимой одежды, регулярного питания, где в доме или квартире поселилась антисанитария, происходит попустительство вредным привычкам ребенка или несовершеннолетний втягивается в противоправную деятельность, с ним жестоко обращаются, родители беспробудно пьют… Как тут не бить тревогу?
Но СОП – это не просто статус, это кропотливая и целенаправленная работа с семьей, что является существенной помощью и дает реальный ощутимый результат.
– Если посмотреть на то, как с начала года меняется ситуация, то у нас прослеживается динамика улучшения, – говорит Елена Викторовна. – На 1 января в социально-опасном положении находились 111 детей из 49 семей, на 1 апреля цифры уменьшились – 94 и 42 соответственно. На 1 июля итог таков: 76 ребят из 34 семей. Процент вывода из СОП довольно высок – 85,7. И за этими цифрами ребятишки, обстановка в домах которых стала более здоровой: родители прошли курс лечения от алкоголизма, трудоустроились, обеспечили сыновей и дочерей всем необходимым.
Елена Кузьменко приводит конкретные примеры. В одной из семей отец и мать запили, не вышли на работу. На ситуацию мгновенно отреагировал руководитель предприятия. Ячейку общества поставили на учет, взяли на строгий контроль. В итоге ситуация выровнялась, родители работают и не позволяют себе подобных проступков.
Более трех лет в статусе СОП находилась многодетная семья, которая обитала в съемном жилье. Условия проживания были ужасными. Здесь также в улучшение обстановки оперативно вмешались специалисты заинтересованных служб и большую поддержку проявил все тот же руководитель. Как видим, работа сообща дает свои результаты. И Елена Викторовна подчеркивает, как важно и то, когда в коллективе нет равнодушия. Внешне в семье может быть все вполне благополучно. А не вышел родитель на работу без причины – вот вам и негативный звоночек, пора бить тревогу и руководителю, и идеологу, и профкому. Если взять все под контроль вовремя, более серьезных последствий можно избежать. Это очевидно из вышеуказанных примеров.
Но не всегда можно на самой начальной стадии сделать из проблемной семьи благополучную. Желание горе-родителей жить безответственно – это как хроническая болезнь со всеми ее обострениями и воспалениями. Для некоторых граждан вести разгульное существование гораздо привлекательнее, чем старательно трудиться, убираться в доме, да готовить детям вкусные ужины по вечерам, не говоря уже о том, что у детворы и уроки нужно проверить, и досуг контролировать, и вместе интересные и полезные мероприятия посещать. Иногда почву из-под ног выбивает горе…
И тогда в случаях, когда пребывание детей в семье угрожает их жизни, здоровью, а также психо-физическому развитию несчастные ребятишки решением комиссии по делам несовершеннолетних признаются нуждающимися в государственной защите и изымаются из семьи сроком не более чем на полгода. Воссоединиться с папой и мамой можно и раньше, если взрослые для этого очень постараются и отпадут причины, повлекшие отобрание.
– Всего с начала действия Декрета №18 в нашем районе были признаны нуждающимися в государственной защите 206 детей из 104 семей. Это осуществляется коллегиально на заседании КДН путем открытого голосования, – поясняет заместитель председателя комиссии Александр Свежинцев. – Для рассмотрения данного вопроса к нам должно поступить ходатайство из учреждения образования или других заинтересованных органов. В случае его удовлетворения ребенок признается нуждающимся в госзащите и поступает на государственное обеспечение. В отношении его составляется план защиты прав и законных интересов, где всем заинтересованным службам и самим родителям четко приписываются мероприятия необходимые к исполнению. К слову, их реализация строго отслеживается. По истечению сроков нахождения ребенка на гособеспечении комиссией запрашивается заключение у всех служб о целесообразности возврата родителям. В случае выполнения всех требований вопрос решается положительно. С 2006 года, с начала действия декрета №18 в районе возвращено 129 детей в 62 семьи, ранее признанные нуждающимися в государственной защите. Александр Свежинцев также делится положительным примером. У одного из жителей района умерла жена, на руках осталась трехлетняя дочурка, а в душе – беспросветное горе, которое овдовевший глава семейства топил в спиртном. Вышел мужчина из запоя только тогда, когда забрали ребенка. В этот момент пришло понимание: не завяжет – своими руками в семье горе удвоит, предаст маленького, ни в чем не виноватого человечка. Прошел лечение от алкоголизма, устроился на работу, сделал ремонт в квартире и теперь у них все хорошо.
Но если за полгода родители не изменили своего поведения и стиля жизни, комиссия принимает решение обратиться с исковым заявлением в суд о лишении родительских прав. Кстати, до рассмотрения искового заявления на суде у пап и мам еще есть время все исправить и доказать свою состоятельность. И даже после лишения родительских прав закон допускает возможность их восстановления.
Так что очевидно: Декрет №18 предусматривает прежде всего максимальную защиту интересов ребенка и направлен на сохранение родительско-семейных отношений. Дает возможность родителям вернуться к нормальному образу жизни, действует на упреждение семейных трагедий, является спасательным кругом для отдельных граждан, потерявших жизненные и человеческие ориентиры.
Подготовила
Ирина ЧУЕНКОВА.
Обсуждение проблемы семейного неблагополучия продолжится на страницах ближайшего номера районной газеты. Мы познакомим читателей с мнениями участников заседания за круглым столом по теме работы с лицами, обязанными возмещать расходы на госсодержание их детей.