"Не избил, а подрался". Как говорить с учителями, если вызывают в школу из-за поведения ребенка

Источник материала:  
13.11.2017 12:12 — Новости Общества

Кажется, только недавно прозвенел первый звонок, а уже началась самая короткая и любимая школьниками вторая четверть учебного года. Для кого-то учеба стала приятным и увлекательным делом. А кто-то в школу ходит как на Голгофу: занудные уроки, нелады в школьном коллективе, изматывающая домашка, когда у взрослых сдают нервы, а у детей заканчиваются силы… А тут еще и это: «Родителей — в школу!».

Ваша детка набедокурила. Разбитый унитаз в школьном туалете, пропавший у одноклассника гаджет, найденный в рюкзаке вашего ребенка, драка с одноклассником прямо на уроке, несносное поведение, когда ваш «всем мешает» и т. п… Мало ли что из этого перечня послужило причиной вызова родителей в школу. Неприятно, конечно, но идти надо. Итак, вас вызвали в школу для разбора полетов, а точнее залетов Вашего ребенка. Как себя вести, что говорить и что делать — в этом материале.


Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание. E-mail автора nastapos@mail.ru

Начнем с того, что «благую весть» о вызове в школу вы можете получить разными путями. Наиболее распространенный — классная позвонит вам на мобильный (рабочий, домашний), скажет, что разговор не телефонный и хорошо бы вам зайти в школу в определенное время. Возможно, вызов в школу будет зафиксирован на отдельной страничке в дневнике ребенка, а может, сам ребенок передаст просьбу учительницы. Обязательно детально уточните у педагога, какой вопрос вы будете обсуждать (неудачи в учебе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или педагогами, какую-то конкретную ситуацию, связанную с отклоняющимся или противоправным поведением ребенка). Настаивайте, чтобы учительница четко сформулировала причину вашего приглашения в школу. Не стесняйтесь сказать, что вас взволновало ее приглашение и просите по возможности подробнее обрисовать ситуацию, в связи с которой вас вызывают для беседы.

Также не забудьте уточнить, кто еще из педсостава подтянется для укрепления флангов вызвавшего вас педагога. Одно дело — беседовать один на один, и совсем другое, если к разбору залета подключится школьный истеблишмент: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог или педагог социальный. Важно определить число возможных оппонентов. Позаботьтесь, чтобы и вы не были в меньшинстве: желательно посетить учреждение образования обоим родителям. Да, нелегко сегодня отпроситься с работы, однако можно договориться о встрече в субботу (аллилуйя шестому школьному дню), постараться замениться на работе и т.п. Просто нет ничего важнее, чем разобраться в ситуации, в которой оказался ваш ребенок.

Разумеется, ребенок будет волноваться из-за вашего похода в школу. И это повод поговорить, в том числе — о его волнении. Расспросите об инциденте, послушайте его версию событий. Ваша вовлеченность и небезразличие являются для ребенка спасательным жилетом. Иногда родители бездумно навязывают детям стереотипы, которые в сложных ситуациях не только не работают, но и приносят деструктивный эффект. Я про «ябеду-корябеду» и «плаксу-ваксу-гуталин». По сути, в запретах плакать и жаловаться ребенок слышит от родителя безжалостное: «Никто тебе не поможет. Сам давай справляйся». Каково это, знать, что ты один в трудную минуту и ты в одиночку должен противостоять неприятностям? В чем тогда смысл семьи? Поэтому не отмахивайтесь, когда ребенок делится с вами своими проблемами, находите время, чтобы дать ему возможность пожаловаться и пожалеться. Не думайте, что детские проблемы простые от того, что детские. Нередко за этими проблемами скрываются отнюдь недетские последствия.

Слушая рассказ ребенка о случившемся, обязательно порассуждайте о том, как можно было в той ситуации поступить по-другому, приведите пример из своей детской истории.

Ваша вера в ребенка и во все лучшее в нем, на самом деле, является тем сдерживающим фактором, который в будущем убережет его от неправильных поступков. Поэтому в беседе с разволновавшимся ребенком убедите его в том, что ваши отношения с ним никак не изменятся, на них не повлияет данный конкретный инцидент, и что вместе вы найдете силы порешать все проблемные вопросы и постараетесь всё исправить.

«Непримиримую позицию занимают взрослые, которых в детстве никто не защищал»

Чувства, которые испытывает родитель, которому о его ребенке рассказывают что-то неприятное, разумеется, негативные. Среди массы реакций на вызов в школу можно выделить две наиболее типичные.

