МВД про конфликты с участием ОМОНа: Иной раз и сами люди ведут себя неадекватно
Сотрудникам спецподразделений регулярно напоминают о том, что применение силы и спецсредств во время задержаний должно быть обоснованным. Об этом заявил начальник милиции общественной безопасности МВД Николай Мельченко в ходе беседы с журналистом издания «Народная воля».
— Николай Александрович, недавно большой резонанс получила история об избиении девушек сотрудниками ОМОНа. Как вам кажется, не слишком ли много в последнее время случается подобных историй? Может, стоит проводить какие-то специальные тренинги с сотрудниками ОМОНа, объяснять им, что людей, которые не отстреливаются, не оказывают сопротивления, не стоит бить дубинками по голове, ломать им кости? Ну и вообще как-то объяснять, что людей надо любить…
— Мы постоянно проводим подобную разъяснительную работу. Но я, честно говоря, не помню случая, о котором вы говорите.
— Актриса Светлана Соколовская в новогоднюю ночь получила дубинкой по голове и оказалась в больнице с сотрясением головного мозга. Девушка была трезва [по словам Соколовской, накануне с подругами выпили шампанского. — Прим. TUT.BY] и не оказывала сопротивления сотрудникам правоохранительных органов — она лишь набрала «102», чтобы пожаловаться на поведение одного из них. Ее подруг жестоко избили [претензии к милиционерам предъявила только Соколовская. — Прим. TUT.BY].
— Я таких фактов не знаю, если честно.
— Эта история уже несколько дней висит на всех сайтах. Делом занимается Следственный комитет.
— Я не могу просматривать все сайты. Но о таком факте, что в новогоднюю ночь сотрудники ОМОНа кого-то избили, я первый раз слышу.
Но что касается работы с сотрудниками спецподразделений, то она систематически проводится. И мы все время говорим об уважительном отношении к гражданам.
Другой вопрос, что иной раз и сами люди ведут себя неадекватно. И вы, наверное, знаете, что у каждого из нас есть не только права, но и обязанности. И что сотрудники спецподразделений имеют право применять физическую силу и спецсредства. Поэтому в каждом конкретном случае надо разбираться.
— А бывали случаи, когда сотрудников ОМОНа наказывали за чрезмерную жестокость?
— Если сотрудник виноват, он в обязательном порядке привлекается к дисциплинарной ответственности.
— И в чем это заключается? Премии лишают? Выговор объявляют?
— Все меры взыскания применяются в соответствии с дисциплинарным уставом.
— А много таких случаев было, например, за прошлый год? Можете привести какие-то цифры?
— Точные цифры не скажу. Замечу только, что такие факты — это исключение из правил.
— Николай Александрович, вы активно выступали по поводу принятия закона о противодействии домашнему насилию. Можете рассказать, когда этот законопроект наконец поступит в Овальный зал?
— Сейчас законопроект находится в стадии разработки, определяется концепция.
— А вам не кажется, что процесс как-то затянулся? Разговоры о необходимости принятия этого закона уже восемь лет слышны. Но дальше слов дело не идет.
— Не восемь лет, ну что вы… Может быть, года три, не больше. Готовить законопроект не так просто, как кажется на первый взгляд. Нам же потом по этому закону жить придется, поэтому необходимо учесть массу нюансов.
Могу сказать, что в этом году законопроект о противодействии домашнему насилию будет подготовлен.
— Еще позвольте уточнить: в прошлом году стала известна история о бывшем сотруднике ГУБОПиК МВД, которого подозревают в краже почти 270 тысяч долларов. Сообщалось, что он скрылся с деньгами в Румынии — получил гражданство этой страны. В конце года была информация о том, что его задержал Интерпол, однако Румыния отказалась выдавать его Беларуси.
— Я знаю лишь общие обстоятельства этой истории. Владею некоторой информацией, но это сотрудник подразделения, которое я не курирую. Возбуждено уголовное дело, думаю, за комментариями следует обращаться в Следственный комитет.
— Николай Александрович, а как подобные истории сказываются на имидже МВД?
— Эта история — исключение из правил, так что без комментариев.
— А когда такие истории повторяются, у вас не возникает желания уйти в отставку? Думаю, вы знаете, что в интернете в последнее время весьма распространен призыв «Шуневича в отставку!». Вот лично вам не бывает стыдно за свою работу?
— Так, а за что?! Мне за свою работу не стыдно. Я ею горжусь.