Сын умер, отсрочка закончилась. Как живет парень, чье имя пропечатали в "черном списке" военкомата
«Закон, конечно, полностью на стороне военкомата, но кто эти полтора года будет кормить Катю, Кирилла, Илью? — задается вопросом не по годам серьезный 23-летний Станислав Скуиньш из Василевичей. Катя — его жена, Кирилл и Илья — сыновья трех и девяти лет. Был еще семимесячный Богдан, но в декабре малыш внезапно умер. После его смерти для Стаса закончилась и отсрочка от армии. Теперь его ждет весенний призыв. Об этом уже напомнил военкомат.
На днях начальник отдела призыва на военную службу военного комиссариата Речицкого и Лоевского районов Владимир Осипов опубликовал статью, в которой обнародовал имена, фамилии и даже адреса тех, кто «пытается пройти службу «заочно». Всего таких в Речицком районе насчитали 18 человек. Им и другим потенциальным уклонистам также напомнили на будущее, что за неявку в военный комиссариат придется заплатить штраф до пяти базовых величин, а за уклонение от мероприятий призыва предусмотрена уголовная ответственность с вполне реальными тюремными сроками.
Правозащитник Леонид Судаленко считает обнародование таких данных нарушением прав и рекомендует попавшим в «черный список» подавать на военкомат в суд. Станислав ни в какой суд идти не собирается, говорит, пусть называют, как хотят, ведь в округе его все и так прекрасно знают — никакой он не уклонист. Просто у него очень веская причина.
Почти все толковые и непьющие мужики в Василевичах либо ездят на стройку в Москву, либо работают в местном лесхозе. Стасу досталась Москва.
Сегодня он как раз только оттуда. Приехал рано утром. А жена Катя уже на пороге — раздала мужу ЦУ, чем, когда и как кормить детей, собаку, кота, и — сразу за дверь. У нее сегодня ответственный день. После нескольких лет декрета она выходит на работу — будет продавцом в магазине.
Молодой отец возится с сыновьями. Признается, за месяц разлуки соскучился. Говорит — не думал, что когда-нибудь он будет размышлять о том, как избежать армейской службы. Просто жил, как получалось, ничего особо не планируя.
После 10-го класса поступил в дорожно-строительный техникум в Гомеле. Отучился, получил диплом. Хотел остаться в большом городе, но вернулся в родные Василевичи. Из-за Кати. Вскоре и поженились. К тому времени у девушки уже был ребенок от первого брака. Затем у молодоженов появился общий сын — Илья. А через два года еще один — назвали Богданом.
Но в конце прошлого года в семье случилось горе.
— Богдан приболел, в течение дня была невысокая температура, а к вечеру покрылся пятнами. Катя ночью приехали в больницу, здесь, в Василевичах. Дежурная врач посмотрела и сказала, что это аллергия. Сыну вкололи лекарство и отправили домой, а в пять утра он стал задыхаться. Когда приехала скорая, было уже поздно.
Через два месяца после похорон Стасу пришла бумага с требованием явиться в военкомат. Молодой человек говорит, что требование не проигнорировал. Явился. Прошел медкомиссию. Честно сообщил, что на днях в Москву собирают бригаду, и он, скорее всего, уедет.
— Уехал на месяц и уже там узнал, что меня разыскивают. Только какой я уклонист, если никакой призывной кампании еще не было? — удивляется Стас.
В военкомате уточняют: пока статус у Стаса другой — он числится, как находящиеся в розыске. Уклонистом же станет, если вдруг не явятся к месту призыва. Но Стасу от этого не легче. Явиться-то все равно попросят и, скорее всего, уже в мае.
С папой хорошо, однако Илья вскоре просится к маме. Вообще-то до магазина рукой подать. Но это когда лето и сухо. Такой порой, как сейчас, жителям сразу нескольких улиц Василевичей приходится непросто.
Сегодня в это сложно поверить, но когда-то Василевичи были процветающим районным центром. Здесь работали мебельная фабрика, кирпичный завод, масло и хлебозаводы, цеха по производству безалкогольных напитков и колбас. Теперь тут все иначе.
Если идти по краю дороги, то по колено проваливаешься в рыхлый мокрый мартовский снег. Берешь правее — утопаешь в грязи.
Впереди, отчаянно разбрасывая в стороны грязь, все крепче впивается в василевичское бездорожье старая иномарка. Наконец, окончательно захлебывается и глохнет. Мы предлагаем Стасу вернуться назад.
— Катя, когда меня нет, каждый день так детей водит в садик и школу. Как-то же она справляется. Значит, и мы проедем, да, Илья? — не сдается глава семейства.
В холодном сельском магазине Катя подсчитывает выручку, сверяет товарные накладные и просит нагрянувших домочадцев пока ее пока не отвлекать. Кажется, своим первым рабочим днем она довольна. Если так пойдет и дальше, а в магазине не будут случаться недостачи, то Катя планирует получать около 250 рублей в месяц. На них и придется как-то жить, если мужа заберут в армию.