Некоторые взрослые занимают сразу же наступательную и нетерпимую позицию: раз на мое дитя нападают — всех порву/построю/заставлю пожалеть, что вызвали! Такие родители сильно реагируют на вызов, начинают нервничать, достается и ребенку: он уж и не рад, что стал эпицентром событий, и разрывается между верностью взрослому (надо поддерживать фон настроения и боевой дух родителя) и собственным впечатлением от инцидента. Не следует думать, что ребенок напрочь лишен критичности. Да, она у него в силу возрастной незрелости хромает, однако она есть и она работает. В возрасте, когда у ребенка активно формируется стыд и совесть (а это возраст от 8−9 до 12 лет), он достаточно чувствителен к неправильному поведению, своему — в том числе, и очень нуждается в моральных ориентирах. Родителей детей 5−6 лет, читающих материал, я бы просила не использовать в высоких воспитательных целях тему «как тебе не стыдно!?», потому как в этом возрасте дети реально не понимают, что такое стыдно, совестно и бессовестно. В общем, не пылайте нравоучительными наставлениями в беседах со старшими дошкольниками и самыми младшими школьниками. Кстати, способность краснеть от стыда дети приобретают тоже с возрастом, по мере гормонального созревания. Именно поэтому мы никогда не видели ребенка 4−7 лет с красным от стыда лицом. Эту способность у детей скорее можно встретить ближе к началу пубертата, т.е. переходного возраста.


Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Вернемся к нашему накосячившему младшему школьнику. Непримиримую и априори несогласную позицию как реакцию на вызов в учреждение образования, как правило, занимают те взрослые, которых самих в детстве никто не оберегал, не защищал, и, по большому счету, особо никто не ценил. Такие взрослые идут в школу как на поле боя. В этих обстоятельствах вряд ли есть возможность рассчитывать на конструктивный диалог с педагогом и благоприятный по последствиям для ребенка разбор его залета. Еще одним следствием бойцовской позиции родителей может стать его разговор с педагогами на повышенных тонах, в силу чего есть риск получить репутацию конфликтных, проблемных, неуживчивых. Все бы ничего, но не следует забывать, что одним из критериев отнесения ребенка к категории находящихся в СОП (социально-опасном положении) является «проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта». Кому приятно находится на всяческих «учетах» и в «отдельных папках»? Если вы допустите развитие беседы по конфликтному сценарию, то у педагога может «сложиться пазл»: и мама скандалистка, и ребенок с противоправным поведением. Занавес. Потому старайтесь держать свои эмоции под контролем. Если бы ситуация не беспокоила педагога, он вряд ли бы решился беспокоить Вас.

Заметна у взрослых и прямо противоположная реакция на вызов в школу: раз учительница сказала — так оно и есть: ребенок подвел, не оправдал, «как ты мог?!», «ну как же так?» и т.п. Родители идут смиренно выслушивать претензии, заочно или прилюдно сдавая свое чадо, т.е. предавая его. Как правило, такое поведение характерно для взрослых с архаичными представлениями о школе, а также для тех, кто сам рос в семье с излишне требовательными и взыскательными родителями, которые никогда не ошибаются и всегда правы.

Именно эта позиция, на мой взгляд, наиболее катастрофична для отношений с ребенком, она способна нарушить или даже разрушить доверие ребенка к своему взрослому. Считывая страх и неуверенность, транслируемые родителем перед беседой с педагогами, ребенок укрепляется в мысли, что, оказывается, его родители вовсе не такие уж смелые и решительные, как он всегда раньше думал, что есть кто-то или что-то, что заставляет его родителей трепетать и паниковать. И коль скоро родители — слабаки, на кого же надеяться в трудную минуту? У кого искать защиту?

Прописанные крайности не являются исчерпывающими. Потому можно только приветствовать появление и расширение группы родителей, которые стараются занять в ситуации вызова в школу продуктивную позицию, сочетающую безусловную любовь и доверие к своему ребенку и уважение к учителю и его усилиям.

«Дочь не украла, а взяла. Сын не избил, а подрался»

Рассмотрим два наиболее типичных примера вызова в школу родителей младшего школьника.

Ситуация 1. «Ваш сын избил одноклассника, порвал ему пиджак».

Ситуация 2. «Ваша дочь украла новый дорогой телефон у одноклассницы».

В первом случае педагог пытается Вам донести, что сын — бандит и хулиган, во втором, что дочь — воровка. Родителю больно и неприятно, кто бы спорил! Можно вступить в сражение с педагогом, перейти на личности «Кто вам дал диплом о педагогическом образовании?! Вы класс распустили, за дисциплиной не следите! У опытных педагогов такие инциденты не происходят!». Можно посоглашаться и покраснеть, вернуться домой и закатить ребенку показательные выступления: «Я хотела провалиться от стыда сквозь землю», а можно обсудить ситуацию с максимальной пользой для ребенка и своей семьи. Важно соблюдать некоторые правила разбора залетов.

Для начала поработайте над терминологией: моя дочь не украла, а взяла чужую вещь; мой сын не избил, а подрался. Дайте понять педагогу, что вы против навешивания ярлыков и крайних формулировок, и вы не в суде, где квалифицируют преступные деяния злоумышленников, а потому предложите воздержаться от использования уголовно-процессуального словаря. Старайтесь снизить эмоциональную накаленность и негативный подтекст терминов: это поможет снизить напряжение в разговоре.

Не забудьте правило из «ветхого педагогического завета», которое, несмотря на частое использование, в ряде ситуаций доказывает свою состоятельность: запрещайте оценивать ребенка. Можно оценивать только его поступки, знания, поведение, но не ребенка. Отделяйте поступок ребенка от его личности.

Подчеркните, что вы понимаете, как учительнице неприятно, что «такое» произошло именно в ее классе, скажите, что вы не собираетесь спихнуть ответственность за происходящее на нее одну, что разделяете ее обеспокоенность и благодарны за приглашение на разговор, предлагаете вместе искать пути решения проблемы и сделаете все от вас зависящее, чтобы не случилось рецидива.

Дальше приступайте к разбору залета, но именно в совокупности факторов, не вырывая его из контекста, не изолированно. Уточните у педагога, кто еще из детей пострадал от подобных действий вашего ребенка, т.е. выясните, идет ли речь о разовом инциденте, или другие дети тоже жаловались на плохое поведение вашей детки? Если педагог заявляет об отсутствии серийности проблемного поведения ребенка, приложите усилия разобраться, что стало провоцирующим фактором в обоих случаях.

Если вы внимательны, вовлечены в своего ребенка и у вас с ним доверительные отношения, то не составит труда догадаться, что на самом деле стоит за инцидентом. Одноклассник, с которым подрался ваш сын, нередко задирал вашего мальчика, в обсуждаемой ситуации спусковым механизмом к драке послужил факт, что одноклассник, пробегая мимо, резко толкнул вашего, тот упал на вазон с цветком и ушибся.

Одноклассница новым гаджетом не просто гордилась — она использовала его для противопоставления другим детям. Она сказала вашей дочке, что будет дружить только с теми, у кого крутой телефон. Выходит, у кого есть новый телефон — тот хороший и с ним можно общаться. Дочка обиделась и не придумала ничего лучшего, чем взять телефон, ответив, таким образом, на обиду.

Она вовсе не собиралась пользоваться телефоном, она хотела повысить свою самооценку, обладая статусной вещью, стремилась успокоить себя: с ней тоже можно дружить!

В обоих случаях понятно, что дети выбрали не совсем корректные способы решения проблем. Но мальчик постарался защитить себя от постоянных нападок одноклассника, а девочка — от унижений со стороны одноклассницы. Да, способы были выбраны детьми не ахти, но, как говорится, выбирали из скудной копилки имеющегося опыта. Поэтому дайте понять педагогу, что считаете очень важной воспитательную работу с детьми, направленную на исключение подобных ситуаций, когда детям приходится прибегать к отчаянным способам решения межличностных проблем.

Сообщите педагогу, что не одобряете поступок своего ребенка, но находитесь на его стороне. Чтобы показать свое единство с ребенком, старайтесь в речи использовать больше местоимений «мой», «моя», «мы», «у нас». Спросите у собеседницы, допускает ли она право людей на ошибку. Постарайтесь убедить педагога, что ребенок в силу возраста и недостаточности опыта просто выбрал неподходящую модель поведения.

Тот факт, что вы на стороне своего ребенка, вовсе не означает, что вы против всех остальных. Избегайте поляризации, разведения участников по разные стороны баррикад, подчеркните, что многие дети в этом возрасте выбирают неправильные способы разрешения внешних и внутренних конфликтов. На противостояние с учительницей вы выйдете только в случае, если попытаетесь обвинить ее в случившемся. Избегайте этого.

Обязательно поинтересуйтесь у педагога, приглашены ли для беседы родители детей-участников конфликтов. Сообщите, что готовы встретиться с ними и обсудить ситуацию проблемного поведения ваших детей.

Завершая беседу, обязательно попросите учителя рассказать вам что-то хорошее о вашем ребенке. Этим вы усилите позицию, направленную на поддержку ребенка.

Конечно, многое в результате беседы будет зависеть от того, какой педагог вас вызвал. Кому-то из родителей будет продемонстрирована позиция педагогического пофигизма «абы дети не мешали», кто-то почувствует плохо скрываемое пренебрежение профессионально деформированного давателя уроков. Не каждому в качестве классной дамы достанется Мария Монтессори, и особенно надеяться, что в рамках непрекращающегося эксперимента на разбор залета детки вас вызовет великий Дамблдор, — тоже не приходится. Однако избегайте ситуационных выводов и не спешите: понаблюдайте, какие действия со стороны педагога последуют после Вашего похода в школу.

По возвращению из школы обязательно уложите свои эмоции по полочкам и обсудите ситуацию с переживающим за вас и себя ребенком. Дайте ему понять, что не одобряете его поступок, но вы с ним на одной стороне. Порассуждайте о том, как можно было поступить по-другому. Одобрительно отзовитесь о педагоге, обязательно расскажите, что хорошего вы узнали от учительницы и полюбуйтесь реакцией вашего школьника. Вы, бесспорно, решите эти возрастные проблемы с тем, чтобы потом решать проблемы большего масштаба, всегда находясь на стороне своего ребенка. И пусть конфликтов у вашего ребенка будет меньше!

←МИД выясняет, есть ли белорусы среди пострадавших от землетрясения на границе Ирана и Ирака

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика