Город в бесполетной зоне. В Бресте теперь нельзя летать квадрокоптерам?

Источник материала:  
24.10.2017 06:54 — Новости Общества

Новое постановление Минобороны расширило список запретных зон для полетов гражданских дронов. В Бресте теперь фактически нельзя просто так снимать с квадрокоптера на Речице, в крепости и во всех восточных микрорайонах, пишет «Вечерний Брест».


Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Документ, именуемый «Постановлением Министерства обороны Беларуси № 19 от 27 сентября», значительно корректирует установки своего законодательного «предшественника» под № 18 «Об установлении перечня зон, запрещенных для использования авиамоделей в РБ», датированного августом прошлого года. Вместо 16 таких зон их количество возросло аж до 80! Документ вступил в силу с прошлой недели.

В самом постановлении зоны обозначены географическими координатами, что не так уж удобно, и тут на помощь приходят интернет-карты. Они рисуют более определенную картинку.

Две причины для запрета

Парк культуры и отдыха формально уже в пограничной зоне. Однако сделать там хороший кадр возможно и без нарушения законодательства. Фото Ивана Олейника

Если в столице сейчас идет дискуссия относительно того, почему в сей список попали объекты вроде «Минск-Арены», «Чижовка-Арены», проспектов Победителей и Независимости и т.д., то в Бресте и районе с этим все более-менее ясно. У нас за «красную черту» попадает граница с Польшей (а южнее — и с Украиной) и брестский аэропорт. В области действуют ограничения в зоне аэропортов в Барановичах и Лунинце, а также локальных мест, вроде военной части на Бронной Горе и др. Однако не слишком ли обширны эти зоны?

Пара несложных манипуляций с онлайн-картой открывает весьма противоречивую ситуацию. Оказывается, полюбившиеся брестчанам воздушные планы крепости, Западного обхода, красочные фото и видео на Мухавце — многое из этого нынче могло быть снято с нарушением законодательства. Стоит только без согласования поднять свой квадрокоптер или дрон выше ста метров (а именно такая высота оговорена в постановлении № 636 от 16 августа 2016 года «О некоторых вопросах использования авиамоделей в Республике Беларусь») — и вы уже нарушитель.

Кто контролирует воздух…

Здесь ответ также весьма прост. За приграничье отвечает Брестская погрангруппа, за зону аэропорта — Брестский филиал РУП «Белаэронавигация». На границе уже был эпизод с самовольным запуском квадрокоптера. В апреле этого года 57-летний владелец агроусадьбы в Домачево решил снять рекламный ролик своего места отдыха, и его коптер был замечен пограничниками. Место нахождения «пилота» было оперативно вычислено. Мужчина отделался профилактической беседой, хотя в подобных случаях предусмотрен и административный штраф по статье 23.30 КоАП РБ «Нарушение пограничного режима»: до 50 базовых в первый раз и до 100 б.в. за повторное нарушение в течение года.

В прилегающей к аэропорту зоне с нерадивыми любителями воздушных съёмок пока не сталкивались. Но руководитель Брестского филиала РУП «Белаэронавигация» Вадим Губаревич не исключает таких эпизодов в будущем.

— Любой полет авиамоделей, дронов выше ста метров может представлять опасность для воздушного пространства. Действия людей, управляющих дроном, для нас непредсказуемы, а последствия столкновения даже маленького летательного аппарата с самолетом сложно представить. Может обойтись, а может дрон и в двигатель попасть. Разумеется, в запретных зонах различными ведомствами используются беспилотные аппараты. Но в таких случаях к нам поступают планы полета, мы знаем, в какой зоне летают эти аппараты. И можем предупредить пилотов об опасности в той или иной зоне. Таким образом, риск сводится к минимуму.

…а кто — землю?

Но тут возникает любопытный вопрос: кто будет задерживать нарушителей воздушного пространства? По идее — ответственные за свою зону. Но если пограничники еще имеют технические и кадровые возможности для этого, то как быть с теми, кто решит полетать на больших высотах в запретных зонах Бреста?

