Выпускники СШ № 1: этот праздник будут отмечать и через много-много лет

Источник материала:  

Выпускники СШ № 1: этот праздник будут отмечать и через много-много лет

Бытует мнение, что современные школьники (так называемое поколение Z) очень мало знают о событиях Великой Отечественной войны. Ну а если что-то и знают, то только в рамках нескольких параграфов из школьного учебника истории, и держатся у них эти знания в голове ровно пару уроков. Действительно ли дела обстоят именно так? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я пообщалась с одиннадцатиклассниками из средней школы № 1 Глуска.

Эти ребята регулярно навещают ветерана Великой Отечественной войны Валентину Васильевну Зайцеву, которая им много рассказывала о своей фронтовой юности. Они ухаживают за захоронением расстрелянных в годы войны глусских подпольщиков Георгия Казака и Аркадия Ельницкого. Кроме того, в 10-м классе на уроках истории они изучали события Второй мировой войны. О событиях Великой Отечественной им рассказывают и на классных часах и других внеурочных мероприятиях.

Самые основные события и сражения войны школьники знают. Только призабыли фамилии полководцев и не смогли их узнать по фотографиям. А вот главнокомандующего советскими войсками Иосифа Сталина на фото узнали сразу. Охотно подростки обсудили со мной и проблемные вопросы, например, о том, мог ли Советский Союз в одиночку выстоять под напором врага в этой войне. Единогласно сказали, что не смог бы, приводили в доказательство исторические факты.

Когда я спросила, у кого из ребят прадедушка или прабабушка были на фронте или в партизанском отряде,только половина ребят из класса подняли руку, а остальные точно не знали судьбу своих предков. «Мой папа много знает и часто рассказывает о прадедушке, — сказала одна из девочек. — У нас дома есть его военные награды: ордена, медали. А еще на специальном сайте мы нашли о нем много информации».

Старшеклассники знают все памятники в Глуске, посвященные военным событиям, самые известные мемориальные комплексы в Беларуси и даже один в России. Ребята уверены, что эти напоминания о трагедии нужно сохранить для следующих поколений как предостережение от возможных исторических ошибок в будущем. Резко негативно относятся юные глусчане к вандалам, оскверняющим военные памятники.

Мой вопрос «Достаточно ли сейчас внимания уделяется изучению истории Великой Отечественной войны в школах, садиках?» внес небольшой раскол в ряды старшеклассников. Одни считают, что да, достаточно (и даже очень много) говорят о войне детям. Да и зачем больше, ведь о войне с Наполеоном, например, или о Первой мировой мы так часто и много не говорим. Другие ребята возразили: «Такого крупного военного конфликта человечество еще не знало, и свои жизни за победу, за свободу отдали многие белорусы, в том числе и наши родные. Знать и помнить должны все, чтобы не повторять исторические ошибки, чтобы знать цену жизни».

Ребята говорят, что когда они смотрят фильмы, слушают рассказы ветеранов, которые совсем юными шли на фронт, то пытаются представить себя на их месте, но не получается… В сознании теперешних подростков те страшные события и испытания просто не укладываются.

Интересно было узнать, какие книги о военных событиях читают одиннадцатиклассники, какие фильмы смотрят. Так сложилось, что современные подростки мало читают, и мои собеседники это подтвердили: они назвали только одно произведение о войне, которое им запомнилось больше всего —  «Сотников» Василя Быкова. Ну а фильмы, конечно же, смотрят. Причем как старые советские («А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики»), так и современные («В июне 41-го», «Брестская крепость», «Штрафбат» и другие). Но, признались ребята, старые фильмы им нравятся больше, потому что многие актеры, которые там снимались, прошли войну и знали о фронтовой жизни не понаслышке. Они смогли с помощью своих героев рассказать о военном времени максимально правдиво.

У современных школьников, кроме книг и кино, есть еще одно увлечение — компьютерные игры, связанные с военной тематикой (Call of Duty 2, Battlefield 1942, Medal Of Honor, Ил-2 Штурмовик и другие). В них играют, конечно же, в основном мальчишки. Они рассказали, что если во время игры их что-то заинтересовало, например, военная техника, какой-то исторический факт, то они обязательно ищут ответ на возникший вопрос в интернете.

Школьники уверены, что и через 30, и через 50 лет праздник День Победы останется, его будут отмечать. По словам ребят, единственное, чего не хватает сейчас на празднике, — атмосферы того времени, когда мир облетела весть о Победе. Хотелось бы, говорят подростки, чтобы этот день как-то по-особенному отличался от остальных праздников.

Отмечают День Победы и в семьях школьников. Даже сложились семейные традиции: в этот день ребята идут с родителями на кладбище и возлагают цветы на могилы прадедушек, дома вспоминают своих погибших, пропавших без вести родных, участвуют в акции «Беларусь помнит».

За то время, что мы разговаривали с одиннадцатиклассниками, я поняла: несмотря на то, что мои юные собеседники иногда путали фамилии маршалов и напрочь забыли все книги о войне, они знают, какой ценой досталась белорусам победа, четко понимают важность и значимость Дня Победы для каждого человека не только в нашей стране, но и в мире. А еще ребята уверенно сказали, что когда-нибудь своим детям они обязательно расскажут о подвигах их прадедов.

Ольга ЯНУШЕВСКАЯ

Фото автора

←Радость и слезы. Как в Витебске отпраздновали День Победы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика