"Может, как-то сам ударился". В суде по делу об избиении задержанных выступил экс-милиционер
10 мая в суде выступил бывший старший сержант милиции Олег Самарчук, который обвиняется в превышении власти и служебных полномочий. По версии следствия, обвиняемый «в группе с неустановленными лицами» избил двух жителей Бреста, которых доставили в опорный пункт милиции за нахождение в общественном месте в состоянии опьянения. Экс-милиционер с обвинением не согласен.
6 мая прошлого года обвиняемый вместе с военнослужащим «милицейского батальона» Ильей Снарским вышел по вызову в район брестского физкультурно-оздоровительного комплекса: в милицию поступил звонок с жалобой на молодую семью, которая распивала на лужайке спиртные напитки. Во время следования по маршруту милиционер обратил внимание на двух мужчин, которые сидели на лавочке возле кафе и ждали такси — потерпевших Александра Зехова и Сергея Коляду. Продавец кафе, напомним, ранее в суде поясняла, что хоть потерпевшие и были пьяными, но вели себя спокойно.
Обвиняемый решил к ним подойти. Причины стандартные: «находились в состоянии алкогольного опьянения, на местности не ориентировались, имели неопрятный внешний вид». Тем самым, по мнению Олега Самарчука, они нарушали общественный порядок.
— Вы прибыли к зданию ФОКа в связи с тем, что молодая семья распивала спиртные напитки? — уточнила гособвинитель.
— Да, — подтвердил бывший милиционер.
— А похожи потерпевшие на молодую семью?
— Нет. Я не успел дойти до указанных людей (молодой семьи — TUT.BY), так как заметил данных граждан, и люди обратили внимание на них. Там рядом возле лавочки располагается детская площадка и играли дети. И молодые мамы попросили, чтобы я принял меры, — объяснил обвиняемый.
В результате милиционеры задержали Александра Зехова и Сергея Коляду. Мужчин на патрульном автомобиле доставили в общественный пункт охраны правопорядка № 3. Там Олег Самарчук оставил их в комнате для задержанных под надзором Ильи Снарского и его сослуживцев из «милицейского батальона», а сам вышел в другую комнату. Через некоторое время он услышал звуки борьбы.
По словам обвиняемого, когда он забежал в комнату, то увидел, что в углу сидел Александр Зехов, а двое военнослужащих пытались заломить Сергею Коляде руки за спину. Как сообщалось ранее, Сергей Коляда взял газовый баллончик «Шок», который оставил на столе Илья Снарский, и распылил его в лицо своему товарищу Александру Зехову. В суде потерпевший пояснял, что сделал это по ошибке, перепутав газовый баллончик с дезодорантом.
— Я кричал громко, понятным языком, что он (Сергей Коляда — TUT.BY) нарушает общественный порядок и требовал прекратить противоправные действия. На что он ответил отказом и дальше пытался освободить свою руку (из захвата — TUT.BY). В свою очередь я достал спецсредство — палку резиновую — и нанес (Коляде — TUT.BY) около трех ударов в область мягких тканей выше колена правой ноги. Куда именно приходились удары, я не видел, так как пытался выполнить прием «загиб руки за спину», — рассказал Олег Самарчук и подчеркнул, что к Александру Зехову он силу не применял.
«Может быть, как-то ударился»
Военнослужащий Илья Снарский, который в тот момент находился в комнате для задержанных, ранее в суде описывал инцидент несколько иначе. Он пояснял, что после того, как Коляда распылил баллончик, Олег Самарчук вбежал в комнату, подошел к Александру Зехову и ударил его в глаз. Затем обвиняемый подошел со спины к Коляде, которого Снарский держал за руки, и дернул за ногу. Задержанный потерял равновесие и упал. По словам свидетеля, Самарчук нанес ему несколько ударов дубинкой и ногой. После этого Снарский вышел из помещения на улицу. Через несколько минут он вернулся и увидел, как Олег Самарчук вновь несколько раз ударил Коляду дубинкой.
Эти показания военнослужащего «милицейского батальона» обвиняемый назвал абсурдными.
— Он (Снарский — TUT.BY) специально наговаривает на меня. (…) Солдат скрыл тот момент, что у него забрали газовый баллончик. Он скрыл этот момент от меня и, как я понял позже, от всех остальных. Мое мнение такое, что он, скорее всего, просто пытался выгородить в этой ситуации себя.
По словам Снарского, в результате избиения у Александра Зехова на лице образовалась гематома и «затек» левый глаз. Он рассказал, что видел, как обвиняемый вывел потерпевшего из опорного пункта. Когда они вернулись, у Зехова на гематоме был надрез. Этот факт отражен и в обвинении. По версии следствия, на улице возле опорки Самарчук сделал ножом надрез гематомы на лице Зехова для того, чтобы скрыть факт нанесения травмы.
Обвиняемый и с этим не согласился.
— Я вам глаз не резал, — ответил Олег Самарчук на вопрос потерпевшего Зехова.
Как на лице задержанного появилась гематома, Олег Самарчук объяснить не смог.
— Я думал об этом, когда слушал свидетелей и вспоминал события. Как я думаю, когда он (Зехов — TUT.BY) вставал, подымался — после самого происшествия, когда Коляда применил баллончик — он махал головой, а рядом батарея есть, есть стулья со спинкой, есть подоконник. Может быть как-то ударился, — рассказал бывший милиционер.
— В вашем присутствии кто-то из сотрудников ему удары наносил? — уточнила защитница обвиняемого.
— В моем присутствии — нет.
Затем представитель потерпевшего Зехова задал уточняющий вопрос своему клиенту:
— Скажите, вы о какие-то предметы ударялись?
— Нет.(…) Я сидел на стуле спокойно, а потом, когда пришел в себя, оказался в наручниках в клетке, — ответил Зехов.
— Вы (…) говорили о том, что не видели, кто вам наносил удар и каким непосредственно образом этот удар вам был нанесен потому, что у вас лицо было залито баллоном, слезы из глаз, испытывали какие-то болевые ощущения… — уточнила защитница Олега Самарчука.
— Да, — подтвердил Зехов.
— А в связи с чем вы исключаете тогда тот момент, что вы могли получить эти телесные повреждения, в том числе, ударившись либо о батарею…
— Там нет батареи. Там стол, стулья и клетка, — заключил потерпевший.
Далее Зехов пояснил, что не ударялся лицом о предметы интерьера, но почувствовал, что ему ударили кулаком в глаз.
«Виноват Снарский»
В общей сложности по версии обвинения, Олег Самарчук в группе с неустановленными лицами, ногами, руками и дубинкой нанес не менее 30 ударов по различным частям тела Коляды и не менее 10 ударов — Зехову. Экс-милиционер с такой позицией не согласен. В суде он настаивал, что нанес лишь «около трех ударов по мягким тканям» Коляде, пытаясь прекратить его противоправное поведение.
— Считаю себя невиновным. Я вообще не понимаю… Для меня эта ситуация абсурдная, — поделился своим мнением Олег Самарчук.
На вопрос защиты о причинах возникновения к нему претензий со стороны потерпевших, Олег Самарчук ответил:
— На тот момент я думал, что это вина задержанных. Но на сегодняшний день, посмотрев видео в интернете, выслушав показания свидетелей, я конкретно считаю, что виноват в этом именно военнослужащий Снарский потому, что он допустил возможность — выставил баллончик на стол и задержанные у него потом этот баллончик забрали. Если бы этого не произошло, ситуации в целом бы не было. Данные граждане были бы оформлены и отпущены домой.
Рассмотрение уголовного дела продолжится в суде Московского района. Напомним, экс-сотрудник милиции обвиняется в превышении власти и служебных полномочий, сопряженное с насилием и применением спецсредств. Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок от трех до десяти лет. На первом заседании обвиняемый себя виновным не признал.