Официальный представитель УВД Сергей Дученко, комментируя данный вопрос, отмечает, что милиция будет задерживать «пилотов» лишь в случае нарушения ими общественного порядка либо в порядке сотрудничества с иными ведомствами.

— Нарушения воздушного законодательства должны пресекаться сотрудниками соответствующих служб, — говорит Сергей Дученко. — Если они будут обращаться за помощью к нам, мы, конечно же, займемся поисками. Реагируем и на заявления от граждан, если вдруг дроны и их владельцы нарушают общественный порядок, залетают в частные владения, мешают проведению мероприятий. В остальном ими занимаются те службы, в чьей зоне ответственности незаконно запускается летательный аппарат.

Если очень хочется, то можно. Но — по согласованию

Запускать дроны в «красных зонах» выше ста метров можно — этот момент оговорен в документах Минобороны. По поводу пограничной зоны порядок полетов дронов строго регулируется постановлением Минобороны от 15 июня 2015 г. № 13 «О правилах содержания и использования в пограничной зоне и пограничной полосе летательных аппаратов».

— Согласно этому документу, физические и юридические лица до начала и после окончания периода содержания в пограничной зоне летательных аппаратов массой более 1 кг уведомляют об этом по телефону (или лично) дежурного по ближайшему территориальному органу пограничной службы, т.е. либо Брестской пограничной группы, либо Пинского погранотряда, — комментирует официальный представитель Брестской пограничной группы Сергей Дмитриев.

В документе также прописаны данные (ФИО хозяина, тип дрона, его характеристики, период и цель полета и пр.), которые владелец дрона обязан сообщать пограничникам, и перечень документов, которые необходимо иметь при себе на случай визита пограничного наряда.

А вот если кому-то захочется подняться в облака, скажем, в районе Черней, он должен отправить заявку уже в столичный Центр координации и обеспечения полетов. Это можно сделать как напрямую, так и через брестский аэропорт. Правда, Вадим Губаревич замечает, что за последнее время таких заявлений к ним не поступало.

Получается, кроме талантов фотографа владельцам квадро- и иных коптеров придется раскрыть в себе талант целого пилота. И принять правила игры в воздухе, который уже закрыт для баловства.

Мнение по поводу

Иван Олейник, фотограф:

— Карты запретных зон не отражают всей действительности. Их воспринимают слишком буквально. Бесполетная зона — это не просто геометрическая фигура на карте, она объёмна. Участки, на которых в принципе запрещены полеты даже на 10 метрах, — это аэропорты и прилегающие территории в радиусе полкилометра от границ ВПП, особо охраняемые объекты и т.п. Их не так много. И современные коптеры, например DJI, «знают», где летать нельзя. Эта информация постоянно обновляется с каждой новой программной «прошивкой». Она происходит по воздуху практически без участия владельца. ПО коптера просто ставит в известность, что нужно его обновить, — и всё: ты либо обновляешься, либо не сможешь полететь, пока не обновишься.

И коптер DJI никогда не влетит в бесполетную зону. Он, фигурально выражаясь, упрется в «стену». Меня просили заснять состояние крыши здания возле аэропорта в Бресте, и коптер просто отказался взлететь. У DJI ограничение на высоту подъема 500 метров. А на представленной карте ограничение полетов в том числе и на высотах выше 500 метров, то есть там где коптера и быть не может физически.

Какой-то порядок надо наводить, с этим я согласен. Прежде чем летать над жилой застройкой, я отлетал не один час над полем, пока до автоматизма не отработал все принципы управления аппаратом. Он все-таки весит 1,5 килограмма. И я могу представить последствия его неудачного полёта.

Плюс не все летают на промышленных коптерах, в которых есть «защита от дурака». Я читал про случаи взлома ограничений в ПО коптера. Это безответственно, на грани преступления. Запретить такое, конечно, проще всего. Но если подходить к полетам ответственно, то можно договариваться и получать разрешения летать и снимать там, где якобы «нельзя».

←Во время раскопок возле Старого замка археологи и историки нашли шахматную ладью

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика