Нам пишут… Сестричка, принеси воды!

Источник материала:  
В августе 1942 г. моя мама Валентина Александровна Кускова закончила Майкопскую фельдшерско-акушерскую школу (Республика Адыгея). Госпиталь №2343 Южного фронта, к которому был приписан выпускной курс школы, 3-8 августа 1942 г. покидал Майкоп. А уже 10 августа город был оккупирован немцами. Молодой фельдшер Валя Кускова эвакуировалась вместе с госпиталем в сторону Туапсе.
Нам пишут… Сестричка, принеси воды!

Кавказ, горы, август, жара… Один раненый в живот боец попросил пить. Мама, хоть и была начинающим медиком, прекрасно понимала, что пить давать нельзя. Подошел военврач и сказал: «Дай, сестричка, перед смертью бойцу напиться, ему уже все можно». Девушка побежала искать источник воды, а в это время налетели фашистские самолёты. Мама бежала вдоль ручья и с ужасом наблюдала, как гибнет её госпиталь… Из её однокурсников, которые были в обозе, в живых никого не осталось. Спаслись только те раненые, которые смогли скатиться с горы к той самой речушке, в которой мама набирала воду для умирающего бойца.

Затем был Сталинградский фронт. Страшной оказалась переправа через Волгу. Мама говорила, что переправится на другой берег ей «помогли» мертвые, трупов было так много, что их просто использовали как плоты.

В самом Сталинграде целых домов почти не осталось. Госпиталь разместили в подвале. Когда фашисты хотели захватить госпиталь, мама подняла раненых бойцов в бой. Атаку отбили, подвал защитили, там оставались только тяжелораненые. Мама практически каждый день сдавала кровь раненым, а немного отлежавшись, снова стояла у операционного стола. Однажды, узнав о подвиге молоденькой, хрупкой, всего 1м 52 см роста, фельдшерицы, какой-то военачальник, сняв со своей груди награду, прикрепил ее к маминому халату, поцеловал и уехал. А награду эту сорвал с маминой гимнастёрки фашист, когда она лежала контуженная.

Только через сутки маму нашли среди мертвых солдаты похоронной команды. Она долго лечилась от контузии. Но осталась дальше служить военфельдшером в звании младшего лейтенанта в эвакогоспитале Сталинградского фронта. А домой, в Майкоп, на неё пришла похоронка…

После освобождения Майкопа, приехав на побывку домой, мама рассказала моей бабушке, что может оформить инвалидность, ведь все необходимые справки есть. Бабушка выхватила документы и сожгла их в печке.

– Ты что с ума сошла? Кто тебя замуж контуженную и раненую возьмёт? Здорова ты! Запомни!

Так маме пришлось быть здоровой всю оставшуюся жизнь. Я ее больной и не помню.

До конца войны мама прослужила в эвакогоспитале, пока не была направлена на работу в военный санаторий г. Пятигорска, откуда в 1950 г. папа и увез её с собой. С того момента и появилась Валентина Александровна Шомченко.

Папа очень любил мою маму и гордился ею. Замужем она родила 5-х прекрасных дочерей, а вот льготы, которыми пользовались фронтовики с контузией и ранением, обошли маму стороной. Как многодетная мать, она в Сморгони была награждена медалью Материнства. Являясь почетным донором СССР, мама отдавала свою кровь с 1942 по 1990 г. Наградами мирной жизни она гордилась больше, чем военными.

В 2003 г., в год 60-летия победы в Сталинградской битве, мамочки не стало. Она так и не получила свою юбилейную медаль за Сталинградскую битву…

Любовь СМОРГОНСКАЯ.

Фото из семейного архива.

←Пьяный житель Слонима тяжело травмирован поездом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика