– Сколько-сколько, вы говорите? 4,90? – покупательница магазина №103 в агрогородке Зембин, как мне показалось, разглядывала ценник на селедку, словно не верила глазам своим. – А яйца – действительно рубль сорок?
Невысокие цены на товары явно стали для нее приятным сюрпризом. В руках женщины – майонез «Родны кут» за 78 копеек и батон за 75 копеек.
Познакомились: местная жительница Надежда Бузо. Она пока еще не привыкла, что в этом магазине все теперь по-новому. Вдобавок много скидок.
– Что нравится еще, Надежда Андреевна?
– Стало свободнее и светлее (явный эффект от новой выкладки товаров). Раньше здесь запросто могло не оказаться молока и хлеба. Теперь же полные витрины, как в городе.
– Действительно, завозим товар ежедневно, – отметила заведующая магазином Светлана Богдан. – В конце прошлого года нас передали из Борисовского райпо Логойскому и теперь все наши заявки удовлетворяется на 100%. В торговый зал поставили еще один холодильник, благодаря чему и ассортимент молочной продукции расширился. В 2017-м наш среднемесячный товарооборот составлял около 10 тысяч рублей, а сейчас – это уже видно – втрое больше!
Зембинский магазин №103 – один из восьми торговых объектов, которые облпотребсоюз недавно «изъял» у Борисовского райпо и передал Логойскому в аренду. В этом списке числится еще один магазин в Зембине, по одному – в деревнях Иконы, Ганцевичи, Нивки, Кимия, и 2 – в агрогородке Мстиж. Также стоит вопрос о передаче двух маршрутов автомагазинов новому хозяину. Но «петля» их слишком большая: 250 км. Так что пока думают.
Причину подобных перемен работники потребкооперации объясняют неохотно. Мол, оптимизация, реструктуризация, как и у всех, – ничего особенного. Тем более что в Гродненской, Могилевской и Витебской областях давно идут аналогичные процессы. Да и в самом Логойске существовавший ранее принцип размещения организаций начал размываться: Логойский горгаз, например, относится теперь к «Молодечногоргазу».
Но на самом деле столь активная реорганизация устоявшейся структуры районных потребительских обществ началась лишь в 2017 году. По какой причине – нетрудно догадаться, наблюдая экспансию торговых сетей в регионы… Особенно обострилась конкуренция в той сфере, где кооператоры меньше всего могли ее ожидать, – в торговле на селе. И крупным ритейлерам, и предприимчивым частникам оказалось интересной «непривлекательная» ниша. Процесс очень подтолкнул президентский указ №345, которым предусмотрены дополнительные льготы для субъектов хозяйствования на территории сельской местности.
Что же остается экс-монополисту? Естественно, мобилизовать все свои ресурсы и возможности. Поэтому перераспределение торговых объектов между Логойским и Борисовским райпо выглядит разумным решением. Логойское райпо – одно из лучших в Беларуси, чего не скажешь, как ни странно, о борисовском. Устойчивое финансовое состояние логойских кооператоров позволяет им даже предлагать покупателям рассрочку на 12 месяцев на приобретение ряда товаров.
– За последние лет десять мы ни на один процент не повысили наценки на социально значимые товары, – подчеркнула председатель правления Логойского райпо Ирина Парахневич. – К примеру, самый дешевый картофель предлагаем по 48 копеек за килограмм, а в других сетях Логойска его реализуют по 79. Те же пропорции в сравнительной стоимости по молочным и колбасным изделиям, овощам, хлебе, муке, макаронам, конфетам.