"Выбросить как попало - все равно что подмешать яд". Почему иностранцы сортируют мусор
Судьба отходов напрямую зависит от того, в каком контейнере они окажутся. В проекте «Вторая жизнь» движение «Цель99» и TUT.BY продолжают рассказывать, как правильно избавляться от ненужных вещей. Кто решает, какие контейнеры использовать чехам, почему в Литве и Германии бутылки сдают все? Чтобы понять, насколько система переработки отходов развита в Беларуси, мы спросили у жителей других стран, что и куда они выбрасывают.
Елена Кармалыс (Прага, Чехия): «В год за вывоз контейнеров выходит почти 500 евро»
Индивидуальный предприниматель
— В Праге у большинства домов стоят несколько цветных баков: синий — для бумаги, желтый — для пластика и черный — для смешанного мусора. Домовладельцы сами решают, какие виды контейнеров и в каком количестве ставить на своем участке, потому что за каждый нужно ежемесячно платить службам по вывозу мусора, что удорожает и без того высокие коммунальные платежи. Большинство чехов стараются мусор сортировать.
Мы живем в Старом городе. Из-за архитектурных особенностей нет возможности устанавливать много мусорных баков, поэтому иногда устанавливают только черные. В подъезде нашего дома на двенадцать квартир стоят три таких контейнера, куда можно выбрасывать все, кроме бумаги, пластика, стекла и опасного мусора. Их вывозят два раза в неделю в шесть утра, за что дом платит около 14 000 крон в год (примерно 500 евро). Траты делятся между квартирантами в зависимости от метража. У мусорщиков есть ключ от нашего подъезда, за что мы тоже доплачиваем. Иначе контейнеры стояли бы на улице и в них рылись плохо одетые люди, а прохожие и соседи помогали бы их заполнять.
Все, что мы сортируем, относим в общественные контейнеры, установленные неподалеку от нашего дома. Такие общественные контейнеры для разных видов отходов есть в каждом квартале. Их уборка и вывоз обеспечиваются уже за счет городского бюджета.
В середине января машина с большим контейнером для биоотходов проезжает по всей Праге и собирает даже новогодние елки. Раз в полгода на каждую улицу также привозят большой контейнер для крупногабаритных вещей — туда выкидывают старую мебель, ковры, сантехнику. Расписание по вывозу мусора можно посмотреть в местных газетах и на сайте района.
В любой части города есть места по сбору и сортировке мусора — sběrný dvůr (дословно с чешского — «сборный двор»), куда можно привезти опасные отходы, электроприборы, строительный и крупногабаритный мусор. Для того, чтобы сдать его, нужно показать удостоверение личности, прописку и документ, подтверждающий гражданство или ПМЖ, иначе отходы могут не принять. Об этом нам сказали сотрудники организации, куда мы сдавали опасные отходы. Там все записывается в журнал — кто, что и в каком объеме выкинул. Когда у нас еще не было ПМЖ, в таком «дворе» отказались забрать электротовары, хотя деньги за их утилизацию были уплачены при покупке. За большой объем мусора (например, строительного) возможна доплата.
За утилизацию электротоваров дополнительно платить не нужно, это сумма уже заложена в стоимость. Для бытового текстиля и одежды в Праге установлены контейнеры от благотворительных организаций. Если же вещи уже не пригодны для носки, то их можно выкинуть в оранжевые контейнеры для переработки текстиля. Такие часто стоят у торговых центров. Старые мобильники можно выкинуть в офисах мобильных операторов.
Мы начали разделять мусор сразу после переезда в Чехию десять лет назад. Поначалу разделяли только бумагу, пластик и батарейки, часто делали это неправильно. Сейчас же приучаем к разделению отходов и экологичному образу жизни свою шестилетнюю дочь. В детских садах и школах устраивают лекции по разделению и утилизации мусора, водят детей на экскурсии на предприятия по сортировке и переработке мусора, часто ездят в леса, где изучают природу и убирают мусор.
Конечно, не все чехи следят за разделением отходов, но с каждым днем становится все больше людей, которым небезразлична экология нашего города.
Ирина Комиссарова (Клайпеда, Литва): «В театре идет спектакль о важности раздельного сбора мусора»
Сценограф
— В Литве сортировка мусора еще не само собой разумеющееся явление. Пока мы с мужем жили в доме, во дворе которого не было баков для разных отходов, я закрывала на это глаза. Сейчас переехали, контейнеры есть. Несмотря на домашние разногласия, я втихаря отбираю, мою и сортирую мусор. Проще всего со стеклом, алюминием и пластмассой, так как это обычно связано с кухней и проходит через мои руки. У нас во дворе есть несколько обычных контейнеров, куда сбрасывают все вместе, и три сортировочных отдельно для бумаги, металла, пластика, стекла.
Наличие баков для сортировки во многом зависит от жильцов конкретных домов, так как за них надо платить. Несмотря на разногласия по вопросам раздельного сбора, в магазин мы всей семьей ходим с авоськой, покупаем разлагающиеся мусорные мешки и по минимуму берем пластиковые пакеты под овощи или фрукты.
Много стекла, алюминия и пластика все-таки сортируется, так как тара из-под напитков имеет добавочную стоимость в 10 центов, и большинство людей, как и мы, носит емкости в таромат для возврата денег. В магазине на ценнике — обычная стоимость напитка и информация о депозите за емкость. Его добавляют при расчете на кассе. Раньше это распространялось только на стекло, сейчас еще и на пластик с алюминием. Любую тару ты можешь сдать обратно в автомат при магазине, получить за нее чек и обналичить его — вернуть себе депозит. Мне это очень нравится.
То есть в целом для сортировки у нас есть все. Но еще нет полного доверия к компаниям, которые занимаются вывозом мусора и понимания, зачем стоит собирать отходы раздельно: часто все просто выгружают на общей свалке, у многих людей складывается впечатление, что сортировка — это мартышкин труд. И это правда труд, но хочется верить, что он все-таки не напрасный.
Создать инфраструктуру для раздельного сбора это еще не все — надо и поддержкой общества заручиться, поэтому очень здорово, что появляются обучающие театральные постановки. В Клайпедском молодежном театре идет спектакль для младших классов о важности раздельного сбора мусора. Если ребенок во что-то верит, он заставит и родителей в это уверовать.
Анна Кот, (Гамбург, Германия): «Утилизация строительного материала дороже, чем новый в магазине»
Домохозяйка
— В Германии нужно отправлять мусор на переработку. Это делается или самими жителями, или сторонними организациями. Но в последнем случае будешь платить за вывоз мусора больше — в зависимости от его объема.
Сортировать самим несложно. Мы живем в частном доме, и у нас во дворе стоят наши четыре контейнера: зеленый — для биомассы, желтый — для пластика, упаковок и металла, синий — для бумаги, черный — для всего остального. На вывоз мусора заключается отдельный договор с определенной компанией. Бумагу и пластик забирают бесплатно раз в месяц. Биомусор вывозят раз в две недели — за 80-литровый контейнер надо платить 1,58 евро в месяц. У нас растет маленький ребенок, так что в черный контейнер (его вывоз стоит 13,94 евро в месяц) мы выбрасываем только подгузники, еще иногда мешки для пылесоса. Все остальное легко распределять по другим контейнерам.
Батарейки и лампочки можно сдать практически в любом продуктовом или хозяйственном магазине. Старую одежду и обувь отвозят на Recyclinghоf (с немецкого — пункт приема вторсырья — прим. TUT.BY). Если вещи чистые и без дырок, их можно положить в контейнеры, которые стоят в городе для пожертвований бедным. На тот же Recyclinghоf можно самому увезти и старую мебель или технику — ее примут бесплатно. А можно вызвать машину, которая за деньги все заберет куда надо (кстати, в Беларуси такая — бесплатная — тоже есть, и мы о ней писали — прим. TUT.BY).
Еще у нас больная тема — строительство дома. Например, за утилизацию минераловатных плит для утепления нужно платить дороже, чем выйдет за покупку такого же количества новых в магазине. Все потому, что этот утеплитель не перегнивает и не горит.
Во время ремонта остается много мусора. Для него тоже есть специальные мешки. Один мешок на один метр кубический стоит 75 евро. На нем написан телефон, по которому надо позвонить, чтобы у вас забрали строительный мусор. Если мусора собралось больше одного кубометра, заказываешь большой контейнер.
В пешей доступности в любом районе города на улицах также установлены контейнеры для бумаги и для стекла, для пластика, электроприборов. Отдельно выбрасывается стекло разного цвета — зеленое, коричневое, прозрачное.
Осенью мы собираем листву. Мешок на 100 литров стоит один евро. То есть, покупая специальный мешок, ты как бы уже платишь за вывоз листвы. Ее можно собирать и в зеленый контейнер, если там хватит места.
Все это относится к земле Гамбург, а на территории других порядки могут отличаться, потому что вывоз мусора находится под юрисдикцией земельного правительства. И порядки меняются со временем. Мой муж еще помнит, как повсюду валялись пластиковые бутылки. Теперь у каждой есть залоговая стоимость. (Она единая для всей страны и составляет 25 центов за пластиковую бутылку объемом от 0,1 до 3 литров — прим. TUT.BY). То есть после покупки ты несешь тару обратно в магазин и сдаешь в специальный автомат: можно нажать кнопку «пожертвовать», а можно взять чек и обналичить его. Эта система работает и в кафе на улице. Если вы купили напиток, отдали продавцу бутылку, он вернет вам деньги.
Евгения Аратовская (Киев, Украина): «Мама скептически восприняла наши „зеленые“ правила»
Руководитель эко-проекта «Україна без сміття» (с укр. — «Украина без мусора» — прим. TUT.BY)
— Сортирую практически все, но сравнительно недавно — три года. Мое неведение в этом вопросе поначалу впечатлило, и я стала много писать про сортировку мусора в своих соцсетях. Потом создала страничку «Україна без сміття». Когда я начинала сортировать, поняла, что быть безупречной в этом вопросе не получится, что в киевских пунктах приема берут очень ограниченный набор вторсырья, а контейнеры для раздельного сбора мусоровоз практически всегда вывозит вместе с обычным мусором на свалку. И захотела во всем разобраться.
Со страницы в соцсети и начался проект, который облегчил сортировку мне и таким же несведущим людям, как я. Количество подписчиков росло в геометрической прогрессии. Оказалось, такие знания необходимы очень многим.
Я, как и многие украинцы сейчас, ничего не знала про сортировку и переработку. Пошла искать ответ у бизнеса — у перевозчиков, владельцев полигонов, заводов по переработке макулатуры и пластика, коммунальных служб. В итоге оказалась даже в Министерстве экологии — со временем моя организация стала членом Общественного Совета при Министерстве.
Если хочешь поменять что-то — попробуй сам. За три года проекта появился мобильный пункт приема вторсырья для киевлян «Мастер Добрых Дел» и общественная станция сортировки. Сейчас мы проводим лекции, предлагаем компаниям свои контейнеры для сортировки мусора и налаживаем работу с подрядчиками, готовыми забирать раздельный сбор из бизнес-центров.
Теперь я понимаю, что раздельный сбор — занятие убыточное. Кто-то должен заплатить за обслуживание контейнеров, сортировку и транспортировку вторсырья на перерабатывающие заводы. Еще надо запустить информационную кампанию про раздельный сбор, внедрить уроки по сортировке в школах. Установить контейнеры для вторсырья в каждом населенном пункте. Денег на это в бюджете страны, конечно же, нет. Инструментом финансирования может быть EPR — extended producer responsibility (с англ. — расширенная ответственность производителей, или РОП). Это европейская экономическая модель. Закона, который сделал бы РОП правилом в Украине все еще нет, но мы начали работу с заинтересованными сторонами.
Считаю, что не сортировать мусор уже просто нельзя. Выбросить мусор как попало — это все равно что подмешать немного яда своим детям.
Через 10−100−300 лет мусор будет большой проблемой для людей. Решения для этого хоть какие-то, но начинают появляться. Сегодня в Киеве в пункты приема вторсырья можно сдать РЕТ-бутылки, HDPE-флаконы, чистые полиэтиленовые пакетики, Tetra Pak, стекло, алюминиевую банку, макулатуру. Если собирать хотя бы только это — можно сократить количество мусора на свалке как минимум наполовину. Пока так делают не все.
Алисия Новацка, студентка (Бытув/Гданьск, Польша): «Не смогу выбросить пластиковую и стеклянную бутылку в одну урну»
— Родом я из Бытува, учусь в Гданьске. И там, и там мусор принято собирать раздельно уже давно. Сейчас мне 22 года. Наша семья — родители, брат, сестра, я — начали сортировать отходы, когда мне было еще лет 10. И вообще это нетрудно! Да и почему не делать этого, если в городе все равно организуют сбор и вывоз раздельного мусора ежемесячно?
В Бытуве есть Городское коммунальное предприятие (ГКП), которое постоянно отправляет машину забирать с улиц все мешки с мусором. В первую неделю месяца увозят бумагу, во вторую — пластик, в третью — стекло. Местным жителям потом всегда выдают цветные пакеты для нового мусора — желтые, голубые и зеленые. Все знают, что большой мусоровоз от ГКП всегда приезжает по утрам — около 7−8 часов — и забирает мешки. Объехав город и его окрестности, машина свозит все собранное на свалку. Там мусор еще раз сортируют. Иногда обнаруживается, что кто-то специально выбрасывает все отходы в один пакет. Если на контроле это заметят, то в следующий раз мусоровоз не будет ничего забирать у этих людей, потому что все зафиксировано — что и откуда взято.
К тому же, если выбросим все вместе, придется платить огромную сумму за вывоз, поэтому лучше как можно больше отходов разделять самостоятельно. Я уже к этому привыкла и даже не задумываюсь об этом. Просто не смогу выбросить пластиковую и стеклянную бутылку в одну урну.
Мне кажется, что в моем родном городе почти все собирают мусор раздельно. Сейчас я временно живу в Мальме (город в Швеции — прим. TUT.BY). Здесь я прохожу стажировку в шведской лаборатории. У женщины, у которой я снимаю комнату, есть такие же специальные контейнеры, как и у меня дома в Бытуве, мы с ней дополнительно разделяем влажный и сухой мусор. В лаборатории весь мусор, который только возможно, мы тоже собираем раздельно. Так принято, и это даже не обсуждается.
Партнер проекта:
Движение «Цель 99» инициировано учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов». Почитайте впечатления белорусов о раздельном сборе отходов в других странах, которыми они поделились с «Цель 99» во время конкурса любительских репортажей.