Режиссер, художник, политик и рыцарь: не стало Станислава Говорухина
В Москве на 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин. Народный артист России, депутат, общественный деятель, выдающийся режиссер — он всю жизнь занимался любимым делом. Над своим последним фильмом Говорухин работал уже в преклонном возрасте.
«Конец прекрасной эпохи» — так назвал свой последний фильм Станислав Говорухин. Драму по Довлатову режиссер снимал в 80 лет. Уже в таком возрасте мастер создал картину полную молодой творческой энергии. И получил за этот фильм свою последнюю награду – «Золотого орла».
«Место встречи изменить нельзя» — лента, которая принесла Станиславу Сергеевичу ошеломительный успех. Когда фильм показывали по телевизору, пустели улицы, зрители замирали у телеэкранов. Но сам режиссер свой самый популярный фильм не пересматривал. Хорошо помнил послевоенный быт и не мог простить себе огрехи в кадре.
«Мои зрители знают наизусть, а я не помню ни одной реплики», — говорил Станислав Говорухин, народный артист России, депутат Госдумы РФ.
Профессионал, художник, юморист и даже рыцарь — так коллеги называли Станислава Говорухина. Уже с первой картины стало ясно, больше всего в кино он ценит правду. «Одесская киностудия» предложила выпускникам ВГИКа экранизировать сюжет о восхождении альпинистов в горы. Слабый сценарий молодые режиссер Говорухин и Дуров решили спасти песнями. Пригласили Высоцкого и не прогадали. Сегодня этот мотив знает каждый россиянин.
«Ему худсовет «Одесской киностудии» сказал: никакого Высоцкого, это головная боль. Его могли спокойно отстранить. Но он сумел настоять на своем, сказал, что без Высоцкого снимать картину не будет. Директор студии махнул рукой: пусть снимается, только чтоб песен не было», — вспоминает Лариса Лужина, народная артистка РСФСР.
Много лет он работал на «Одесской киностудии», отправлял зрителя в головокружительные путешествия с Робинзоном Крузо, предлагал невероятные приключения месте с Томом Сойером.
Добивался своего Говорухин даже в чужих картинах. Снимаясь в фильме Сергея Соловьева «Асса», он настаивал, чтобы Ялту запечатлели обязательно в снегу. Эта сцена и осталась в картине. А самого режиссера вся стана тогда стала узнавать в лицо. Говорили даже, что его герой Крымов очень похож на самого Станислава Сергеевича — волевой, сильный и при этом невероятно обаятельный.
В 90-х года его «Ворошиловский стрелок» прогремел так, что буквально потряс зрителей силой публицистики. На драму, происходившую в стране, Говорухин не мог смотреть спокойно. Поэтому и идет в политику, становится депутатом Государственной думы.
«Нельзя ограничиваться просто кино, это какой-то кусок нашей истории, это важнейшее пространство, энергетическое, смысловое вообще всей нашей жизни, жизни российской. Говорухин он ухитрялся заниматься проблемами культурными на государственном уровне и снимать кино. Такой невероятной энергии человек «, — говорит российский кинорежиссер Владимир Хотиненко.
Он знал наизусть Онегина, прекрасно писал картины и жил режиссурой. Прекрасная эпоха Станислава Говорухина завершилась.